Дата Предмет МУЗЫКА Класс 5
Урок № 33
Тема урока: «Музыка в нашей жизни».
Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Музыка в нашей жизни».
Задачи урока:
1) Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности.
2) развивать нравственные ценности совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения музыки.
3) воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыкальному искусству.
Тип урока: Введение в тему.
Вид: Урок- музыкально-познавательный.
Методы: Словесный, наглядный, иллюстрационный.
Приемы работы: визуализация.
Основные виды деятельности на уроке: Слушание, беседа и пение.
Основные понятия темы: музыка, искусство, современность, современники, арт-рок.
Оборудование урока, наглядность: видео, пианино, муз. центр, интерактивная
доска, моноблок.
ХОД УРОКА
Операционно-мотивоционный этап: Дети заходят в класс под звуки классической музыки.
Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
Операционно-деятельностный этап: Новая тема: Введение в тему урока.
Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.д.)
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1.
Обобщение и систематизация знаний по вопросу «Что значит современность в музыке?». Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
Может ли быть классической современная музыка?
Современна ли народная песня?
Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?
Учитель: Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. В наше время музыка звучит на радио, телевидении, в театре и кино, в концертном зале, танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник не проходит без музыки. Песни, марши, танцы – их непременные спутники.
С музыкой связаны многие события в жизни людей, такие как дни рождения и свадьбы. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Школьники разучивают песни, спортивные соревнования и военные парады проходят под звуки марша, даже в последний путь человека провожают под звуки траурного марша.
Музыка искусство очень древнее. В древности человек встречался с музыкой природы – пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морских прибоев. Их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Поэтому человек придумывал разнообразные мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки, богах и героях, открывших их ее людям.
Итак, музыка – это вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель – художественно отображать окружающую жизнь.
Познавательная минутка.
Видео - презентация «Академия занимательного искусства – Музыка».
Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни?
Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов). Слайд №4 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
Слайды №5,6,7 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Учитель: Глубокие корни – долго живут в народе… почему?
- Что отражается в народных песнях?
(глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней).
- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
- Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений). Слайд № 8 (народная песня сегодня)
- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд № 8.9 (Русская народная песня «Выйду ночью в поле с конем», « Ой, то не вечер» - Видео – просмотр.
Учитель: Что почувствовали?
- В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников? Проблемные вопросы.
И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
Слайды № 10,11 (Орган).
- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №12 (портрет И.С. Баха)
- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
- Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
2. Слайд № 13 - Рохлиц: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать и утешать. В нём столько мудрости, чувства и веры в жизнь, столько человечности и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено ещё привлекать к себе цепь будущих поколений».
3. Размышления.
Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?
Слайд № 14 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
- Что позволило сделать такой вывод?
- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 15 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 16 (Соната № 14 «Лунная»)
«Лунная соната» Л. Бетховена в современной обработке – слушание.
Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 17 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
- Как вы понимаете эти слова?
6. АРТ-РОК.
Арт-рок (англ. art rock) — жанр рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.
7. Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность. Вывод делают сами ребята.
Вокально-хоровая работа.
«Люди идут по свету» - исполнение.
IV. Итог урока.
- Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, - не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (размышления учащихся)
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат».
Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: Слайды 21-22.
Учитель Нуриманова А.В. Завуч Нурикенова З.К.