kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мир русской песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщать к культуре русского народа. Изучать ис токи народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Просмотр содержимого документа
«"Мир русской песни"»

План

проведения урока по искусству (музыке)

5 класс

Тема: Мир русской песни

Цели урока:

- Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

- Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

- Приобщить к культуре русского народа.

- Изучать истоки народной песни и её дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Музыкальный материал урока:

В. Баснер, стихи М. Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание и пение).

Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т. Триодина (слушание).

Вечерний звон. Стихи И. Козлова, обработка Н. Иванова (слушание).

В. Лебедев, стихи Ю. Ряшенцева. Песня гардемаринов (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов.

Репродукции картин.



Ход урока:

1.Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.»

(С. Широбоков)


  1. Сообщение темы урока.

– Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать всё и ничего.

Песня – душа народа. Песня – это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

Работа по теме урока.

  1. Народные праздники и обряды

– Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная игра, как её принято называть (во многих сказках вы, вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.

Звучали песни торжественные, величественные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни причитания, оплакивающие умерших; песни – сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

  1. Слушание музыки

– Сегодня мы с вами послушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».

Слушание музыки.

– Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в исполнении смешанного хора, без сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге-матушке.)

А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой? (Потому что Волга – кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывают себе копейку на пропитание.)

Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается достаточно много нот.)

– Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.

Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Петр Ильич Чайковский использует детскую песню-игру «Гори, гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама», Николай Андреевич Римский-Корсаков – народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

  1. Работа с учебником

– Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.

– Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», которое легло в основу известной песни. А теперь послушайте это поистине знаменательное для России произведение.

Слушание.

– Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и детского хора, который как бы аккомпанировал певцу. Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.)

Это не единственный вариант песни «Вечерний звон». Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон» Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

  1. Рассматривание картины

– Всмотритесь, вслушайтесь в репродукцию картины замечательного художника Левитана, которая так и называется - «Вечерний звон». Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да. На картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это – облик Родины.)

Вокально-хоровая работа.

– Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Мир русской песни включает в себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие другие картины природы.

Сегодня мы разучим русскую народную песню «Вьюн над водой».

– Что вы можете рассказать о прослушанной песне? (Песню, наверное, можно отнести к разряду свадебных песен, плавная, протяжная, очень красивая песня.)

Разучивание.

  1. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке? (Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал весь народ. И рождались они для определенных «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в работе – бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали песни обрядовые, звучащие на праздниках, - свадебные, масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические. Лирические и т. д. Веками переходя из поколения в поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И лучшие из народных песен радуют нас величайшей художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота.)

  1. Домашнее задание.






 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Мир русской песни"

Автор: Нерадко Татьяна Романовна

Дата: 11.10.2019

Номер свидетельства: 522299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Мир русской песни""
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamuzykiv5klassiepotiemiemirrusskoipiesni"
    ["file_id"] => string(6) "259991"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448878986"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) ""Мир русской песни" разрабтка урока для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(41) "mirrusskoipiesnirazrabtkaurokadlia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "271035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451362245"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект урока музык  Мир русской песни "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-muzyk-mir-russkoi-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "100492"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402382008"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация "Мир русской песни" (5 кл.)"
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-mir-russkoi-piesni-5-kl"
    ["file_id"] => string(6) "275891"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452627003"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация "Мир русской песни" (5 кл.)"
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-mir-russkoi-piesni-5-kl-1"
    ["file_id"] => string(6) "275892"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452627012"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства