Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте.
Занятия с учениками начального школьного возраста требуют совершенно особой методики проведения урока. Учитель для малыша некий друг, волшебник – это новый вариант общения, который необходим на уроке для освоения материала. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Смену различных заданий на протяжении занятия необходимо вести, опираясь на творческие способности ребёнка, его темперамент и способность к освоению нового. Главное – руки пианиста сделать гибкими, свободными, естественными
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Начальный этап обучения игре на фортепиано»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по предмету: Фортепиано
Тема: «Начальный этап обучения игре на фортепиано»
Преподаватель фортепиано
Третинник Галина Николаевна
г. Бакал
23.11.2021 г.
Методическая разработка учебного занятия
Преподаватель: Третинник Галина Николаевна
Дата проведения: «23» ноября 2021 года
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Образовательная программа, предмет: ДОП в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство», предмет «Фортепиано»
Класс: 1
Тема занятия: Начальный этап обучения игре на фортепиано
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип занятия:Урок закрепления знаний, умений, навыков.
Мотивация темы и типа урока: Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель занятия:
Цель занятия: Формирование начальных технических навыков у учащихся при работе с упражнениями, применение полученных знаний при работе над пьесами
Задачи занятия:
Обучающие:
закрепить в ходе выполнения заданий следующие движения: подкладывание 1 пальца при игре гамм при переходе на новую позицию
сформировать специальные умения для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций
освоить разные способы развития пальцевой гибкости при игре арпеджио
изучить способы проучивания при работе с техническими упражнениями
Развивающие: привить интерес к изучаемым произведениям
Воспитательные: воспитать в учащемся волю и умение управлять своим поведением.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
Нотная литература:
И. Королькова Нотная азбука «Крохе - музыканту» I часть.
Ш. Ганон Упражнения
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» учебное пособие
Нотная тетрадь, альбом (таблицы гамм, аккордов, арпеджио).
Методы и приемы обучения:
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядно-слуховый (показ с демонстрацией на инструменте преподавателем)
Практический (игра на инструменте)
Сопоставление (ученик анализирует свою игру с игрой преподавателя)
Формы и методы контроля: Индивидуальный
Методическое обеспечение:
Бакланова Н. Первые уроки. – М.,1997
Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. – М.,1974
Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. – М.,2002
Якубовская В. Вверх по ступенькам. – Спб.,2003
Опережающие задания учащимся:
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный (3 мин.)
сообщение темы и плана урока, вступительное слово преподавателя
2 этап. Освоение нового материала (25 мин.)
Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио – 10 минут
Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т. Смирновой «Бусы» - 5 минут
Исполнение пьесы И. Королькова Белорусская народная песня. – 5минут
Работа над пьесой И. Стрибогг Вальс петушков - 5 минут.
3 этап. Закрепление пройденного материала (5 мин.)
4 этап. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Подготовка к уроку. Вступительное слово учителя.
Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте.
Занятия с учениками начального школьного возраста требуют совершенно особой методики проведения урока. Учитель для малыша некий друг, волшебник – это новый вариант общения, который необходим на уроке для освоения материала. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме. Смену различных заданий на протяжении занятия необходимо вести, опираясь на творческие способности ребёнка, его темперамент и способность к освоению нового. Главное – руки пианиста сделать гибкими, свободными, естественными: «Твои руки – это твой голос, это передаточное звено, что ты замыслил, то они и передают. Руки могут «говорить» громко, нежно, сердито, певуче или резко. Как чувствуешь – так и говоришь…»
Работа над техникой в гаммах, аккордах, арпеджио.
Существенной задачей в развитии техники пианиста является достижение полной свободы, удобства и независимости пальцев. Одна из трудностей, требующая специального внимания педагога и специальной работы – это подкладывание первого пальца при переходе на новую позицию (после третьего или четвёртого пальца). Для выработки этих навыков играем упражнение Змейка Т. Лешетицкого (показ на инструменте, работа с учащейся). Упражнение помогает достигать полной звуковой ровности. Чтобы подкладывание первого пальца не нарушало плавного движения кисти руки акцентировать внимание надо не на то, что после 3-го или 4-го пальца надо подкладывать первый, а что 1 и 3 или 1 и 4 пальцы надо как бы соединить «в колечко». После изучения упражнения играем гамму до мажор в две октавы (показ на инструменте, исполнение учащейся гаммы до мажор в две, четыре октавы).
