Просмотр содержимого документа
«"Мир русской песни"»
План
проведения урока по искусству (музыке)
5 класс
Тема: Мир русской песни
Цели урока:
- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
- Приобщить к культуре русского народа.
- Изучать истоки народной песни и её дальнейшее развитие в композиторской музыке.
Музыкальный материал урока:
В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание и пение).
Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание).
Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание).
В. Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. Песня гардемаринов (пение).
Дополнительный материал:
Портреты композиторов.
Репродукции картин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.»
(С. Широбоков)
Сообщение темы урока.
– Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать всё и ничего.
Песня – душа народа. Песня – это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.
В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.
Работа по теме урока.
Народные праздники и обряды
– Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.
Звучали песни торжественные, величественные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.
Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни – сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.
Слушание музыки
– Сегодня мы с вами послушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».
Слушание музыки.
– Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)
А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой? (Потому что Волга – кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывают себе копейку на пропитание.)
Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много нот.)
– Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.
Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Петр Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков – народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».
Работа с учебником
– Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.
– Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)
Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение.
Слушание.
– Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)
Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)
Рассматривание картины
– Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника Левитана, которая так и называется - «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это – облик Родины.)
Вокально-хоровая работа.
– Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.
Мир русской песни включает в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие другие картины природы.
Сегодня мы разучим русскую народную песню «Вьюн над водой».
– Что вы можете рассказать о прослушанной песне? (Песню, наверное, можно отнести к разряду свадебных песен, плавная, протяжная, очень красивая песня.)
Разучивание.
Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определенных «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе – бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучащие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические. Лирические и т. д. Веками переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)