Вопрос: Что может музыка, повторяется но на конкретном примере. П. И. Чайковский "Cтаринная французская песенка" Некоторым учащимся, особенно обучающимся игре на фортепиано, эта музыка может быть знакома. Записали на доске фамилию, имя, отчество композитора, название пьесы, сборник, в который эта пьеса включена. "Детский альбом" Вспомнить кому он посвящен. Пьесу исполнить несколько раз, применяя метод "разрушения" , при каждом исполнении, поочередно менять элементы музыкальной речи, сопровождая их вопросами, направленных на выявлении этих изменений. Каждый раз, следует задавать вопрос, что изменилось, как звучит музыка, как изменился характер музыки. Почему музыка звучит так, а не иначе? Ответы детей должны звучать после вопроса. Первое исполнение. Учитель Определите характер и лад пьесы? Ученик: Звучит грустно лад минорный. Учитель Тоника звук "соль", лад минорный. Назовите тональность пьесы? Ученик: Тональность пьесы "соль -минор" Второе исполнение в мажорном ладу. Учитель Что изменилось в музыке? Ученик: Изменился характер музыки, он стал веселый. Учитель Назовите лад, в котором прозвучало произведение во втором исполнении? Ученик: Во втором исполнении прозвучал мажорный лад. Учитель Тоника тоже была звук "соль" , лад мажорный. В какой тональности звучала пьеса? Ученик: Пьеса прозвучала в тональности "соль - мажор" Учитель В каком соотношении находятся эти тональности если у них одна тоника - звук "соль" Ученик: Эти тональности будут одноименными, так как тоника носит одно имя . Третье исполнение, изменяется темп с умеренного на быстрый. Учитель Что изменилось в звучании музыки, а что осталось неизменным? Ученик: Пьеса звучит в быстром темпе, а мелодия не изменилась. Четвертое исполнение, меняем регистр, лад минорный Учитель Что изменилось в звучании музыки, а что осталось неизменным? Ученик: Звучит высокий регистр, а ритм лад и мелодия те же. В последующем исполнении пьесы, меняем ритмический рисунок и фактуру аккомпанемента, после чего следуют вопросы . Учитель Определите жанры, в котором прозвучало произведение. Что можно делать под эту музыку? Ученик: Под эту музыку можно маршировать, танцевать, то есть прозвучали жанры: марш, танец. Учитель Исполняем пьесу в двух -, трех -, четырехдольном метрах, после чего, назвать новые жанры: польку, марш и вальс. При следующем исполнении , учитель исполняет пьесу с текстом . Ручьи бегут звеня зима прошла недавно Весенней свежей зеленью покрылся лес А в сердце у меня печально и темно Как будто солнце скрылось навсегда с небес Учитель Что изменилось в звучании пьесы, в каком исполнении она прозвучала? Ученик: Пьеса была исполнена как вокальное сочинение (со словами) при исполнении добавилась новая окраска звука - голос (тембр). Далее, следует записать на доске все элементы музыкальной речи (в столбик, так как это, способствует лучшему запоминанию ), из которых состоит музыка, либо вывесить заранее приготовленный плакат. Элементы музыкальной речи Характер Мелодия Лад краски (светлые темные) Темп Регистр Ритм Метр(размер) Жанр Тембр Динамика Фактура (cспособ изложения музыкального материала) Проводим параллель с уроками русского языка и литературы, "кирпичиками" литературного сочинения являются буква, слово, слог, предложение, фраза, абзац, рассказ и так далее . В музыке роль "кирпичиков" исполняют элементы музыкальной речи. Следуем принципу от "простого к сложного" Учитель Изменился ли характер музыки "французской" песенки и почему? Ученик: Характер музыки изменился, потому-то изменились элементы музыкальной речи Новый музыкальный материал А. П. Бородин . Симфония № 2 "Богатырская". 1 часть. Учитель: Бородин был очень одаренным человеком и выдающимся композитором, тяготеющий к русскому героическому эпосу. И одновременно, был видным ученым - химиком, медиком. И здесь, и там он достиг больших высот, входил в музыкальное общество "Могучая кучка" (Кюи, Римский - Корсаков, Мусорский, Балакирев ). Богатырь русской музыки - так назвал его музыкальный критик Владимир Стасов. Потому - что, он был высокий, статный, богатырского телосложения. И в силу того, что у него были 2 разные профессии: музыка и химия, он написал немного, но все его произведения "на слуху". И среди них опера "Князь Игорь" На сюжет памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Произведение рассказывает о походе князя Игоря против кочевников - половцев. Слушаем произведение А. П. Бородина Симфония № 2 "Богатырская". 1 часть. экспозиция (фрагмент) Перед первым прослушиванием дать задание. Учитель Сколько тем - образов вы слышите? Ученик Правильно, 2 темы. Учитель записывает на доске: 1 тема - главная партия и 2 тема -побочная. Повторное слушание. После слушания, сделать анализ элементов музыкального языка каждого музыкального образа отдельно. Главная цель анализа, выяснить в чем заключается их сходство и различие. Произносим слово "интонация" ( от латинского слова "громко произношу") - основное зерно напева, мелодии. Учитель: Какой характер первого музыкального образа? Какие интонации и ритм характерны для него? Ученик Громко резко идут богатыри, идет война - бой. Учитель: А как, это назвать музыкальным языком? Ученик Низкий регистр очень громко ( ff -фортиссимо) ,разный (контрастный )ритм в миноре, долгая остановка. Пишу на доске знак фермата и разбег восьмыми. Все инструменты (низкие струнные) играют одно и тоже звучание "унисон". Унисон - одновременное, слитное звучание музыкальных звуков, одной и той же высоты. Учитель: Это придает музыке? Ученик Грубость, мощь, величие, гордость Учитель: Какой метр и жанр? Ученик 4 -дольный метр и жанр - марш А теперь слушаем 2 тема - побочная партия (на доске). Учитель: Что же выбрал Бородин для 2 темы, какие "кирпичики"? Ученик Мелодия развивается плавно, певуче, нежно, протяжно, ласково, но веселее, чем в главной партии. Учитель: Почему? Ученик Потому, что звучит мажор. Учитель: Назвать тональность побочной партии Ученик ре -мажор Учитель: определите ритм Ученик Легато спокойный ритм На доске плакат Учитель: Темп быстрый или умеренный Ученик Умеренный Учитель: Регистр средний или высокий Ученик Средний Учитель: Определить и назвать тембры Ученик Струнные, деревянные духовые Учитель: Определите, характер музыки воинственная или спокойная Ученик Спокойный, мягкий. Учитель: Определите метр и жанр? Ученик 3 -х дольный метр, жанр - песня Вывод: Темы контрастные (разные). |