Цель урока: Показать детям красоту карельской родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с такими понятиями как «малая Родина», музыкальными инструментами Карелии.
Развивающая: Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музыкальной деятельности – хоровое пение, исполнение песен в хороводах, игры..
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение).
Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано.
Планируемые результаты
-предметные: Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне
Универсальные учебные действия
- познавательные УУД: ставить и формулировать проблему.
-регулятивныеУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
-коммуникативные УУД: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
-личностные: Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как любовь, добро, счастье, дружба, долг
Проблема урока: С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты слушаешь музыку и поешь об Отчизне? С какими народными праздниками знаком?
Музыкальный материал:
« Гимн Карелии» муз. Александр Белобородов сл. А.Мишин и И.Костин
Мелодия звучания кантеле
« Песня о Карелии»
Организационный момент: дети заходят и слушают песню «Карелия»
Ход урока:
У каждого человека есть земля, на которой он живёт. Есть мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужен хлеб, еда, вода. Без всего этого человеку жить просто невозможно. Но среди самого необходимого у человека есть Родина. Что такое Родина? ( ответы детей)
Родина-это наша семья, наше село, наш край, в котором мы живём, наша страна-Россия.
Родина-это то место, где мы родились, ходим в школу. Родина-это наша природа-леса и поля, озёра и реки. Ребята, как называется наша республика, в которой мы родились и живём?
Вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по нашей родной Карелии, но оно будет не простое, а музыкальное. Тема нашего урока «Музыкальное путешествие по родному краю»
Слайд 1
Мы познакомимся с главной песней нашей республики, с национальным инструментом, будем петь песни и водить хороводы. Я думаю, после нашего музыкального путешествия вы ещё больше будете любить наш родной карельский край. А скажите, как называется чувство любви к своей Родине, родному краю, к людям, которые рядом с вами живут? Ответ: Чувство патриотизма.
Ребята, у каждой страны, республики есть главная песня. Вы не знаете, как она называется? Ответ: Гимн. А когда исполняется гимн? ( во время торжественных мероприятий).Гимн Российской Федерации вы знаете, а сейчас вы услышите и познакомитесь с гимном Карелии. Внимательно слушайте и потом скажите, какой характер мелодии и кто исполняет гимн Карелии.
Ребята, когда звучит гимн, все люди встают, но мы сегодня только знакомимся, поэтому будем слушать сидя и молча.
Слайд 2
Исполнение гимна.
Что вы можете сказать о характере мелодии? (торжественная, величавая, плавная, важная, напевная).
Мелодию сочиняет кто? (композитор)
Мелодию гимна сочинил композитор-Александр Белобородов, а стихи написали Армас Мишин и Иван Костин, наш земляк. Он родился и жил раньше в деревне Хашозеро, это недалеко от Шуньги, сейчас он живёт в городе Петрозаводске.
Чтобы гимн прозвучал, его надо исполнить. Как называется человек, который исполняет мелодию или песню? ( исполнитель) Кто исполняет гимн? Один человек, два или много?
Значит, гимн исполняет хор, какие голоса вы услышали? И женские и мужские. Гимн исполнял смешанный хор.
А как называется человек, который слушает мелодию или песню? (слушатель) Мы сейчас с вами были слушатели.
Наше музыкальное путешествие продолжается.
У каждого, ребята, народа есть свой национальный музыкальный инструмент.
Вы знаете русский народный инструмент Ответ: балалайка.
В Карелии есть тоже свой национальный карельский инструмент, называется он-кантеле
Слайд 3
Посмотрите на него, его называют ещё «карельские гусли», потому что кантеле похоже на старинный инструмент-гусли. Что есть на этом инструменте? Струны. Звучание этого инструмента очень мелодичное и красивое. Давайте послушаем, как звучит кантеле.
Понравилось вам, как звучит кантеле. Давайте хором скажем название его и запомним.
А сейчас наше музыкальное путешествие приближается к родному месту, где мы родились и ходим в школу. Как называется наше красивое село? Шуньга. Вы любите нашу Шуньгу? А за что?
Посмотрите эти фотографии, правда красивая Шуньга? В любое время года. Не зря говорят про наше село «Великолепная Шуньга».
По просторам Отчизны нашей
Я немало дорог прошёл,
Но родимой сторонки краше
Я, поверьте, нигде не нашёл
Здесь озёра, кругом озёра
Голубой отражают свет,
И широким лесным просторам
Ни конца и ни края нет.
А чем знаменито наше село? Ответы
слайд
С давних времён в Шуньге проводились весёлые гулянья-ярмарки. А что такое ярмарка. Праздник. Торговля.
Чем торговали на ярмарке?(рыба, мёд, хлеб, ткани, шкуры животных, посуда, кожа, разные мелкие товары-бусы, брошки). В старину народные ярмарки были любимым времяпровождением. Их считали великим праздником. На ярмарках не только торговали, но и что ещё делали? ( плясали, песни пели, водили хороводы, играли в разные игры).
Давайте сейчас мы тоже с вами встанем в хоровод и споём старинные заонежские песни.
Дети водят хороводы.( « Во поле орешина», « Кто у нас хорошай»).
Как вы сказали, на ярмарках любили ещё и танцевать. Давайте посмотрим карельский танец в исполнении знаменитого карельского танцевального коллектива «Кантеле»
Видео
Слайд ( заполнение кроссворда)
Наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим, что вы сегодня новое узнали и что запомнили с помощью разгадывания кроссворда. Я буду задавать вопросы, а вы правильно отгадывать каждое слово, вертикально должно получиться название нашей республики.
Как называлось весёлое гулянье в старину с торговлей, песнями, хороводами и играми.
Как называется чувство любви к своей Родине, окружающим людям.
С помощью чего играет инструмент-кантеле.
Старинный народный карельский инструмент, его ещё называют «карельские гусли»
Что называют «душой музыки», что самое главное есть в музыкальном произведении, песни.
Как называется главная песня страны, республики.
Как имя девушки, к которой Иванушка подъезжает на своём коне в хороводе «Кто у нас хорошай»
Какое слово получилось по горизонтали?
Это название нашей республики, по которой мы совершали сегодня музыкальное путешествие.
РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Цель: исполнить заключительную песню, подвести итоги проделанной работы,
Давайте споём очень красивую песню о нашей Карелии.
Все люди любят путешествовать. Когда они приезжают домой, то делятся своими впечатлениями. Что-то им очень нравится, а что-то огорчает. На столе лежат смайлики с хорошим настроением и не очень. Вы сейчас подойдёте к столу и выберете смайлик. Если вам понравилось наше путешествие, то положите улыбающийся смайлик в жёлтый круг, а если не очень, то возьмёте грустный и положите в серый круг.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения: владение учителем технологиями ФГОС НОО
Класс, учитель:1- 2 класыс, Агеева О.И.
Количество учащихся в классах: 20 человек
Присутствовали на уроке: 20 обучающихся
Тема урока: « Музыкальное путешествие по родному краю.»
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая задача урока: знакомство с музыкальной культурой родного края.
Задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Образовательная: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
Познакомить учащихся с такими понятиями как «малая Родина», музыкальными инструментами Карелии.
Развивающая: Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музыкальной деятельности – хоровое пение, исполнение песен в хороводах, играх.
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
1. Дидактическая задача соответствовала отобранному содержанию урока.
2.В результате решения дидактической задачи дети познакомились с музыкальной культурой родного края.
Содержание урока
Содержание урока соответствует тематическому планированию по программе музыка 1-4 классы Е.Д.Критской
Методы обучения
Методы обучения соответствовали решению триединой образовательной цели урока
Формы обучения
1. При решении основной дидактической задачи урока использовались следующие формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная.
2. Предложенные задания способствовали обобщению и закреплению знаний по теме урока.
Результативность урока
Цели урока были достигнуты.
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, предлагаемых для выполнения школьникам – ученики, выполняя данные задания закрепляют, повторяют ранее полученные знания на уроках музыки.
Самостоятельная работа школьников, как форма организации учебной деятельности
1. При решении дидактической задачи урока дети самостоятельно активно работали, предлагая свои умения, знания и навыки.
2. Характер самостоятельной учебной деятельности - творческая.
3. Ребята оказывали взаимопомощь, дополняя либо корректируя ответы своих одноклассников.
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Личностные – высказывали свои мнения, своё отношение к теме, и к уроку в целом; познавательные – дети формировали познавательную цель урока, выделяли необходимую информацию для решения поставленных задач; коммуникативные – старались точно выражать свои мысли, корректировать и дополнять ответы партнёров;
Формирование ИКТ-компетентности
Использование на уроке ИКТ.
Структура урока
Структура урока соответствовала основной дидактической задаче