kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Народные традиции и обряды. Масленица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ввести школьников в область русского музыкального фольклора;

  2. продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;

  3. познакомить учащихся с народными традициями России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Масленица 4 класс»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме «Народные традиции и обряды. Масленица».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Предметные:

  1. ввести школьников в область русского музыкального фольклора;

  2. продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;

  3. познакомить учащихся с народными традициями России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема).

2. Осуществлять анализ и синтез.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прослушанному.

2. Формирование восприятия музыки как произведения искусства.

Оборудование: DVD-проигрыватель; музыкальный центр; ПК; медиа проектор; презентация Power Point «Масленица»; CD с фрагментами музыкальных произведений; инструменты: коробочки, трещотки, ложки, свистульки, бубны,; диск с фонограммой с песней «Плясовые наигрыши».

Подготовка к уроку: На предыдущем уроке группе учащихся был дан материал по теме «Масленица». Ребята должны были обработать этот материал, и представить его на уроке в виде небольшого выступления.


  1. ХОД УРОКА.


Приветствие


1. Мотивация к учебной деятельности.

У: Мы продолжаем разговор об обрядовых праздниках русского народа. И сегодня у нас самый веселый, долгий и самое главное вкусный праздник. Символ этого праздника лежит у меня на тарелке под полотенцем. Хотите узнать о каком празднике у нас пойдет разговор?

Д: Да.

У: (показывает блин, лежащий на тарелке) Догадались?

Д: Это Масленица!

У: Верно. Вот мы сегодня попытаемся не только поговорить об этом языческом празднике, но и самим поучаствовать в нем. А кто мне расскажет об этом празднике?

Дети дают ответ, но он не полный.

- Почему вы не можете рассказать об этом празднике?

- Мы не знаем.

- Значит задача нашего урока?

- Узнать, что это за праздник, Масленица.

-А как мы будем это делать?

- С помощью материала, который мы готовили.

  1. Введение в тему урока.

У: Каждый ребенок знает, что времена года сменяют друг друга согласно законом природы. За летом следует осень, за осенью – зима, за зимой – весна.

В старину наши предки были уверены, что зима не уйдет, если ее не проводить. Жизнь простого народа была тесно связана с земледелием, с природой. Людям было необходимо наступление тепла, чтобы посадить и вырастить новый урожай. Так появился обычай провожать зиму и встречать весну.

Сегодня на уроке мы познакомимся с большим праздником, который начинался за 7 недель до Пасхи. Это переходящий праздник и точной даты у него нет.

1 Ведущий:

: Приходится Масленица на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни – и веселье да удаль людская в помощь ему.

Саму Масленицу называли еще сырной неделей. Каждый день праздника имел свое название и обрядность. А как ласково зазывали Масленицу: «Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажныя твоё тельце, сахарные уста. Приезжай ко мне в гости на широк дворок на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, кеточка-ясочка, ты моя перепелочка!

У: Каждый ряд получил задание: найти и рассказать о конкретном дне празднования Масленицы. Начинаем.

  1. Развитие темы.

Понедельник

Символ Масленицы – блин. Он похож на солнце, которое с приходом весны становилось все ярче и теплее. Поэтому блины начинали печь с воскресенье на понедельник, когда встречали Масленицу. Поэтому понедельник и называли - «Встреча». У: Давайте повторим название этого дня хором. Дети повторяют.

Накануне вечером, старшая в семье женщина выходила на реку, к озеру или колодцу и потихоньку от прочих призывала месяц заглянуть в окошко и подуть на опару:

Месяц ты, месяц,

Золотые твои рожки!

Выгляни в окошко,

Подуй на опару.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в строгом секрете от соседей. На этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молоко и молочные продукты еще можно было употреблять.

У: Вот и мы встретим Масленицу песней.

Учащиеся встают и исполняют песню «Блины»

Вторник

Вторник зовется «Заигрыш». (Повторяют хором) На «заигрыши» приглашались парни и девицы покататься на горках и поесть блинов.

В богатых семьях к этому братцы устраивали горки для своих сестриц, а мать посылала позываток по родным и знакомым звать дочек и сынков с наказом: У нас де горы готовы, блины испечены – просим жаловать».

Позываток встречали с почестями, угощали и отпускали с наказом: «Кланяйся хозяину и хозяйке со всеми домочадцами, а деток своих пришлем к вечеру».

Все это делалось не зря: «братцы» высматривали себе невест, а «сестрицы» - суженых, а затем, после Великого поста, на Красной горке праздновались свадьбы.

Среда.

Среда не зря называлась «Лакомка». (Дети повторяют хором). В этот день теща приглашала к себе зятя на блины.

: Так как в большинстве своем отношения между тещей и зятем были натянуты, то именно в этот день теща должна была угодить зятю.

А на этот счет в народе было придумано много пословиц и мы их вам сейчас прочтем.

Зять на дворе - пирог на столе.

Был у тещи, да рад утекши.

У тещи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник.

Нет черта в доме – прими зятя.

У: Ребята, а кто попытается объяснить смысл этих пословиц?

Именно зять забирает у матери её дочь из дома, а по мнению матери с ней там обращаются не очень хорошо.

Четверг.

С четверга Масленица разворачивалась во всю ширь, поэтому четверг и назван «разгуляй четверток». (Дети повторяют хором) Народ выходил всем миром на кулачные бои, люди спускали свою злость, накопившуюся за год. В другое время драки были строго запрещены.

Масленица – пышка на улицу вышла.

На гору кататься, с ребятами драться!

А ребята дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Маслены боки!

Дети катались с гор во все дни Масленицы, а вот взрослые присоединялись к ним с четверга.

Съезжали с гор на санях, салазках, ледянках, обледенелых рогожках. Этому катанию придавался особый смысл: человек вступал в союз с землей, пробуждал её застывшую силу и энергию.

У: И мы сейчас поиграем, правда, кулачные бои устраивать не будем, а вот силовой конкурс проведем. Игра называется «Бой петухов». Итак, условия данной игры, наверное, вам знакомы. Нужно, встать в круг, плечом к плечу, ногу согнув в колене прижать к бедру одной рукой, другую убрать за пояс. На счет «три» нужно только плечом вытолкать соперника из круга. Идет игра.

Пятница.

Пятница. Этот день назывался «Тещены вечорки» (Дети повторяют название дня). В это день зять приглашал к себе тещу в гости и оказывал ей всяческие почести.

Званая теща присылала все с вечера: кадушку для опары, половник, мешок гречневой муки и горшок коровьего масла.

Молодая жена «сдавала экзамен», показывая какая она умелая мастерица и рачительная хозяйка. Дочкино умение – матери прославление.

Но если мать не научила дочь печь блины, то зять мог высмеять свою тещу, за то, что она не научила свою дочь ни чему.

Суббота.

. Суббота – «Золовкины посиделки» (Дети повторяют) Это праздник для золовок (сестра мужа). Они приглашали родню и одаривали всех подарками. Пели песни, плясали.

У: И мы сейчас повеселимся, сыграем на инструментах, которые в те далекие времена были в каждой избе. Дети выходят к доске и играют на инструментах.

Воскресенье

Воскресенье прощенный день. На улицу выходил и стар, и млад. Ребятишки собирали дрова на сожжение чучела Масленицы. Именно кукла Масленицы была центральной фигурой праздника. Её делали из соломы и старого тряпья, но лица никогда не рисовали. Куклу возили в санных поездах, катали на санках с горок и величали.

Около полудня погуха-хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в хоровод. В хороводе пели песни, выкрикивали дразнилки, пели частушки.

У. И мы сейчас споем частушки.

  1. Я на Масленицу катался, 2. Сколько раз я зарекалась

Трое санок изломал. Под гармошку песни петь.

Ворона коня замучил А гармонь как заиграет

А милашку покатал! Как же сердцу усидеть?



  1. Парни вьюги испугались 4. Кот ходил, сидел, лежал,

Пусть на печке посидят Долго Масленицу ждал,

Мы наелись, нагулялись Песни пел, шипел, сопел,

На морозе без ребят. «Не зима, а беспредел»

  1. Пятый блин я слопала, 6. Мы кончаем петь частушки

На мне юбка лопнула До другого вечера.

Пойду юбку зашивать, Вы сидите до утра,

Чтобы есть блины опять! Коли делать нечего!


У: После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления, взятие снежного городка и конечно сожжение чучела Масленицы. Только теперь провожали её зло и сердито.

«Масленица загорела,

Всему миру надоела

Обманула, провела, до поста довела!

Гори сатана!

Стремясь очиститься от всего греховного перед великим постом, люди у масленичного костра просили друг у друга прощения: «Простите люди добрые, за грехи вольные и невольные».

И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело. Умирала надоевшая зима, рождалась яркая весна!

Итог урока: Праздник закончился, и нам пора заканчивать урок.

-На каком празднике мы побывали?

- На языческом празднике Масленица.

- Чем занимались на уроке?

- Мы слушали выступления своих одноклассников, музыкальные фрагменты из народного фольклора, пели, играли на музыкальных инструментах.

- Что узнали об этом празднике?

- Узнали, как называются дни Масленицы, узнали много нового о русском обычае провожать зиму и встречать весну.


Просмотр содержимого документа
«Текст песни»

  1. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. В квашне новой растворили, два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. Моя старшая сестрица печь блины то мастерица.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. Напекла она поесть сотен пять наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. На поднос она кладет и сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. «Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы!»

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.









Просмотр содержимого презентации
«Масленица»

Масленица (сырная неделя) Приходится на период с конца февраля до начала марта.

Масленица (сырная неделя)

Приходится на период с конца февраля до начала марта.

Понедельник – «встреча». Месяц ты, месяц, золотые рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!

Понедельник – «встреча».

Месяц ты, месяц, золотые рожки!

Выглянь в окошко, подуй на опару!

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. В квашне новой растворили, два часа блины ходили. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. Моя старшая сестрица печь блины то мастерица. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. Напекла она поесть сотен пять наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. На поднос она кладет и сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. «Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы!» Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза. Как на масленой неделе из трубы блины летели! Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • В квашне новой растворили, два часа блины ходили.
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • Моя старшая сестрица печь блины то мастерица.
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • Напекла она поесть сотен пять наверно, есть.
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • На поднос она кладет и сама к столу несет.
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • «Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы!»
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
  • Как на масленой неделе из трубы блины летели!
  • Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои – 2 раза.
Вторник – «заигрыш». « У нас-де горы готовы и блины испечены – просим жаловать»

Вторник – «заигрыш».

« У нас-де горы готовы и

блины испечены – просим

жаловать»

Среда – «лакомка». «Зять на дворе – пирог на столе». «У тещи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник». «Нет черта в доме – прими зятя». «Был у тещи, да рад утекши».

Среда – «лакомка».

«Зять на дворе – пирог на столе».

«У тещи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник».

«Нет черта в доме – прими зятя».

«Был у тещи, да рад утекши».

Четверг – «разгуляй четверток» «Масленица – пышка на улицу вышла, На гору кататься, с ребятами драться! Ребята – дураки, нажимали кулаки, Нажимали кулаки все на Масленицы боки!

Четверг – «разгуляй четверток»

«Масленица – пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Ребята – дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы боки!

Пятница – «тещины вечерки» Дочкино умение – матери прославление

Пятница – «тещины вечерки»

Дочкино умение – матери

прославление

Суббота – «золовкины посиделки»

Суббота – «золовкины посиделки»

Воскресенье – «прощенный день» «Погуха-хороводница» Ельник, березник На чистый понедельник! Уж то не дрова – осиновы дрова, березовы дрова! Подавайте их сюда – На Масленицу, На горельщицу!

Воскресенье – «прощенный день»

«Погуха-хороводница»

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то не дрова – осиновы

дрова, березовы дрова!

Подавайте их сюда –

На Масленицу,

На горельщицу!

Частушки

Частушки

  • 1. Я на Масленицу катался,
  • Трое санок изломал.
  • Ворона коня замучил
  • А милашку покатал!
  •   2. Сколько раз я зарекалась
  • Под гармошку песни петь.
  • А гармонь как заиграет
  • Как же сердцу усидеть?
  • 3. Парни вьюги испугались
  • Пусть на печке посидят
  • Мы наелись, нагулялись
  • На морозе без ребят.,
  •  
4. Кот ходил, сидел, лежал,  Долго Масленицу ждал,  Песни пел, шипел, сопел,  «Не зима, а беспредел»    5. Пятый блин я слопала,  На мне юбка лопнула  Пойду юбку зашивать,  Чтобы есть блины опять!  6. Мы кончаем петь частушки  До другого вечера.  Вы сидите до утра,  Коли делать нечего!
  • 4. Кот ходил, сидел, лежал,
  • Долго Масленицу ждал,
  • Песни пел, шипел, сопел,
  • «Не зима, а беспредел»
  •  
  • 5. Пятый блин я слопала,
  • На мне юбка лопнула
  • Пойду юбку зашивать,
  • Чтобы есть блины опять!
  • 6. Мы кончаем петь частушки
  • До другого вечера.
  • Вы сидите до утра,
  • Коли делать нечего!
После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления.

После общего хоровода начинались

игры, катания с гор, на конях, балаганные представления.

В.Суриков «Взятие снежного городка»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

Пришла к нам Масленица, принесла блины да маслице! Обманула, провела, до поста довела! Гори, сатана!

Пришла к нам Масленица, принесла блины да маслице!

Обманула, провела, до поста довела!

Гори, сатана!

Ссылки на использованные изображения: Кустодиев «Тройка»: http://i280.photobucket.com/albums/kk164/anja_cfc/0KUSTODiev_Masl1916.jpg Масленица зимняя тройка: http://artnow.ru/img/539000/539667.jpg Катание с горок: http://insuredsecured.com/images/5607f69a8195a.jpg Суриков. Взятие зимнего городка: http://mtdata.ru/u7/photoC49C/20062808903-0/original.jpg Сжигание чучела: http://lib2.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_4/985/d-984741/img30.jpg Тещины блины: http://m.hab.kp.ru/share/i/12/4970241/big.jpg Катание с гор: http://demiart.ru/forum/uploads12/post-2077065-1363065599.jpg Ярмарка: http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10484/10484_html_ab1a24b.jpg Блины: http://www.bezpovoda.ru/assets/images/programms/ng2014/2col/b/2.jpg

Ссылки на использованные изображения:

Кустодиев «Тройка»:

http://i280.photobucket.com/albums/kk164/anja_cfc/0KUSTODiev_Masl1916.jpg

Масленица зимняя тройка:

http://artnow.ru/img/539000/539667.jpg

Катание с горок:

http://insuredsecured.com/images/5607f69a8195a.jpg

Суриков. Взятие зимнего городка:

http://mtdata.ru/u7/photoC49C/20062808903-0/original.jpg

Сжигание чучела:

http://lib2.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_4/985/d-984741/img30.jpg

Тещины блины:

http://m.hab.kp.ru/share/i/12/4970241/big.jpg

Катание с гор:

http://demiart.ru/forum/uploads12/post-2077065-1363065599.jpg

Ярмарка:

http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_1/11/d-10484/10484_html_ab1a24b.jpg

Блины:

http://www.bezpovoda.ru/assets/images/programms/ng2014/2col/b/2.jpg

Зачин: http://assets.restoclub.ru/image/02%202010/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg Хоровод: http://www.detskiy-mir.net/images/fotoprikols/9030.jpg Кулачный бой: http://www.bylkov.ru/_ph/284/301940752.jpg Золовкины посиделки: http://st.oede.by/st/img/publication/682x405/3039.jpg Теща к зятю: http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/208/207095/img59.jpg

Зачин:

http://assets.restoclub.ru/image/02%202010/%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg

Хоровод:

http://www.detskiy-mir.net/images/fotoprikols/9030.jpg

Кулачный бой:

http://www.bylkov.ru/_ph/284/301940752.jpg

Золовкины посиделки:

http://st.oede.by/st/img/publication/682x405/3039.jpg

Теща к зятю:

http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/208/207095/img59.jpg

Список использованных печатных и мультимедийных источников:

Список использованных печатных и мультимедийных источников:

  • Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия. М., 1880
  • Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание. 1983.
  • Левашова О., Келдыш Ю. история русской музыки. Т.1. М., 1973.
  • Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман-газета, 1994.
  • Мультимедийные уроки по музыке 3 – 4 классы по программе КритскойЕ.Д


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Народные традиции и обряды. Масленица».

Автор: Скрипина Наталья Николаевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Народный обряд Масленица в опере  Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» "
    ["seo_title"] => string(75) "narodnyi-obriad-maslienitsa-v-opierie-n-a-rimskogho-korsakova-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "124169"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414654448"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Открытый урок русской литературы "Календарные обряды. Масленица""
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi_urok_russkoi_litieratury_kaliendarnyie_obriady_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353826"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923140"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Мастер – класс на тему: «Приобщение детей к народным традициям через русские подвижные игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_na_tiemu_priobshchieniie_dietiei_k_narodnym_traditsiiam_chieriez_r"
    ["file_id"] => string(6) "419989"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496329706"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "является руководителем дошкольного социального проекта «Встречаем  Масленицу» "
    ["seo_title"] => string(90) "iavliaietsia-rukovoditieliem-doshkol-nogho-sotsial-nogho-proiekta-vstriechaiem-maslienitsu"
    ["file_id"] => string(6) "246519"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446392980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства