Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.
Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.
2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.
1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)
Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.
Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Начальный этап работы над полифонией »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Старокулаткинская детская школа искусств
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по предмету:
Музыкальный инструмент (фортепиано)
Тема: «Начальный этап работы над полифонией»
Подготовила: преподаватель МБОУ ДОД
Старокулаткинская ДШИ
Хабиева Г.Д.
Заслушано на метод. объединении
Протокол № 2 от «29 » октября 2012г.
р.п. Старая Кулатка
2012г.
Учебная дисциплина: музыкальный инструмент
Специальность: фортепиано
Класс: 4 класс – Курмаева Анжела;
Отделение - инструментальное исполнительство «Фортепиано»
Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано»
Вид занятия: Комбинированный
Форма проведения занятия: открытый урок
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения: фортепианный класс ДШИ р. п. Старая Кулатка
Цели занятия:
Обучающая – углубить знакомство ученика с характерными особенностями полифонии И.С.Баха.
Развивающая - развить полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру в исполняемых произведениях.
Воспитательная – воспитать интерес к чувству стиля и формы полифонического музыкального произведения.
Мотивационная – способствовать развитию исполнительских качеств учащегося, что даёт толчок к саморазвитию.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
Нотная литература:
Гаммы и упражнения
Пьесы для фортепиано
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
Опережающее задание учащегося: сообщение
«Жизнь и творчество И.С.Баха»
Запись произведений И.С.Баха и старинной музыки (магнитофон)
План урока (хронометраж):
Организационная часть - 5 минут.
вводная информация учителя
проверка готовности ученика к уроку
2. Работа над гаммами, упражнениями, пьесами с использованием знаний контрастной и подголосочной полифонии – 10 минут.
3. Работа над произведениями И.С.Баха - 15 минут.
Менуэты И.С.Баха
Маленькие прелюдии И.С.Баха
4. Заключительная часть урока – 5 минут.
Подведение итогов
Значимость развития полифонического слуха учащегося
5. Организация домашнего задания – 5 минут.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.
Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.
2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.
1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)
Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.
Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.
Способы проучивания: 1 голос – ƒ, 2 голос – p; петь – ƒ, играть – p; или игра – ƒ, петь – p;
Заучивание по принципу подголосочной полифонии. Принцип варьирования мелодии ведущего голоса (правая рука) и темы – спутника (левая рука). Трудность – разнотембровая окраска голосов и очень выразительная в исполнении. Е.Ф. Гнесина подмечает и нацеливает на очень важную и часто встречающеюся в полифонии половинную ноту. Слушать текучесть исполнения половинных нот. Горизонтальность – это фундамент полифонии.
Способы проучивания – пение вслух и про себя каждого из голосов и голоса отдельно.
3. Диалог учителя с учащейся. Жизнь и творчество И.С. Баха
Б. Ливанов: «Бах – музыкальный мыслитель, ученый, ученый музыкант, педагог, был в тоже время одним из самых вдоховенных художников, способный потрясти чувства, пронзить сердце человека и внушить ему сознание высшей гармонии музыки»
Сообщение учащейся (реферат) о И.С. Бахе, о Менуэте.
Прослушивание записи Менуэта в исполнении симфонического оркестра:
Главная заповедь в формировании развитии полифонического слуха – играя на рояле надлежит стремиться к тому, чтобы оттенить, по возможности ярче высветить отдельные элементы звуковых конструкций, не дать «слипнуться», «спутаться» нитям, у которых соткана музыкальная ткань. Я.В. Флиер: «Не только живописцы, но и мы, музыканты вправе употреблять этот термин – «перспектива», ибо это подлинная реальность фортепианного исполнительства. Что-то в игре пианиста должно быть на переднем плане (чаще всего мелодия), что-то образует фон, так сказать «линию горизонта», словно бы прибывающую в дали от слушателя… «Тут мало хорошо вышколенных пальцев, тут нужен слух, слух, слух!».
2) Маленькая прелюдия №5 ре минор И.С. Баха из цикла «Двенадцать маленьких прелюдий».
Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Эти чудесные миниатюры, воплощающие мир типичных образов композитора, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики голосоведения и др.
Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время?
- Разговор с учащейся: Как известно, первоначально (начиная с 15 века) прелюдия представляла собой импровизационное выступление, имевшее целью подготовки музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр . Каждая из прелюдий своеобразна по настроению, складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ .Поэтому прелюдиям свойственно лишь однотипное мелодическое движение. Так прелюдия d moll №5 у И.С. Баха пьеса с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. В прелюдии характерная гармоническая последовательность : тоника, субдоминанта, доминанта, тоника.
Для того, чтобы передать содержание пьесы необходимо разобраться в форме полифонического произведения. Прелюдия №5, ре минорная, относиться к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая же совмещает в себе функции разработки и репризы.
Прослушивание маленькой прелюдии №2 С dur (определение сходства с прелюдией №5 в форме): 1 часть – экспозиция
2 часть – разработка, радостно-шуточная каденция, реприза (короткое завершение в мажор – ре мажором (фа диез).
Сходство в баховской фразировке (в сильную долю), которая строится по 2 такта Т, S, D.
В разработке доминантовое остинато в левой руке – это тоже сходство.
Характер же прелюдий несколько отличается друг от друга: если до мажорная прелюдия – торжественно-праздничная, мужественная, то ре минорная прелюдия живая, трепетная и несколько певучая по характеру. Характер можно связать с «инструментовкой». В прелюдии №2 верхний голос – торжественно и звонко поет труба, а в прелюдии №5 верхний голос – трепетно и певуче скрипка. В нижнем голосе в той и другой прелюдии – виолончель.
- Исполнение на фортепиано прелюдии №5 ре минор.
Работа над Баховской артикуляцией – «прием восьмушки»: восьмые играются legato, четверти non legato, (точно выдержанных по длительности с резким, энергичным отрывом пальца и переходом на следующий звук).
Работа над Баховской динамикой – общее динамическое нарастание происходит по мотивам, звучность прибавляется с первой же ноты мотива, но внутри его остается неизменной. Пройти таким образом четыре динамических стадии развития тема приходит к кульминации (9 такт), где лига, акцент является авторским, т.е. написанный самим И.С. Бахом.
Такая аналитическая работа в изучении баховской полифонии является основой для изучения более сложной имитационной полифонией, которая изучается в старших классах фортепианного отделения.
4. Заключительное слово учителя:
Квалифицированно – организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе единственные в своем роде, можно сказать уникальные возможности для формирования-развития полифонического слуха. Певцы, исполнители на духовых инструментах стеснены рамками одноголосия. Скрипка и виолончель являются «гомофонными инструментами». И только литература для фортепиано, в значительной своей части выявляя и «обыгрывая» специфические выразительно-технические свойства везде и всегда полифонически.
5. Организация домашнего задания.
Список литературы:
Г.Н. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., Просвещение, 1984 г.
Л. Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Музыка», 1976 г.
Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», Ленинград, издательство «Музыка», 1988 г.
Г. Скудина «Рассказы о И.С. Бахе», Москва, издательство «Музыка», 1985 г.
И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, издательство «Музыка», 1970 г.
Л. Михеев «Музыкальный словарь в раскрасках», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984 г.