kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начальный этап работы над полифонией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.

Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в  одновременном развитии звуковых линий.

2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.

1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)

Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.

Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начальный этап работы над полифонией »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Старокулаткинская детская школа искусств















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по предмету:

Музыкальный инструмент (фортепиано)

Тема: «Начальный этап работы над полифонией»














Подготовила: преподаватель МБОУ ДОД

Старокулаткинская ДШИ

Хабиева Г.Д.

Заслушано на метод. объединении

Протокол № 2 от «29 » октября 2012г.









р.п. Старая Кулатка

2012г.

Учебная дисциплина: музыкальный инструмент

Специальность: фортепиано

Класс: 4 класс – Курмаева Анжела;

Отделение - инструментальное исполнительство «Фортепиано»

Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано»

Вид занятия: Комбинированный

Форма проведения занятия: открытый урок

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения: фортепианный класс ДШИ р. п. Старая Кулатка


Цели занятия:

Обучающая – углубить знакомство ученика с характерными особенностями полифонии И.С.Баха.

Развивающая - развить полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру в исполняемых произведениях.

Воспитательная – воспитать интерес к чувству стиля и формы полифонического музыкального произведения.

Мотивационная – способствовать развитию исполнительских качеств учащегося, что даёт толчок к саморазвитию.


Учебное оборудование (оснащение) занятия:

Пианино (фортепиано) – 2 инструмента

Нотная литература:

Гаммы и упражнения

Пьесы для фортепиано

И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

Опережающее задание учащегося: сообщение

«Жизнь и творчество И.С.Баха»

Запись произведений И.С.Баха и старинной музыки (магнитофон)


План урока (хронометраж):

  1. Организационная часть - 5 минут.

вводная информация учителя

проверка готовности ученика к уроку

2. Работа над гаммами, упражнениями, пьесами с использованием знаний контрастной и подголосочной полифонии – 10 минут.

3. Работа над произведениями И.С.Баха - 15 минут.

Менуэты И.С.Баха

Маленькие прелюдии И.С.Баха

4. Заключительная часть урока – 5 минут.

Подведение итогов

Значимость развития полифонического слуха учащегося

5. Организация домашнего задания – 5 минут.


Ход урока:


1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.

Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.


2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.

1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)

Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.

Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.

Способы проучивания: 1 голос – ƒ, 2 голос – p; петь – ƒ, играть – p; или игра – ƒ, петь – p;

1 голос – staccato, 2 голос – legato; 1 голос – non legato, 2 голос – legato.

2. Работа над пьесами, исполнение пьес:

О. Питерсон – «Волна за волной»

Б.Барток - Песенка

Заучивание по принципу подголосочной полифонии. Принцип варьирования мелодии ведущего голоса (правая рука) и темы – спутника (левая рука). Трудность – разнотембровая окраска голосов и очень выразительная в исполнении. Е.Ф. Гнесина подмечает и нацеливает на очень важную и часто встречающеюся в полифонии половинную ноту. Слушать текучесть исполнения половинных нот. Горизонтальность – это фундамент полифонии.

Способы проучивания – пение вслух и про себя каждого из голосов и голоса отдельно.


3. Диалог учителя с учащейся. Жизнь и творчество И.С. Баха

Б. Ливанов: «Бах – музыкальный мыслитель, ученый, ученый музыкант, педагог, был в тоже время одним из самых вдоховенных художников, способный потрясти чувства, пронзить сердце человека и внушить ему сознание высшей гармонии музыки»

Сообщение учащейся (реферат) о И.С. Бахе, о Менуэте.

Прослушивание записи Менуэта в исполнении симфонического оркестра:

1) Исполнение на фортепиано:

- И.С. Бах Менуэт соль минор (контрастная полифония)

- И.С. Бах Менуэт соль минор (подголосная полифония)

Главная заповедь в формировании развитии полифонического слуха – играя на рояле надлежит стремиться к тому, чтобы оттенить, по возможности ярче высветить отдельные элементы звуковых конструкций, не дать «слипнуться», «спутаться» нитям, у которых соткана музыкальная ткань. Я.В. Флиер: «Не только живописцы, но и мы, музыканты вправе употреблять этот термин – «перспектива», ибо это подлинная реальность фортепианного исполнительства. Что-то в игре пианиста должно быть на переднем плане (чаще всего мелодия), что-то образует фон, так сказать «линию горизонта», словно бы прибывающую в дали от слушателя… «Тут мало хорошо вышколенных пальцев, тут нужен слух, слух, слух!».

2) Маленькая прелюдия №5 ре минор И.С. Баха из цикла «Двенадцать маленьких прелюдий».

Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Эти чудесные миниатюры, воплощающие мир типичных образов композитора, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики голосоведения и др.

Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время?

- Разговор с учащейся: Как известно, первоначально (начиная с 15 века) прелюдия представляла собой импровизационное выступление, имевшее целью подготовки музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр . Каждая из прелюдий своеобразна по настроению, складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ .Поэтому прелюдиям свойственно лишь однотипное мелодическое движение. Так прелюдия d moll №5 у И.С. Баха пьеса с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. В прелюдии характерная гармоническая последовательность : тоника, субдоминанта, доминанта, тоника.

Для того, чтобы передать содержание пьесы необходимо разобраться в форме полифонического произведения. Прелюдия №5, ре минорная, относиться к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая же совмещает в себе функции разработки и репризы.

Прослушивание маленькой прелюдии №2 С dur (определение сходства с прелюдией №5 в форме): 1 часть – экспозиция

2 часть – разработка, радостно-шуточная каденция, реприза (короткое завершение в мажор – ре мажором (фа диез).

Сходство в баховской фразировке (в сильную долю), которая строится по 2 такта Т, S, D.

В разработке доминантовое остинато в левой руке – это тоже сходство.

Характер же прелюдий несколько отличается друг от друга: если до мажорная прелюдия – торжественно-праздничная, мужественная, то ре минорная прелюдия живая, трепетная и несколько певучая по характеру. Характер можно связать с «инструментовкой». В прелюдии №2 верхний голос – торжественно и звонко поет труба, а в прелюдии №5 верхний голос – трепетно и певуче скрипка. В нижнем голосе в той и другой прелюдии – виолончель.

- Исполнение на фортепиано прелюдии №5 ре минор.

Работа над Баховской артикуляцией – «прием восьмушки»: восьмые играются legato, четверти non legato, (точно выдержанных по длительности с резким, энергичным отрывом пальца и переходом на следующий звук).

Работа над Баховской динамикой – общее динамическое нарастание происходит по мотивам, звучность прибавляется с первой же ноты мотива, но внутри его остается неизменной. Пройти таким образом четыре динамических стадии развития тема приходит к кульминации (9 такт), где лига, акцент является авторским, т.е. написанный самим И.С. Бахом.

Такая аналитическая работа в изучении баховской полифонии является основой для изучения более сложной имитационной полифонией, которая изучается в старших классах фортепианного отделения.

4. Заключительное слово учителя:

Квалифицированно – организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе единственные в своем роде, можно сказать уникальные возможности для формирования-развития полифонического слуха. Певцы, исполнители на духовых инструментах стеснены рамками одноголосия. Скрипка и виолончель являются «гомофонными инструментами». И только литература для фортепиано, в значительной своей части выявляя и «обыгрывая» специфические выразительно-технические свойства везде и всегда полифонически.


5. Организация домашнего задания.


Список литературы:


Г.Н. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., Просвещение, 1984 г.

Л. Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Музыка», 1976 г.

Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», Ленинград, издательство «Музыка», 1988 г.

Г. Скудина «Рассказы о И.С. Бахе», Москва, издательство «Музыка», 1985 г.

И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, издательство «Музыка», 1970 г.

Л. Михеев «Музыкальный словарь в раскрасках», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Начальный этап работы над полифонией

Автор: Хабиева Гузяль Дявлятшевна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование лингвострановедческого подхода в методике обучения иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-linghvostranoviedchieskogho-podkhoda-v-mietodikie-obuchieniia-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146609"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419222003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства