kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыкальный язык, элементы музыкальной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Чтобы вовлечь в процесс всех  присутствующих в классе,  рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса

Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока.  Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов

обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыкальный язык, элементы музыкальной речи»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»






План-конспект открытого занятия по музыкальной литературе

«Музыкальный язык, элементы музыкальной речи»

первый год обучения





Составитель: преподаватель

I квалификационной категории

Филатова Г.М


с. Александровское 2015г.

Пояснительная записка


Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса

Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов

обучения.

Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа,

рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно

приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой

Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как

объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из

употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от

преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством.

В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен

быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания им произведений.

Мой открытый урок посвящен теме, который начинается по предмету музыкальная литература. Основой профессионального обучения музыкальному искусству в курсе музыкальной литературы является изучение элементов музыкальной речи, поэтому работа по овладению навыками анализа музыкального произведения должна опираться на анализ элементов музыкальной речи. Начинаясь с первого года обучения, эта работа постоянно углубляясь и усложняясь, должна продолжаться все последующее время. Освоение материала на первых уроках происходит интенсивно, если в произведении или в его фрагменте присутствуют две контрастные музыкальные темы. Произведения должны быть небольшими, легко удерживаемыми, запоминающими. Это могут быть, и отдельные пьесы, и их части фрагменты (например - экспозиции сонат, симфоний имеющие две - три разнохарактерные темы).


Методологическое и дидактическое описание урока


Тема урока: «Музыкальный язык, элементы музыкальной речи»

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цель:

Показать как, с изменение музыкальной темы меняется элементы музыкальной речи

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствование навыков, умение применять знания, полученные на предыдущих уроках.

  • Использование межпредметных связей (специальность, музыкальная литература, рисование, слово)


Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, внимание, трудолюбие.

  • Воспитывать творческую личность, строить дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, стремится к самореализации своих сил.

Развивающие:

  • Развивать память, навыки самостоятельной работы, и работы в группе.

Умение слышать и слушать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы.

План урока

1.Организационный момент( 2-3минуты)

1.1.Приветствие.

1.2.Постановка темы, цели и задачи урока.

2.Основная часть (29 минут)

2.1. Повторение пройденного материала, беседа о музыке

2.2. Объяснение нового материала.

3.Итог (2 минуты)

3.1.Формулируем вывод

3.2. Домашнее задание

3.2. Поощрение учеников за работу на уроке.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

Цели, методы, приемы

1.1Приветствие



1.2.Постановка темы, цели и задачи урока


Здравствуйте ребята, добрый день уважаемые педагоги. Я, Филатова Галина Михайловна, преподаватель музыкальной литературы, и на уроке у меня присутствуют учащиеся первого года обучения.

Тема урока: «Музыкальный язык, элементы музыкальной речи».Ход урока - 34 минуты.

Итак, ребята, мы начинаем предмет, который называется музыкальная литература. Что - же это такое? А это, продолжение предмета - слушание музыки. Только на музыкальной литературе, мы будем более подробно, углубленно изучать музыкальные произведения. Будем внимательно вслушиваться в музыку, следить за ее развитием, анализировать ее, иметь о каждом произведении свое собственное мнение. А также, будем изучать биографии великих композиторов.


Развитие внимания, сосредоточенности,

2.1. Повторение пройденного материала, беседа о музыке


В начале урока перед детьми ставится вопрос:


Что может музыка?


Для ответа надо выяснить, кто что играет.

Дети называют свои произведения и говорят о характере музыки о ее содержании.

После этого надо возвратится к вопросу заданному в начале урока и дети сами делают вывод .

Музыка может все: -грустить, веселится, петь, танцевать, маршировать, изображать движения и т. д. И мы сегодня, ребята, выясним, почему музыка имеет разный характер. Почему музыка может развеселить и наоборот, заставить грустить.


Ученик получает важнейшие представления о музыке в ходе беседы

2.2. Объяснение нового материала.


Вопрос: Что может музыка, повторяется но на конкретном примере.


П. И. Чайковский "Cтаринная французская песенка"

Некоторым учащимся, особенно обучающимся игре на фортепиано, эта музыка может быть знакома.

Записали на доске фамилию, имя, отчество композитора, название пьесы, сборник, в который эта пьеса включена. "Детский альбом" Вспомнить кому он посвящен.

Пьесу исполнить несколько раз, применяя метод "разрушения" , при каждом исполнении, поочередно менять элементы музыкальной речи, сопровождая их вопросами, направленных на выявлении этих изменений. Каждый раз, следует задавать вопрос, что изменилось, как звучит музыка, как изменился характер музыки. Почему музыка звучит так, а не иначе? Ответы детей должны звучать после вопроса.

Первое исполнение.


Учитель Определите характер и лад пьесы?

Ученик: Звучит грустно лад минорный.

Учитель Тоника звук "соль", лад минорный. Назовите тональность пьесы?

Ученик: Тональность пьесы "соль -минор"

Второе исполнение в мажорном ладу.


Учитель Что изменилось в музыке?

Ученик: Изменился характер музыки, он стал веселый.

Учитель Назовите лад, в котором прозвучало произведение во втором исполнении?

Ученик: Во втором исполнении прозвучал мажорный лад.

Учитель Тоника тоже была звук "соль" , лад мажорный. В какой тональности звучала пьеса?

Ученик: Пьеса прозвучала в тональности "соль - мажор"

Учитель В каком соотношении находятся эти тональности если у них одна тоника - звук "соль"

Ученик: Эти тональности будут одноименными, так как тоника носит одно имя .

Третье исполнение, изменяется темп с умеренного на быстрый.


Учитель Что изменилось в звучании музыки, а что осталось неизменным?

Ученик: Пьеса звучит в быстром темпе, а мелодия не изменилась.

Четвертое исполнение, меняем регистр, лад минорный


Учитель Что изменилось в звучании музыки, а что осталось неизменным?

Ученик: Звучит высокий регистр, а ритм лад и мелодия те же.

В последующем исполнении пьесы, меняем ритмический рисунок и фактуру аккомпанемента, после чего следуют вопросы .


Учитель Определите жанры, в котором прозвучало произведение. Что можно делать под эту музыку?

Ученик: Под эту музыку можно маршировать, танцевать, то есть прозвучали жанры: марш, танец.

Учитель Исполняем пьесу в двух -, трех -, четырехдольном метрах, после чего, назвать новые жанры: польку, марш и вальс.

При следующем исполнении , учитель исполняет пьесу с текстом .


Ручьи бегут звеня зима прошла недавно

Весенней свежей зеленью покрылся лес

А в сердце у меня печально и темно

Как будто солнце скрылось навсегда с небес

Учитель Что изменилось в звучании пьесы, в каком исполнении она прозвучала?

Ученик: Пьеса была исполнена как вокальное сочинение (со словами) при исполнении добавилась новая окраска звука - голос (тембр).

Далее, следует записать на доске все элементы музыкальной речи (в столбик, так как это, способствует лучшему запоминанию ), из которых состоит музыка, либо вывесить заранее приготовленный плакат.


Элементы музыкальной речи


Характер

Мелодия

Лад краски (светлые темные)

Темп

Регистр

Ритм

Метр(размер)

Жанр

Тембр

Динамика

Фактура (cспособ изложения музыкального материала)


Проводим параллель с уроками русского языка и литературы, "кирпичиками" литературного сочинения являются буква, слово, слог, предложение, фраза, абзац, рассказ и так далее .

В музыке роль "кирпичиков" исполняют элементы музыкальной речи.

Следуем принципу от "простого к сложного"

Учитель Изменился ли характер музыки "французской" песенки и почему?

Ученик: Характер музыки изменился, потому-то изменились элементы музыкальной речи


Новый музыкальный материал А. П. Бородин . Симфония № 2 "Богатырская". 1 часть.


Учитель: Бородин был очень одаренным человеком и выдающимся композитором, тяготеющий к русскому героическому эпосу. И одновременно, был видным ученым - химиком, медиком. И здесь, и там он достиг больших высот, входил в музыкальное общество "Могучая кучка" (Кюи, Римский - Корсаков, Мусорский, Балакирев ). Богатырь русской музыки - так назвал его музыкальный критик Владимир Стасов. Потому - что, он был высокий, статный, богатырского телосложения. И в силу того, что у него были 2 разные профессии: музыка и химия, он написал немного, но все его произведения "на слуху". И среди них опера "Князь Игорь"

На сюжет памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Произведение рассказывает о походе князя Игоря против кочевников - половцев.


Слушаем произведение А. П. Бородина Симфония № 2 "Богатырская". 1 часть. экспозиция (фрагмент)


Перед первым прослушиванием дать задание.

Учитель Сколько тем - образов вы слышите?