В работе над гаммами есть «закон» - пальцы должны находиться в естественном и экономном, «производственно – полезном» положении. В гаммах должны быть «разумные пальцы».
Аккорды играем, основываясь на естественном весе руки. Главное и изначальное в работе – это полнейшая одновременность звучания всех звуков в аккорде. Ученик должен уметь сохранять в воздухе форму аккордов, ощущать «кончики» пальцев (показ на инструменте).
В медленном темпе – аккорд берется.
Маленькие руки – все зависит от умения «устроиться в трудных условиях». Здесь важно быть предусмотрительным и разделить растяжение мышц (лишение свободы и естественного веса) и заставить предплечье и плечо чувствовать свою непричастность к растяжению.
Арпеджио прежде всего основывается на пальцевой гибкости. Арпеджио это форма исследования 4-х звучных аккордов. Предплечье, локтевой сустав и плечо должны составлять механизм гибкости: предплечье прибывает в постоянном равномерном движении, кисть вращается в меру необходимости «вращательная способность кисти». В быстром темпе – «схватывается», «цепляется» (показ на инструменте).
В проучивании арпеджио использовать метод «замедленная киносъемка 1 пальца» (показ на инструменте, работа с учащейся).
Очень важны и способы проучивания:
Многократное повторение
с переносом руки по октавам, увеличивая расстояние между звуками
беспрерывное повторение элемента (вверх, вниз)
секвенциями
проучивание каждого звена в зеркальном отражении, при этом обязательным является верная аппликатура.
3. Игра упражнений по Ш. Ганону 1 часть Allegro Т.Смирновой «Бусы».
Упражнения требуют преодоление технических трудностей, неумение переходить с пальца на палец, переносить руку. Они требуют свободного «заброса» кисти (пронация – супинация) для ведения мелодической линии и плавного перемещения позиций, а также координации рук в одновременном непрерывном движении (показ на инструменте упр.№1,2,3,4,5). Детские пальцы нуждаются в тренировке – только тогда они укрепятся, станут «умными», «поймут», что от них нужно.
4. Исполнение пьесы И. Королькова Белорусская народная песня.
Важно объяснить детям, что легато – это плавный, связный переход от одного звука к другому, «перелив», без задержки на предыдущем звуке (ведь, когда поёшь, нельзя перейти на следующую ноту, продолжая петь предыдущую). На фортепиано непрерывная звуковая линия передается от одного пальца к другому, в отдельных руках по-разному, как 2 человека поют.
5. Работа над пьесой И. Стрибогг Вальс петушков.
Пьеса представляет собой наивный вальс, в характере игравшихся в начале века бродячими шарманщиками. Аккомпанемент вальса состоит из однообразно повторяющихся гармоний 1 и 5 ступеней – это тип гармонического мышления левой руки. Вальс полезен и учит свободно и смело переносить левую руку в басу. Мелодия правой руки 3-х частях, учить желательно со словами А. Данилевской по учебному пособию Первая встреча с музыкой А. Артоболевской. Важен штриховое различие частей (показ на инструменте, работа с учащейся).
6. Организация домашнего задания. Завершение урока:
«Ребенок приходит к преподавателю музыки с сияющими глазами и именно от преподавателя зависит, как он сможет распорядиться этим запасом восторга. Придя в школу, ребенок впервые испытывает очарование музыкой, закладывается целая обширная область переживаний и именно это может влиться в обучение игре на инструменте».
Список литературы:
А. Артоболевская. «Первая встреча с музыкой», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.
О. Бахмацкая. «Здравствуй, малыш!», Москва, издательство «Советский композитор», 1985 г.
Л. Баренбейм, Н. Перунова «Путь к музыке», г. Ленинград, издательство «Советский композитор», 1989 г.
Л. Булатова. «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Москва», 1976 г.
Т.П. Смирнова учебное пособие «Allegro», Москва, 2003 г.