из раздела «В музыкальном театре».
  Отечественная героико-трагическая опера состоит из четырёх действий и эпилога. В ней раскрывается судьба человека – Ивана Сусанина. Гражданина, преданного своей Родине, отца, который любит семью. Либретто к опере написал барон Георгий (Егор) Федорович Розен.  
       |   Тип урока: «Урок открытия новых знаний».    |  
  |   Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |    Формируемые универсальные  учебные действия   |  
  |   1.Организационный момент. Задачи: Организация и включение учащихся в учебную деятельность      |    Приветствие учащихся.  Дети: динь-дон, динь-дон прозвенел звонок динь - дон, динь-дон начался урок.  Учитель: здравствуйте, ребята. Дети: добрый день.      |    Входят в класс под музыку  «Полонез» Ф. Шопена. Приветствуют учителя    |    Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассника и с учителем.  Самоопределение.      |  
  |    2. Актуализация знаний   |    Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А. Суворова, Г.Кутузова, И.Сусанина, А.Невского. Как вы думаете, кто эти люди? Что их объединяет? Какими они обладают качествами?      |    Учащиеся узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества- храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу.   |    Передача собственных впечатлений о войнах- героев, высказывание своей точки зрения.  Применение полученных знаний о исторических событиях. Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.   |  
  |       |     Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных   |       Среди полководцев не военный человек, это крестьянин Иван Сусанин. Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину.   |        |  
  |       |    Из каких источников вы о нём узнали? Предлагаю вам вновь посетить музыкальный театр.   |     На уроке музыке знакомились с оперой «Иван Сусанин» русского композитора М.И,Глинки.   |    (П) Умение принимать задачи и цели учебной деятельности.      |  
  |       |    Что вы хотели бы сегодня узнать об этой опере? Каково ваше предложение по теме урока?    |     Продолжить изучение оперы., ещё послушать музыкальные фрагменты. Тема урока – опера «Иван Сусанин»   |        |  
  |       |    Предлагаю совместно составить план урока.  Назовите виды деятельности.   |    Определяют виды деятельности: повторение пройденного материала, получение новых знаний; Слушание музыки, сопоставление размышление. Хоровое исполнение песни.      |        |  
  |      3.Введение в тему и проблемы урока. Задачи: Организация коммуникативных взаимодействие учащихся.   |    Предлагается работа с учебником(Стр97). Прочитайте выделенные слова чёрным шрифтом. «Контраст». «Музыкальная драматургия». Что они означают?      |    Нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали.    |    Постановка проблемы и её формулировка. Умение аргументировать и высказывать своё мнение.      |  
  |      4 Поиск решения. Открытие новых знаний.   |     Повторение пройденного материала: предлагается вспомнить содержание второго действия, и какие слушали музыкальные фрагменты. Слушание музыки.   |    2 действие переносит нас в старинный замок польского короля. Исполнялись танцы: «Полонез», «Мазурка».      |    Умение аргументировать собственную точку зрения, принимать мнение собеседника Поиск ответов на проблемные вопросы.      |  
  |    Музыкальная пауза   |       Дыхательная гимнастика:  «Ладошки», «Насос», Дикционные упражнения.   |       Один ученик проводит дыхательную гимнастику. Учащиеся исполняют дикционное упражнение:  Бра-Бра-Бра, Бра-Бра-Бра, Лето- тёплая пора; бри-бри-бри, бри-бри, Никогда другим не ври. Бро-бро-бро, Бро-бро-бро, Не жалей другим добро.   |    Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей. Согласование и координация деятельности со сверстниками.      |  
  |       |    Стр.96 Учебник. «За Русь мы всей стеной стоим…» (3 действие) село Домнино. «Велик и свят наш край родной»- разучивание фрагмента из оперы.  На какие песни похож этот фрагмент?      |    Исполнение фрагмента из оперы. «Велик и свят наш край родной» Напев похож на русские народные песни.      |       Развитие эмоциональной отзывчивости, Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Определение основного настроения и характер Предметные: исполнении вокально-хоровых произведений, умение воплощать музыкальные образы. • М/П владение логическими действиями обобщения; • сравнения; умение отвечать на вопросы, • размышлять.   |  
  |   5.Первичное закрепление.    |    Русский писатель Н.В. Гоголь сказал: «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки». 1.Музыкальные фрагменты из 4 действия 2.Как вы понимаете эти слова? 3.Русская и польская музыка  4.Русский и польский народ 5.Понятие термина  « контраст»      |    Слушают музыкальные фрагменты и смотрят видеофрагменты. Делают сравнительную характеристику образов польского и русского народа, русской и польской музыки. Делают вывод «что такое контраст» (противоположность)      |    Из музыкального произведения добывают необходимую информацию. Воспринимают информацию, понятно, точно, корректно излагают свои мысли; эмоционально откликаются на выразительные особенности музыки, Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. формирование уважительного отношения к национальной принадлежности, русской культуре, и к культуре других народов;      |  
  |    6.Заключительный этап урока   |       Какое действие оперы, было самым волнительным? Как изменились бы события, если бы Иван Сусанин вывел  врагов из леса? Какие чувства у вас вызывает образ Ивана Сусанина? Чем заканчивается опера? Повторялся ли подвиг Ивана Сусанина?   |    Слушание Музыкальных фрагментов из 4 действия «Сцена в лесу». Речитатив и арию Ивана Сусанина  1. Просмотр Видеофрагмента  2. Проанализировать последовательность событий в опере, взаимосвязь разных героев и их взаимоотношения, связанные между собой  3.Чувства гордости, сожаления. уважения. 4 Опера заканчивается хором « Славься», ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом. 5. Неоднократно подвиг Ивана Сусанина повторялся в годы Великой Отечественной войны.   |    Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, (М/П) формировании умения осмысливать полученную информацию, размышлять, отвечая на вопросы. (Л)Развитие чувств доброжелательности, отзывчивости. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы      |  
  |   7.Исполнительская деятельность    |    Предложить повторить знакомую песню и выучить новую.     |    Учащиеся называют песни о ВОВ и исполняют знакомые песни: « Катюша» музыка — Блантер, Матвей Исакович, слова — Михаила Исаковского. « Три танкиста» муз братьев Покрасс на слова Бориса Ласкина  Разучивают новую песню «Прадедушка» Муз. Александра Ермолова сл. Михаила Загота.      |    (Л) формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре (П) формирование интереса к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. (Р) Формирование элементарного слушательского опыта, приобретение навыков хорового пения.      |  
  |    8.Повторение материала изученного на урок   |    Что нового мы узнали на уроке? Проведём игру, которая называется   « Я утверждаю, что..» Я буду давать для музыки разные определения, но не все они будут верными, иногда я буду ошибаться. Ваша задача не повторять мои ошибки. Если я назову правильное определение музыки, то вы должны повторить его, не правильное - промолчать.   |     Учащиеся слушают музыкальные фрагменты из оперы, определяют правильные характеристики и отвечают вместе с учителем.   |    (П) Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. (Р) Анализировать и соотносить музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии (Л) проявлять интерес к процессу познания, желание узнать что-то новое на других уроках музыки.      |  
  |   9. Рефлексия    |       Дать оценку своей работе на уроке. Задание: раскрасить флаг в соответствии со своей оценкой деятельности на уроке. Вы продемонстрировали свои знания, полученные на уроке.   |       Продолжили знакомство с новыми фрагментами из оперы. Познакомились с термином«Контраст» Красный цвет – «Узнал новое, но не все получалось» Синий цвет – « Ни чего не понял Зеленый цвет – «У меня все получилось»   |    (П) самооценка своих музыкально-творческих способностей, оценка и контроль личностной рефлексии (Л) Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. (К) оценивать и  осмыслять результаты своей деятельности; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;      |  
  |   Домашнее задание.  Учебник стр. 98-99. Выполнить задание в «Дневнике музыкальных наблюдений».      |        |    Выполняют  задание в «Дневнике музыкальных наблюдений».    |    (П) закрепление пройденного материала Приобретение навыков ассоциативно-образного мышления (Л) В процессе выполнения домашнего задания проявлять умение реализовывать свой творческий потанцеал      |  
  |    Выставление оценок за урок   |        |        |        |  
 
  1.УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2011 г.
  2. Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» !-4 классы. Просвещение 2012г.
  3.Учебник « Музыка» 4 класс ВВ Алеев, ТН Кичак.
  4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка 4 класс
  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г.
  5. Фонохрестоматия музыкального материала « Музыка 4 класс
  Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г
  6.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования.  Методические рекомендации. Наро- Фоминск 2014 г.
  7. «Музыка». Планируемые результаты. Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская
  8. Мастерская учителя. Уроки музыки.  1 – 4 классы. М.А.Давыдова.
  Москва, «ВАКО» 2008 г.