Ученик Правильно, 2 темы.

Учитель записывает на доске: 1 тема - главная партия и 2 тема -побочная.


Повторное слушание.

После слушания, сделать анализ элементов музыкального языка каждого музыкального образа отдельно. Главная цель анализа, выяснить в чем заключается их сходство и различие. Произносим слово "интонация" ( от латинского слова "громко произношу") - основное зерно напева, мелодии.

Учитель: Какой характер первого музыкального образа? Какие интонации и ритм характерны для него?

Ученик Громко резко идут богатыри, идет война - бой.

Учитель: А как, это назвать музыкальным языком?
Ученик Низкий регистр очень громко ( ff -фортиссимо) ,разный (контрастный )ритм в миноре, долгая остановка.

Пишу на доске знак фермата и разбег восьмыми.

Все инструменты (низкие струнные) играют одно и тоже звучание "унисон".

Унисон - одновременное, слитное звучание музыкальных звуков, одной и той же высоты.

Учитель: Это придает музыке?

Ученик Грубость, мощь, величие, гордость

Учитель: Какой метр и жанр?

Ученик 4 -дольный метр и жанр - марш

А теперь слушаем 2 тема - побочная партия (на доске).


Учитель: Что же выбрал Бородин для 2 темы, какие "кирпичики"?

Ученик Мелодия развивается плавно, певуче, нежно, протяжно, ласково, но веселее, чем в главной партии.

Учитель: Почему?

Ученик Потому, что звучит мажор.

Учитель: Назвать тональность побочной партии

Ученик ре -мажор

Учитель: определите ритм

Ученик Легато спокойный ритм

На доске плакат

Учитель: Темп быстрый или умеренный

Ученик Умеренный

Учитель: Регистр средний или высокий

Ученик Средний

Учитель: Определить и назвать тембры

Ученик Струнные, деревянные духовые

Учитель: Определите, характер музыки воинственная или спокойная

Ученик Спокойный, мягкий.

Учитель: Определите метр и жанр?

Ученик 3 -х дольный метр, жанр - песня

Вывод: Темы контрастные (разные).


Рассказ объяснение, применение.

Ознакомление с новым материалом.

Систематизация материала полученного на уроке


3.1.Формулируем вывод

3.2. Домашнее задание

3.2. Поощрение учеников за работу на уроке.


Вывод: Темы контрастные (разные).

Итог урока: Слушаем фрагменты П. И. Чайковского "Cтаринная французская песенка" и А. П. Бородина Симфония № 2 "Богатырская. Дети называют имена композиторов, названия произведений. Повторить, от чего зависит изменение характера музыки (от изменения "кирпичиков", элементов музыкальной речи) ,назвать все элементы музыкальной речи.


Домашнее задание: Вспомнить и записать в тетрадь оперу А. П. Бородина и ее литературный первоисточник. Сделать анализ элементов музыкальной речи 4 тактов пьесы из репертуара по специальности (письменно .)На следующий урок принести ноты проанализированной пьесы.


Сформулируем вывод, вопросы необходимые для контроля усвоения нового материала


Список литературы

1. З. Осовицкая, А. Казаринова – В мире музыки. Москва «Музыка» 1994 г.

2. И. Прохорова – Музыкальная литература зарубежных стран. Москва «Музыка». 1999

3. М. Шорникова - Русская музыкальная классика. Ростов-на-Дону «Феникс»2004 г.

4. О.И. Аверьянова – Отечественная музыкальная литература XX века. Москва «Музыка»2005 г.

5. Эндрю Ллойд Уэббер и его мюзиклы. Из истории музыки XX века. Санкт-Петербург «Композитор»

6. А. Лагутин, В. Владимиров – Музыкальная литература. Москва «Престо»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Музыкальный язык, элементы музыкальной речи»

Автор: Филатова Галина Михайловна

Дата: 19.06.2023

Номер свидетельства: 633987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Музыка как элемент воспитания в билингвальных детских садах "
    ["seo_title"] => string(67) "muzyka-kak-eliemient-vospitaniia-v-bilinghval-nykh-dietskikh-sadakh"
    ["file_id"] => string(6) "237826"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444403301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема урока: Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель""
    ["seo_title"] => string(75) "tiemaurokaurokrazvitiiariechitvorchieskaiamastierskaiaprazdnichnaiakarusiel"
    ["file_id"] => string(6) "300789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456802753"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства