kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Маком рассказывает о жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Маком рассказывает о жизни».

Цель урока: Сформировать представления у учащихся о роли «Маком» в музыке.

Задачи урока:

1) Познакомитьучащихся с понятием «Маком»;

2) Развивать познавательный интерес учащихся о разновидностях «Макома» в музыке народов Средней Азии, Ближнего Востока, Закавказья.

3) воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке и народным традициям.

Тип урока: Введение в тему.

Вид: Урок- музыкально-познавательный.

Методы: Словесный, наглядный,иллюстрационный.

Приемы работы: визуализация

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, беседа и пение.

Основные понятия темы:Маком, мугам, мукам.

Оборудование урока, наглядность: видео,пианино, муз.центр, интерактивная

доска, моноблок.

ХОД  УРОКА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Маком рассказывает о жизни.»

ДатаПредмет МУЗЫКА Класс5


Урок № 19


Темаурока: «Маком рассказывает о жизни».

Цельурока: Сформировать представления у учащихся о роли «Маком» в музыке.

Задачиурока:

1) Познакомитьучащихся с понятием «Маком»;

2) Развивать познавательный интерес учащихся о разновидностях «Макома» в музыке народов Средней Азии, Ближнего Востока, Закавказья.

3) воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке и народным традициям.

Типурока: Введение в тему.

Вид: Урок- музыкально-познавательный.

Методы: Словесный, наглядный,иллюстрационный.

Приемыработы: визуализация

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, беседа и пение.

Основныепонятиятемы:Маком, мугам, мукам.

Оборудованиеурока, наглядность: видео,пианино,муз.центр, интерактивная

доска, моноблок.

ХОД УРОКА


Операционно-мотивоционныйэтап: Детизаходят в класспод звуки индийской раги.

Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Операционно-деятельностныйэтап: Новаятема: Введение в темуурока.

  1. МАКАМ (араб. - место, положение), один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название произведения. Распространен в иранской и турецкой музыке.

В различные эпохи существовали разные теоретические трактовки арабского звукоряда (в средневековье – 12-, 17-, 22-ступенные). Большинство современных учёных считает, что в основе арабской музыки – 7-ступенные звукоряды с микротоновой нюансировкой ступеней. Эта нюансировка производится путём повышения или понижения определённых ступеней лада на треть, иногда на четверть или 1/8 тона. Арабы часто неодобрительно отзываются о европейской музыке, т.к. в ней недостаточное, по их мнению, число звуков. Ладовые особенности арабской музыки определили своеобразную манеру пения, при котором широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку) – отсюда характерная для неё цветистая мелизматика (орнаментика), придающая музыке оригинальный колорит. Всего в музыкальной практике, из числа 100 теоретически возможных, используется 30-40 ладов. Ладовая организация арабской музыки тесно связана с принципом макама.

Макам – одно из ключевых понятий в арабской, иранской, турецкой музыке, обозначающее принцип музицирования. Понятие макама имеет несколько семантических уровней (подобно индийской раге):

принцип развития в арабской музыке, включающий такие аспекты, как:

модальная (звукорядная) организация (в модальности, в отличие от тональности, при строго выдержанном звукоряде, необязателен определённый устой), тип метроритмики (в ансамблевой музыке – использование определённых ритмоформул; в сольной – более свободный ритм, с отсутствием регулярной пульсации), психоэмоциональный модус (строй) мелодии; лад с особой функциональной дифференциацией тонов. Функции тонов получают специальные обозначения (главный, заключительный, украшаемый). Лад используется в соответствии с психоэмоциональным модусом мелодической попевки, который часто и даёт название данному макаму;

Жанр – вокально-инструментальная циклическая форма, заключающая в себе черты сюиты и рапсодии, где разделы импровизационно-мелизматического характера (в результате орнаментально-вариационного развития мелодических попевок) чередуются с разделами танцевальными и песенными. Для макама характерно рондообразное строение: основной напев чередуется с инструментальными эпизодами.

  1. Яхья ибн Махмуд аль-Васити – представитель багдадской школы живописи начала 13 столетия. Огромную популярность в свою эпоху аль-Васити приобрел благодаря оформлению рукописи Макамы– творения, написанного арабским прозаиком и поэтом аль-Харири. Произведение написано в довольно распространенном в те годы жанре «плутовские новеллы», но уникальность рукописи состоит в том, что аль-Васити самостоятельно выполнил работу, которой занимались обычно несколько мастеров: писец, позолотчик, рисовальщик и живописец. После переписки текста и украшения книги миниатюрами аль-Васити поставил дату окончания работы (1237) и свое полное имя.

  2. Смотреть презентацию.

  3. Основные эстетические качества макама, с одной стороны – канонизация, нормативность, с другой – импровизационная свобода. Исполнение макама отличалось большим виртуозным блеском. Сфера бытования макама – как народная, так и профессиональная композиторская музыка. Макам распространён на обширной территории Ближнего Востока, Средней Азии и Закавказья, где сложились региональные разновидности макама:


Маком, а также шашмаком (6 макомов) (Узбекистан, Таджикистан)


Мугам (Азербайджан, Армения)


Мукам (Туркмения).


Музыкальный инструментарий арабов:


Основа музыкального инструментария – ударные инструменты:


Табл (барабан)


Кус (большой котлообразный барабан)


Тар (бубен)


Дарбука (барабан, на котором играют двумя руками).


Духовые:


Аргуль (род свирели)


Най (продольная флейта)


Струнно-щипковые инструменты: разновидности арфы, цитры


Уд (арабская лютня)


Канун (от греч. «канон» - правило, закон) – инструмент типа цимбал


Струнно-смычковые:


Рабаб (ребаб) – разновидность виолы


Каманга – разновидность виолы.


Историческая роль арабской музыки в том, что она, освоив достижения музыкальных культур Древнего мира, довела светское музыкально-поэтическое одноголосное музыкальное искусство до высокого развития. Ладовые, тембровые, ритмические богатства арабской мелодии поистине неисчерпаемы. Одноголосие не является исторически предтечей многоголосия, а развивается параллельно с ним. Арабская культура дала Западной Европе струю земного, жизнеутверждающего искусства. Некоторые музыкальные инструменты арабов были заимствованы европейцами вследствие крестовых походов.


Рефлексивно-оценочныйэтап: Чтоновогоузналинауроке?

Итогиурока (Оценки) Разучиваниепесни «Верные друзья».

Ребятавыходятизклассаподфоновуюмузыку.

Учитель - Нуриманова А.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Маком рассказывает о жизни.

Автор: Нуриманова Анастасия Викторовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Календарно - тематическое планирование по музыке "
    ["seo_title"] => string(53) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "168879"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423313478"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему Роль растений в жизни животных"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rol-rastienii-v-zhizni-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "305799"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457982582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Макам рассказывает о жизни"
    ["seo_title"] => string(28) "makam-rasskazyvaiet-o-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "162387"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422353336"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ НА ТЕМУ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ МАКОМА-МУЗЫКИ НАРОДОВ ВОСТОКА.""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-po-muzykie-na-tiemu-muzykal-nyie-instrumienty-dlia-ispolnieniia-makoma-muzyki-narodov-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "286530"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454346958"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "План-конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Изготовление объемного цветка из атласных лент»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_otkrytogho_zaniatiia_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_izghotovlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "378934"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484306019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства