из раздела «В музыкальном театре».
Отечественная героико-трагическая опера состоит из четырёх действий и эпилога. В ней раскрывается судьба человека – Ивана Сусанина. Гражданина, преданного своей Родине, отца, который любит семью. Либретто к опере написал барон Георгий (Егор) Федорович Розен.
Тип урока: «Урок открытия новых знаний». |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Организационный момент. Задачи: Организация и включение учащихся в учебную деятельность | Приветствие учащихся. Дети: динь-дон, динь-дон прозвенел звонок динь - дон, динь-дон начался урок. Учитель: здравствуйте, ребята. Дети: добрый день. | Входят в класс под музыку «Полонез» Ф. Шопена. Приветствуют учителя | Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассника и с учителем. Самоопределение. |
2. Актуализация знаний | Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А. Суворова, Г.Кутузова, И.Сусанина, А.Невского. Как вы думаете, кто эти люди? Что их объединяет? Какими они обладают качествами? | Учащиеся узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества- храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу. | Передача собственных впечатлений о войнах- героев, высказывание своей точки зрения. Применение полученных знаний о исторических событиях. Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. |
| Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных | Среди полководцев не военный человек, это крестьянин Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину. | |
| Из каких источников вы о нём узнали? Предлагаю вам вновь посетить музыкальный театр. | На уроке музыке знакомились с оперой «Иван Сусанин» русского композитора М.И,Глинки. | (П) Умение принимать задачи и цели учебной деятельности. |
| Что вы хотели бы сегодня узнать об этой опере? Каково ваше предложение по теме урока? | Продолжить изучение оперы., ещё послушать музыкальные фрагменты. Тема урока – опера «Иван Сусанин» | |
| Предлагаю совместно составить план урока. Назовите виды деятельности. | Определяют виды деятельности: повторение пройденного материала, получение новых знаний; Слушание музыки, сопоставление размышление. Хоровое исполнение песни. | |
3.Введение в тему и проблемы урока. Задачи: Организация коммуникативных взаимодействие учащихся. | Предлагается работа с учебником(Стр97). Прочитайте выделенные слова чёрным шрифтом. «Контраст». «Музыкальная драматургия». Что они означают? | Нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали. | Постановка проблемы и её формулировка. Умение аргументировать и высказывать своё мнение. |
4 Поиск решения. Открытие новых знаний. | Повторение пройденного материала: предлагается вспомнить содержание второго действия, и какие слушали музыкальные фрагменты. Слушание музыки. | 2 действие переносит нас в старинный замок польского короля. Исполнялись танцы: «Полонез», «Мазурка». | Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать мнение собеседника Поиск ответов на проблемные вопросы. |
Музыкальная пауза | Дыхательная гимнастика: «Ладошки», «Насос», Дикционные упражнения. | Один ученик проводит дыхательную гимнастику. Учащиеся исполняют дикционное упражнение: Бра-Бра-Бра, Бра-Бра-Бра, Лето- тёплая пора; бри-бри-бри, бри-бри, Никогда другим не ври. Бро-бро-бро, Бро-бро-бро, Не жалей другим добро. | Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей. Согласование и координация деятельности со сверстниками. |
| Стр.96 Учебник. «За Русь мы всей стеной стоим…» (3 действие) село Домнино. «Велик и свят наш край родной»- разучивание фрагмента из оперы. На какие песни похож этот фрагмент? | Исполнение фрагмента из оперы. «Велик и свят наш край родной» Напев похож на русские народные песни. | Развитие эмоциональной отзывчивости, Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Определение основного настроения и характер Предметные: исполнении вокально-хоровых произведений, умение воплощать музыкальные образы. • М/П владение логическими действиями обобщения; • сравнения; умение отвечать на вопросы, • размышлять. |
5.Первичное закрепление. | Русский писатель Н.В. Гоголь сказал: «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». 1.Музыкальные фрагменты из 4 действия 2.Как вы понимаете эти слова? 3.Русская и польская музыка 4.Русский и польский народ 5.Понятие термина « контраст» | Слушают музыкальные фрагменты и смотрят видеофрагменты. Делают сравнительную характеристику образов польского и русского народа, русской и польской музыки. Делают вывод «что такое контраст» (противоположность) | Из музыкального произведения добывают необходимую информацию. Воспринимают информацию, понятно, точно, корректно излагают свои мысли; эмоционально откликаются на выразительные особенности музыки, Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. формирование уважительного отношения к национальной принадлежности, русской культуре, и к культуре других народов; |
