Мастер- класс «Особенности работы с младшим хором»
Мастер- класс «Особенности работы с младшим хором»
Методические и практические рекомендации, учитывающие особенности младших школьников на начальном этапе работы с младшим хором. Разогрев, дыхание, певческая установка и использование игровых моментов в занятии с детьми младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Особенности работы с младшим хором»»
Мастер класс «Особенности работы с младшим хором»
подготовила учитель музыки МКОУ «Виноградненского лицея
им. Дедова Ф.И.» Черкашина Нелля Васильевна
22.08.2019год
Добрый день, уважаемые коллеги. Я не так часто с вами вижусь, как хотелось бы и поэтому мне особенно приятно с вами пообщаться в такой творческой атмосфере. Все мы уже, в какой - то степени, настроились на новый учебный год. И этот мастер класс поможет нам с вами вспомнить уже известное и попробовать что-то новое, а возможно и поделиться своими методами и приёмами, которые опробованы и результативны в вашей системе работы.
То, что предложу я вам, ничего сложного, всё просто, но очень актуально в преддверии нового учебного года. Это первые шаги и навыки в процессе обучения хоровому пению. Наверняка, вы всё это знаете и используете в своей работе с хором во внеурочной и урочной деятельности, но в любом случае – это будет не лишним, повторение – мать учения.
Итак, к вам пришли новые детки, по большей степени, мало умеющие петь правильно. Они ещё очень непоседливы, нетерпеливы, не могут быть долго внимательными и т.д. Короче, минус певцов младшего хора, они ничего не умеют, плюс – они ничего не умеют. То есть, вы имеете уникальную возможность заинтересовать и увлечь уч-ся певческой деятельностью и воспитать из них хороших вокалистов –хористов, ну или по крайней мере – развить их физически и творчески.
На начальном этапе обучения решаются следующие вокально – хоровые задачи:
Певческая установка
Организация работы певческого дыхания
Постановка артикуляционного аппарата
Формирование и произношение гласных звуков
Работа над точным интонирование и формирование унисона.
2 Диапозон. Работа в примарной зоне, координация слуха и голоса, сглаживание переходных звуков.
3 Звуковедение . легато, нон легато, стаккато.
4 Пение а капелла
5 Начальное игровое двухголосие
6 Работа над выразительным исполнением произведения.
Что бы не быть голословной, большую часть из перечисленного мы с вами и попробуем реализовать на столь коротком занятии. В реалии, для освоения этих вокальных технологий детям потребуется время. Ребёнок должен понять, осознать, повторить спетое или показанное ему возможно более похоже, найти механизм управления собственным голосом и телом. Поэтому чем чаще собирается коллектив, чаще повторяются задания и упражнения, тем быстрее появятся результаты (повтор до 7 раз!).
Несколько начальных занятий в большей части, будут состоять из этих упражнений.
Певческая установка. «Петь приятно и удобно» муз. Кистеня. В ней как раз, дана правильная установка.
Далее, надо «раздышаться». Объясняем детям технику певческого дыхания. короткий лёгкий (малого или умеренного объёма) вдох носиком в животик, выдох долгий.
Упражнение №1.»Водолазы» Короткий вдох, задержка, выдох на «свечу».
«Шарик» Вдох – выдох на «С»,несколько вдохов – резкий выдох на «пых»
Или долгий «С», с движениями.
«Кошечка» вдох , на выдохе «вау».
Нюхать цветок, быстрый выдох –«задуть свечу на торте»
Вдох, выдох через закушенную нижнюю губу. «Ш» шипеть и «бр»
Эти же упражнения со звуком «У»
Стихотворение «сО скакАлкой Я скачУ,
НАучИться ЯхочУ
ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы
ЗвУк держАть онО моглО бы,
ГлУбокО, ртмИчно бЫло
ИменЯнепОдводИло.
Я скачУ без пЕредЫшки
И не чУвствуЮ одЫшки,
ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,
И не прЫгаЮя слОвно.
РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..
МОжно прЫгать цЕлый чАс...
А теперь нам надо «разрезонироваться»
Гимнастика для лица: можно использовать в стихотворной форме, самомассаж лица и шеи перед пением. Можно использовать всем известные : работа языком , «порычать» , «помычать» , «поцокать языком» губы трубочкой – улыбка.
Начинаем с распевок из 1-3 звуков, затем постепенно расширяемся в обе стороны. Надо исходить из общего уровня музыкальности детей, если в общем звучании много неточно интонирующих, то лучше пока не усложняться. Начнём с самого простого:
«Сорока», «Божья коровка», «Эхо», «Майский жук», «Я пою» и т.д.
«Сорока, сорока, где была? Далёко.
Кашку варила, деточек кормила.
На порог скакала, гостей созывала
Гости услыхали. Быть обещали»
Встретил ёжика бычок.
И лизнул его в бочок.
И лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
Божья коровка, чёрная головка
Полети на небо, принеси мне хлеба,
Чёрного да белого, только не горелого.
Для унисона на звуке «у,о,а»
Канон с движениями «Божья коровка»
Вот, в общей сложности, на этом этапе пока всё. Особой работы требует работа на выравнивание и округление гласных. Но это уже следующий этап. Спасибо за внимание и поддержку.