Просмотр содержимого документа
«"На руси большой не бывать врагу».»
Урок музыки в 3 классе.
Тема года: «О чём рассказывает музыка».
Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Тип урока: Углубление в тему.
Задачи: Образовательная: углубление понятия темы четверти на примере симфонии №2 «Богатырской» А. П. Бородина и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Понятие образа богатырей в музыке.
Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы вновь узнаем, о чём рассказывает музыка. Тема нашего урока звучит так: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
Раскинулась величавая Русь. И жили на Руси люди добрые. Хлеб растили, детей кормили. В лугах пастухи скот пасли. За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон. Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль. Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Ой. сойдёмся, братья русские,
Сыновья земли единой
И поставим слово к слову,
Так чтоб песня зазвенела
Возвеличивая славных,
Возвеличивая русских.
Ой, сойдёмся, братья кровные
Други трав, дубов зелёных
И восхвалим гром-победу
Над Ордою Золотою.
Сыновья земли высокой,
Мы сойдёмся. Грянут гусли
Непривычными словами
О деяниях похвальных
Да о нынешнем походе.
Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
Незаурядным, удивительным человеком был А. П. Бородин. Талантливый композитор, крупный учёный в области химии, неутомимый общественный деятель, музыкальный критик, чуткий педагог. Он прожил не долгую, но очень яркую жизнь. Все его произведения рассказывают о героических подвигах русского народа.
Одно из его произведений мы услышим сегодня на уроке. Это симфония №2 «Богатырская».
Учитель - Ребята, скажите, что такое симфония?
Ученики - Это один из музыкальных жанров.
Учитель - А какие ещё жанры вы знаете?
Ученики - Опера, балет.
Учитель - Давайте вспомним, что присуще каждому из них.
В опере – есть сюжет . Музыка связана со словами. Исполнители поют.
В балете – музыка связана с движением, нет слов .
В симфонии – нет движения, нет слов.
В этом жанре есть музыкальные инструменты и исполнители, которые играют на них. Исполнителями управляет дирижёр.
Главным героем в симфонии является музыкальная тема. А героев в симфонии может быть много, значит много и тем. Они вступают во взаимодействие, в разговор.
Когда А. П. Бородин писал свою симфонию, он видел богатырские заставы, охраняющие мирную земледельческую Русь от воинствующих кочевников. Он видел, как бьются богатыри с великой ордой, которая поднялась, как чёрная туча с восточной стороны. Все богатыри – сильные, могучие.
Давайте посмотрим на картину художника Васнецова «Три богатыря».
Под славным городом, под Киевом
На тех на степях на Днепровских
Стояла застава богатырская
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович,
А конь под Ильёй, словно лютый зверь
И сам на коне, как ясен сокол!
А был на заставе ещё Добрыня Никитич
И пошёл его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перемахивать.
А и был там Алёша Попович млад,
Что из Красна города из Ростова
Свой тугой лук разрывчатый отстёгивал
От правого, от стремечка булатного,
Накладывал – то стрелочку калёную
И натягивал тетивочку шелковеньку…
А теперь мы будем слушать «Богатырскую» симфонию А. П. Бородина.
Слушание.
Точно громогласный клич, взывающих богатырей русских – звучит суровая, полная несокрушимой мощи – 1 тема симфонии №2 А. П. Бородина. Могучая поступь, огромная молодецкая силушка, воспевается в народных былинах и преданиях.
2 тема – лирическая, песенного склада, прислушайтесь. Её запевают виолончели, затем присоединяются флейты, кларнеты, будто в дали стройно поют девушки, а им, наигрывая на свирели, отвечает пастух. Вот она мирная русская земля наша, охраняемая богатырями.
Учитель - Ребята, давайте охарактеризуем главную тему.
Богатырская тема, прославляющая наш могучий сильный русский народ, всегда звучит в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в поэзии, литературе, живописи, театре, кино .
Классик 20 века С. С. Прокофьев вновь в своём творчестве обращается к теме, прославляющей русский народ, русских богатырей. Он пишет кантату «Александр Невский».
- Возникает вопрос: «А что такое кантата?»
- Кантата – это произведение для певца – солиста, хора и симфонического оркестра, состоящая из нескольких законченных частей и предназначенных для концертного исполнения.
Кантата «Александр Невский» возникла из музыки к одноимённому кинофильму, который поставил знаменитый режиссёр С. Эйзенштейн. Она рассказывает о героических событиях дружины Александра Невского, которая одержала победу над рыцарями-крестоносцами.
Посмотрите на картину художника Корина «Александр Невский». . Могучий и суровый, в стальных воинских доспехах, в шлеме, панцире и латах стоит Невский, опираясь на тяжёлый меч. Над головой Невского грозно темнеет воинское знамя с образом спаса –«Ярое око». Ненастное сумрачное небо, тяжёлые рваные облака.
В кантате 7 частей:
1. Русь под игом монгольским.
2. Песня об Александре Невском.
3. Крестоносцы во Пскове.
4. Вставайте, люди русские.
5. Ледовое побоище.
6. Мёртвое поле. 7. 7.Въезд Александра Невского во Псков. Каждая победа доставалась нашему народу нелегко. Много сыновей положили свои головы на полях сражений за матушку-Русь. В 6 части кантаты «Мёртвое поле» рассказывается о девушке-невесте, которая идёт по полю после битвы и ищет своего жениха. Сколько матерей не дождалось своих сыновей. Сколько сестёр не дождалось своих братьев…
Исполнение учителем «Я иду по полю белому».
Это очень скорбная, печальная и одновременно лирическая тема. Это как символ – Родина-мать оплакивает своих сыновей.
4 часть «Вставайте, люди русские». Это хоровая песня, песня-призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио и придавал настрой к бою, успех в борьбе и уверенность в победе.
С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях звучанием колокола. В начале этого хора мы слышим набат колокола. Песня призывного характера, слышатся боевые кличи. В средней части этого хора певучая, привольная, светлая тема «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».
7 часть – «Въезд Александра Невского во Псков». Народ встречает победителя.
Россия!
Не искать иного слова,
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся –
Сплошное поле Куликово
На протяженьи многих сотен лет
Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей
В холстах голубоглазого Рублёва
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя
Вызревали росы.
На пепелищах пели топоры.
Мы всё прощали
Мы – великороссы
Всегда великодушны и добры.
Россия!
Прозвучало это слово
Вписав в бессмертье
Наши имена
Ото льдов Невы –
До поля Куликова
От Куликова до Бородина.
Тебя хотели сделать бездыханной
Отнять твою печаль и озорство.
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его!
Используемая литература
Авторы: И. А. Агапова, М.А. Давыдова - 30 музыкальных занятий. «Аквариум»ГИППВ, 2002