kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начальный этап обучения игре на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте.

Занятия с учениками начального школьного возраста требуют совершенно особой методики проведения урока. Учитель для малыша некий друг, волшебник – это новый вариант общения, который необходим на уроке для освоения материала. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Смену различных заданий на протяжении занятия необходимо вести, опираясь на творческие способности ребёнка, его темперамент и способность к освоению нового. Главное – руки пианиста сделать гибкими, свободными, естественными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начальный этап обучения игре на фортепиано»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по предмету: Фортепиано

Тема: «Начальный этап обучения игре на фортепиано»














Преподаватель фортепиано

Третинник Галина Николаевна











г. Бакал

23.11.2021 г.




Методическая разработка учебного занятия

Преподаватель: Третинник Галина Николаевна

Дата проведения: «23» ноября 2021 года

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Образовательная программа, предмет: ДОП в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство», предмет «Фортепиано»

Класс: 1

Тема занятия: Начальный этап обучения игре на фортепиано

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип занятия: Урок закрепления знаний, умений, навыков.

Мотивация темы и типа урока: Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия:

Цель занятия: Формирование начальных технических навыков у учащихся при работе с упражнениями, применение полученных знаний при работе над пьесами

Задачи занятия:

Обучающие:

  • закрепить в ходе выполнения заданий следующие движения: подкладывание 1 пальца при игре гамм при переходе на новую позицию

  • сформировать специальные умения для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций

  • освоить разные способы развития пальцевой гибкости при игре арпеджио

  • изучить способы проучивания при работе с техническими упражнениями


Развивающие: привить интерес к изучаемым произведениям


Воспитательные: воспитать в учащемся волю и умение управлять своим поведением.



Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  1. Пианино (фортепиано) – 2 инструмента

  2. Нотная литература:

  • И. Королькова Нотная азбука «Крохе - музыканту» I часть.

  • Ш. Ганон Упражнения

  • А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» учебное пособие

  1. Нотная тетрадь, альбом (таблицы гамм, аккордов, арпеджио).

Методы и приемы обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  2. Наглядно-слуховый (показ с демонстрацией на инструменте преподавателем)

  3. Практический (игра на инструменте)

  4. Сопоставление (ученик анализирует свою игру с игрой преподавателя)

Формы и методы контроля: Индивидуальный

Методическое обеспечение:

  1. Бакланова Н. Первые уроки. – М.,1997

  2. Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. – М.,1974

  3. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. – М.,2002

  4. Якубовская В. Вверх по ступенькам. – Спб.,2003

Опережающие задания учащимся:

Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный (3 мин.)

  • сообщение темы и плана урока, вступительное слово преподавателя

2 этап. Освоение нового материала (25 мин.)

  • Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио – 10 минут

  • Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т. Смирновой «Бусы» - 5 минут

  • Исполнение пьесы И. Королькова Белорусская народная песня. – 5минут

  • Работа над пьесой И. Стрибогг Вальс петушков - 5 минут.

3 этап. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

4 этап. Домашнее задание (2 мин.)


Ход урока:

  1. Подготовка к уроку. Вступительное слово учителя.

Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте.

Занятия с учениками начального школьного возраста требуют совершенно особой методики проведения урока. Учитель для малыша некий друг, волшебник – это новый вариант общения, который необходим на уроке для освоения материала. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Смену различных заданий на протяжении занятия необходимо вести, опираясь на творческие способности ребёнка, его темперамент и способность к освоению нового. Главное – руки пианиста сделать гибкими, свободными, естественными: «Твои руки – это твой голос, это передаточное звено, что ты замыслил, то они и передают. Руки могут «говорить» громко, нежно, сердито, певуче или резко. Как чувствуешь – так и говоришь…»

  1. Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио.

Существенной задачей в развитии техники пианиста является достижение полной свободы, удобства и независимости пальцев. Одна из трудностей, требующая специального внимания педагога и специальной работы – это подкладывание первого пальца при переходе на новую позицию (после третьего или четвёртого пальца). Для выработки этих навыков играем упражнение Змейка Т. Лешетицкого (показ на инструменте, работа с учащейся). Упражнение помогает достигать полной звуковой ровности. Чтобы подкладывание первого пальца не нарушало плавного движения кисти руки акцентировать внимание надо не на то, что после 3-го или 4-го пальца надо подкладывать первый, а что 1 и 3 или 1 и 4 пальцы надо как бы соединить «в колечко». После изучения упражнения играем гамму до мажор в две октавы (показ на инструменте, исполнение учащейся гаммы до мажор в две, четыре октавы).

В работе над гаммами есть «закон» - пальцы должны находиться в естественном и экономном, «производственно – полезном» положении. В гаммах должны быть «разумные пальцы».

Аккорды играем, основываясь на естественном весе руки. Главное и изначальное в работе – это полнейшая одновременность звучания всех звуков в аккорде. Ученик должен уметь сохранять в воздухе форму аккордов, ощущать «кончики» пальцев (показ на инструменте).

В медленном темпе – аккорд берется.

Маленькие руки – все зависит от умения «устроиться в трудных условиях». Здесь важно быть предусмотрительным и разделить растяжение мышц (лишение свободы и естественного веса) и заставить предплечье и плечо чувствовать свою непричастность к растяжению.

Арпеджио прежде всего основывается на пальцевой гибкости. Арпеджио это форма исследования 4-х звучных аккордов. Предплечье, локтевой сустав и плечо должны составлять механизм гибкости: предплечье прибывает в постоянном равномерном движении, кисть вращается в меру необходимости «вращательная способность кисти». В быстром темпе – «схватывается», «цепляется» (показ на инструменте).

В проучивании арпеджио использовать метод «замедленная киносъемка 1 пальца» (показ на инструменте, работа с учащейся).

Очень важны и способы проучивания:

  1. Многократное повторение

  2. с переносом руки по октавам, увеличивая расстояние между звуками

  3. беспрерывное повторение элемента (вверх, вниз)

  4. секвенциями

  5. проучивание каждого звена в зеркальном отражении, при этом обязательным является верная аппликатура.

3. Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т.Смирновой «Бусы».

Упражнения требуют преодоление технических трудностей, неумение переходить с пальца на палец, переносить руку. Они требуют свободного «заброса» кисти (пронация – супинация) для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций, а также координации рук в одновременном непрерывном движении (показ на инструменте упр.№1,2,3,4,5). Детские пальцы нуждаются в тренировке – только тогда они укрепятся, станут «умными», «поймут», что от них нужно.

4. Исполнение пьесы И. Королькова Белорусская народная песня.

Важно объяснить детям, что легато – это плавный, связный переход от одного звука к другому, «перелив», без задержки на предыдущем звуке (ведь, когда поёшь, нельзя перейти на следующую ноту, продолжая петь предыдущую). На фортепиано непрерывная звуковая линия передается от одного пальца к другому, в отдельных руках по-разному, как 2 человека поют.

5. Работа над пьесой И. Стрибогг Вальс петушков.

Пьеса представляет собой наивный вальс, в характере игравшихся в начале века бродячими шарманщиками. Аккомпанемент вальса состоит из однообразно повторяющихся гармоний 1 и 5 ступеней – это тип гармонического мышления левой руки. Вальс полезен и учит свободно и смело переносить левую руку в басу. Мелодия правой руки 3-х частях, учить желательно со словами А. Данилевской по учебному пособию Первая встреча с музыкой А. Артоболевской. Важен штриховое различие частей (показ на инструменте, работа с учащейся).

6. Организация домашнего задания. Завершение урока:

«Ребенок приходит к преподавателю музыки с сияющими глазами и именно от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим запасом восторга. Придя в школу, ребенок впервые испытывает очарование музыкой, закладывается целая обширная область переживаний и именно это может влиться в обучение игре на инструменте».





Список литературы:

  1. А. Артоболевская. «Первая встреча с музыкой», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.

  2. О. Бахмацкая. «Здравствуй, малыш!», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.

  3. Л. Баренбейм, Н. Перунова «Путь к музыке», г. Ленинград, издательство «Советский композитор», 1989 г.

  4. Л. Булатова. «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Москва», 1976 г.

  5. Т.П. Смирнова учебное пособие «Allegro», Москва, 2003 г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Начальный этап обучения игре на фортепиано

Автор: Третинник Галина Николаевна

Дата: 16.11.2021

Номер свидетельства: 591547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Особенности начального этапа обучения игре на фортепиано"
    ["seo_title"] => string(58) "osobennosti_nachalnogo_etapa_obucheniia_igre_na_fortepiano"
    ["file_id"] => string(6) "604062"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1648978229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения игре на фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_na_nachalnom_etape_obucheniia_igre_na_fortepi"
    ["file_id"] => string(6) "609409"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1654857564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения""
    ["seo_title"] => string(72) "osvoenie_sredstv_muzykalnoi_vyrazitelnosti_na_nachalnom_etape_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "551833"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590707345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Роль ансамбля в развитии музыкальных способностей на начальном этапе обучения в классе фортепиано"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_ansamblia_v_razvitii_muzykalnykh_sposobnostei_na_nachalnom_etape_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "516966"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563789222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства