Просмотр содержимого документа
«Доклад "Особенности программно - методического обеспечения предмета "музыка" в условиях введения и реализации обновленных ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 9 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА"
ДОКЛАД
Особенностипрограммно-методического обеспечения предмета «музыка» в условиях введения и реализации обновленных ФГОС
Учительмузыки
МБОУ «ОЦ№9 Майкопского района»
Хачатурян Л.В.
2022г.
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»
«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств» (В. А. Сухомлинский)
Цель - воспитание гармонично развитой личности детей основываясь на примерах великих классических образцов мирового искусства.
Маленький Моцарт, Бетховен, Чайковский жили в атмосфере музыки и очень рано сами начали музицировать. И сегодня это факт, что именно окружающая среда — это мощный фактор развития и воспитания растущего человека.
Таким образом, важным моментом является создание для ребенка уникальной образовательной среды и условий, методов и подходов.
Как же педагогу перекинуть этот мостик между эпохами? Между образцами наследия прошлых столетий и сегодняшним днем, с новыми, иногда даже на первый взгляд непонятными формами и видами современного искусства? Как заинтересовать ребенка, мотивировать, увлечь, обратить внимание, на те вещи которые не окружают его в повседневной жизни?
Ответ очевиден - нужны новые формы, которые соответствуют времени и продиктованы самим временем. Какие формы и методы выбрать педагогу? Сегодня идет поиск эффективных современных технологий, психолого- педагогических подходов в образовании.
Использование электронных ресурсов для обогащения образовательного процесса по учебному предмету «Музыка»
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий способствовало активному включению в учебный процесс цифровых образовательных материалов, поэтому предлагается продолжить применять данные электронные ресурсы дополнительно, выборочно, избирательно, основываясь на целесообразности использования этих ресурсов на уроке. К сожалению, электронные материалы по музыке представлены не во всех образовательных платформах, учителя музыки активно использовали ресурсы образовательных порталов «Российская электронная школа», Яндекс-учебник, «LearningApps» и др. Одними из самых востребованных стали материалы к урокам музыки «Российской электронной школы» (РЭШ). «Российская электронная школа» представляет собой завершенный курс интерактивных видеоуроков, разработанных лучшими учителями России, по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, в том числе и по музыке, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ. Уроки в основной школе полностью соответствуют программе Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. «Музыка», что удобно для синхронизации учебного процесса, в основе уроков в начальной школе используется в большей степени музыкаль- ный материал музыки народов России и мира, что позволяет его использовать в качестве дополнительного. Каждый урок музыки в РЭШ состоит из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный). Мотивационный модуль («Начнѐм урок») направлен на вовлечение обучающегося в учебную деятельность, введение в тематику урока. Главная задача этого модуля — активизация внимания обучающегося и пробуждения интереса к теме урока. Объясняющий модуль («Основная часть») направлен на объяснение нового материала по теме урока (видео, анимационный ролик или интерактивный элемент, предназначенный для
изучения, раскрывают основную тему урока). Главная задача этого модуля — предоставить учащемуся учебное содержание по теме в интерактивной аудиовизуальной форме. Данный модуль длится 10–15 минут, имеет наибольшую ценность для использования на уроке музыки. Тренировочный модуль («Тренировочные задания») направлен на закрепление основного содержания, осознание специфики изучаемой темы, расширение знаний по предмету, формирование умений работать с дополнительными и справочными источниками, дополнительное изучение и закрепление сложного учебного материала.
Контрольный модуль («Контрольные задания») направлен на осуществление контроля результатов обучения, в том числе умений применять полученные знания в практической деятельности. Дополнительный модуль направлен на расширение знаний и умений учащегося и предоставляет дополнительные материалы, связанные с темой урока, а также прилагается тезаурус, список ли- тературы и интернет - ресурсов, рекомендованных к изучению. В связи с тем, что модули «Начнем урок» и «Основная часть» длятся 10–15 минут, содержат содержательные интересные презентации, насыщены звучанием музыки, содержат проблемные вопросы и задания для детей, их можно использовать в дальнейшем в 5–8 классах на некоторых уроках музыки, если техническое обеспечение кабинета музыки это позволяет сделать.
Интересные ресурсы для образовательного процесса по музыке представлены на Яндекс - учебнике: пока только 4 урока для начальной школы и 4 урока для основной школы.
Отличительной особенностью этих разработок является то, что они предлагают универсальные практико - ориентированные задания, которые можно дополнительно включать в уроки музыки. Например, в начальной школе предлагается продумать и придумать музыкальное сопровождение для фрагмента мультфильма, в основной школе — предлагается посмотреть фраг- менты фильмов и, внимательно прослушав музыкальное сопровождение, опре- делить какие музыкальные, шумовые инструменты использовались для озвучи-
вания некоторых фрагментов, выделить необычные звуковые эффекты. К каж- дому уроку разработаны цели и планируемые результаты урока, презентации с методическими комментариями для учителя, карточки с заданиями для детей, видеоинструкции по организации практических видов деятельности, техноло- гические карты уроков, файлы с уже готовыми проектами детей или ссылки на них. Во всяком случае, имеет смысл познакомиться с этими разработками. При организации дистанционного обучения по предмету «Музыка» следует учитывать специфику данного предмета, обеспечивающего воспитание духовного мира школьников, развитие эмоционально - чувственной сферы и творческого мышления обучающихся, что должно отразиться и в освоении учебного материала, и в домашних заданиях.
Педагоги, равно как и родители, наделены миссией: подарить ребенку чудесный мир - природы, вещей, людей, приобщить к культурным и нравственным ценностям.
Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, найти необходимые знания, на вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, целесообразно наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать те или иные открытия.
Организуя воспитательный процесс посредством включения школьников в разнообразные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности учащегося в воспитательном процессе. И тогда будут появляться новые современные гениальные личности - ученые, деятели искусства.
Для осуществления своей деятельности учитель должен быть необходимый пакет программно-методического обеспечения. Он может включать в себя следующее:
Должностная инструкция
Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование.
Документация кружковой работы.
График работы , расписание уроков , внеурочной деятельности, кружков.
Адаптированная образовательная программа (АОП) для работы с детьми с ОВЗ.
Материалы мониторинга музыкального развития детей (диагностика).
Планы индивидуальной работы (с детьми преуспевающими; с детьми, имеющими затруднения)
Материалы по самообразованию педагога.
Самоанализ профессиональной деятельности .
Паспорт учебного кабинета
Учитель осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности учащихся, формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, а также их творческих способностей.
Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей школьников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений учащихся.
Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с учениками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, спортивные с музыкальным сопровождением.
Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) вопросам подготовки учащихся к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников во время образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
педагогику и психологию;
возрастную физиологию, анатомию;
санитарию и гигиену;
индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, педагогическими работниками,
музыкальные произведения детского репертуара;
при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;
современные образовательные музыкальные технологии,
достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование
профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.
Трудовые действия
Планирование проведения занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы на основе вариативных форм организации учебной деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Проведение занятий в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных предметов, курсов с использованием современных методик обучения, направленных на создание зоны ближайшего развития обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями)
Применение ИКТ для создания цифровой образовательной среды, направленной на развитие мотивации обучающихся и индивидуализации обучения
Разработка и использование средств (инструментов) объективной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня общего образования для индивидуализации обучения Формирование инклюзивной и мотивирующей образовательной среды для обеспечения полноценного участия обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями) в учебной деятельности
Организация и поддержка взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с соблюдением требований профессиональной этики для обеспечения возможности их участия в учебной деятельности.
Организация совместной деятельности с коллегами по повышению качества обучения
Необходимые умения
Разрабатывать и применять современные педагогически обоснованные психолого-педагогические и инклюзивные технологии обучения
Планировать учебную деятельность на основе вариативных форм ее организации
Осуществлять подбор методик обучения, обеспечивающих его индивидуализацию и создание зоны ближайшего развития обучающихся Использовать возможности ИКТ для повышения мотивации обучающихся и индивидуализации обучения
Осуществлять разработку и выбор эффективных средств (инструментов) для объективной оценки образовательных результатов обучающихся
Разрабатывать индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом динамики их образовательных результатов
Разрабатывать и применять технологии создания инклюзивной образовательной среды и технологии педагогической конфликтологии
Разрабатывать и применять технологии повышения учебной мотивации обучающихся (в том числе с особыми образовательными потребностями)
Выбирать и использовать эффективные способы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и создавать условия для их участия в учебной деятельности
Выбирать и использовать эффективные формы организации сотрудничества с коллегами в решении задач совместной деятельности по повышению качества обучения
Необходимые знания
Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, об образовании, трудовое законодательство
Содержание ФГОС соответствующего уровня общего образования, основной общеобразовательной программы
Содержание и развитие учебного предмета, курса и методик обучения учебному предмету, курсу
Содержание рабочей программы учебного предмета, курса
Современные психолого-педагогические и инклюзивные технологии обучения
Психолого-педагогические, возрастные и иные индивидуальные особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Нормативные правовые акты по организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Педагогические методики и технологии индивидуализации обучения
Методика развития мотивации обучающихся и индивидуализации обучения в цифровой образовательной среде
Методика разработки индивидуальных учебных планов обучающихся
Принципы и методика разработки средств (инструментов) оценки образовательных результатов обучающихся
Основы социальной психологии и педагогической конфликтологии
Закономерности возрастного развития и социализации личности, психологические законы периодизации и кризисов развития
Социально-психологические подходы к организации и управлению групповой и индивидуальной учебной деятельностью обучающихся
Методики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды
Методика организации совместного решения задач повышения качества обучения
Технологии создания условий для участия родителей (законных представителей) обучающихся в учебной деятельности
Требования профессиональной этики, профессионально-этические нормы взаимодействия с коллегами, родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения
Санитарно-эпидемиологические правил и нормативы
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, требования антитеррористической защищенности