6.Заключительный этап урока | Какое действие оперы, было самым волнительным? Как изменились бы события, если бы Иван Сусанин вывел врагов из леса? Какие чувства у вас вызывает образ Ивана Сусанина? Чем заканчивается опера? Повторялся ли подвиг Ивана Сусанина? | Слушание Музыкальных фрагментов из 4 действия «Сцена в лесу». Речитатив и арию Ивана Сусанина 1. Просмотр Видеофрагмента 2. Проанализировать последовательность событий в опере, взаимосвязь разных героев и их взаимоотношения, связанные между собой 3.Чувства гордости, сожаления. уважения. 4 Опера заканчивается хором « Славься», ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом. 5. Неоднократно подвиг Ивана Сусанина повторялся в годы Великой Отечественной войны. | Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, (М/П) формировании умения осмысливать полученную информацию, размышлять, отвечая на вопросы. (Л)Развитие чувств доброжелательности, отзывчивости. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы |
7.Исполнительская деятельность | Предложить повторить знакомую песню и выучить новую. | Учащиеся называют песни о ВОВ и исполняют знакомые песни: « Катюша» музыка — Блантер, Матвей Исакович, слова — Михаила Исаковского. « Три танкиста» муз братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина Разучивают новую песню «Прадедушка» Муз. Александра Ермолова сл. Михаила Загота. | (Л) формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре (П) формирование интереса к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. (Р) Формирование элементарного слушательского опыта, приобретение навыков хорового пения. |
8.Повторение материала изученного на урок | Что нового мы узнали на уроке? Проведём игру, которая называется « Я утверждаю, что..» Я буду давать для музыки разные определения, но не все они будут верными, иногда я буду ошибаться. Ваша задача не повторять мои ошибки. Если я назову правильное определение музыки, то вы должны повторить его, не правильное - промолчать. | Учащиеся слушают музыкальные фрагменты из оперы, определяют правильные характеристики и отвечают вместе с учителем. | (П) Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. (Р) Анализировать и соотносить музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии (Л) проявлять интерес к процессу познания, желание узнать что-то новое на других уроках музыки. |
9. Рефлексия | Дать оценку своей работе на уроке. Задание: раскрасить флаг в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке. Вы продемонстрировали свои знания, полученные на уроке. | Продолжили знакомство с новыми фрагментами из оперы. Познакомились с термином«Контраст» Красный цвет – «Узнал новое, но не все получалось» Синий цвет – « Ни чего не понял Зеленый цвет – «У меня все получилось» | (П) самооценка своих музыкально-творческих способностей, оценка и контроль личностной рефлексии (Л) Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. (К) оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; |
Домашнее задание. Учебник стр. 98-99. Выполнить задание в «Дневнике музыкальных наблюдений». | | Выполняют задание в «Дневнике музыкальных наблюдений». | (П) закрепление пройденного материала Приобретение навыков ассоциативно-образного мышления (Л) В процессе выполнения домашнего задания проявлять умение реализовывать свой творческий потанцеал |
Выставление оценок за урок | | | |
1.УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2011 г.
2. Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» !-4 классы. Просвещение 2012г.
3.Учебник « Музыка» 4 класс ВВ Алеев, ТН Кичак.
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка 4 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г.
5. Фонохрестоматия музыкального материала « Музыка 4 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г
6.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации. Наро- Фоминск 2014 г.
7. «Музыка». Планируемые результаты. Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская
8. Мастерская учителя. Уроки музыки. 1 – 4 классы. М.А.Давыдова.
Москва, «ВАКО» 2008 г.