Операционно-деятельностныйэтап: Новаятема: Введение в темуурока.
МАКАМ (араб. - место, положение), один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название произведения. Распространен в иранской и турецкой музыке.
В различные эпохи существовали разные теоретические трактовки арабского звукоряда (в средневековье – 12-, 17-, 22-ступенные). Большинство современных учёных считает, что в основе арабской музыки – 7-ступенные звукоряды с микротоновой нюансировкой ступеней. Эта нюансировка производится путём повышения или понижения определённых ступеней лада на треть, иногда на четверть или 1/8 тона. Арабы часто неодобрительно отзываются о европейской музыке, т.к. в ней недостаточное, по их мнению, число звуков. Ладовые особенности арабской музыки определили своеобразную манеру пения, при котором широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку) – отсюда характерная для неё цветистая мелизматика (орнаментика), придающая музыке оригинальный колорит. Всего в музыкальной практике, из числа 100 теоретически возможных, используется 30-40 ладов. Ладовая организация арабской музыки тесно связана с принципом макама.
Макам – одно из ключевых понятий в арабской, иранской, турецкой музыке, обозначающее принцип музицирования. Понятие макама имеет несколько семантических уровней (подобно индийской раге):
принцип развития в арабской музыке, включающий такие аспекты, как:
модальная (звукорядная) организация (в модальности, в отличие от тональности, при строго выдержанном звукоряде, необязателен определённый устой), тип метроритмики (в ансамблевой музыке – использование определённых ритмоформул; в сольной – более свободный ритм, с отсутствием регулярной пульсации), психоэмоциональный модус (строй) мелодии; лад с особой функциональной дифференциацией тонов. Функции тонов получают специальные обозначения (главный, заключительный, украшаемый). Лад используется в соответствии с психоэмоциональным модусом мелодической попевки, который часто и даёт название данному макаму;
Жанр – вокально-инструментальная циклическая форма, заключающая в себе черты сюиты и рапсодии, где разделы импровизационно-мелизматического характера (в результате орнаментально-вариационного развития мелодических попевок) чередуются с разделами танцевальными и песенными. Для макама характерно рондообразное строение: основной напев чередуется с инструментальными эпизодами.
Яхья ибн Махмуд аль-Васити – представитель багдадской школы живописи начала 13 столетия. Огромную популярность в свою эпоху аль-Васити приобрел благодаря оформлению рукописи Макамы– творения, написанного арабским прозаиком и поэтом аль-Харири. Произведение написано в довольно распространенном в те годы жанре «плутовские новеллы», но уникальность рукописи состоит в том, что аль-Васити самостоятельно выполнил работу, которой занимались обычно несколько мастеров: писец, позолотчик, рисовальщик и живописец. После переписки текста и украшения книги миниатюрами аль-Васити поставил дату окончания работы (1237) и свое полное имя.
Смотреть презентацию.
Основные эстетические качества макама, с одной стороны – канонизация, нормативность, с другой – импровизационная свобода. Исполнение макама отличалось большим виртуозным блеском. Сфера бытования макама – как народная, так и профессиональная композиторская музыка. Макам распространён на обширной территории Ближнего Востока, Средней Азии и Закавказья, где сложились региональные разновидности макама:
Маком, а также шашмаком (6 макомов) (Узбекистан, Таджикистан)
Мугам (Азербайджан, Армения)
Мукам (Туркмения).
Музыкальный инструментарий арабов:
Основа музыкального инструментария – ударные инструменты:
Табл (барабан)
Кус (большой котлообразный барабан)
Тар (бубен)
Дарбука (барабан, на котором играют двумя руками).
Канун (от греч. «канон» - правило, закон) – инструмент типа цимбал
Струнно-смычковые:
Рабаб (ребаб) – разновидность виолы
Каманга – разновидность виолы.
Историческая роль арабской музыки в том, что она, освоив достижения музыкальных культур Древнего мира, довела светское музыкально-поэтическое одноголосное музыкальное искусство до высокого развития. Ладовые, тембровые, ритмические богатства арабской мелодии поистине неисчерпаемы. Одноголосие не является исторически предтечей многоголосия, а развивается параллельно с ним. Арабская культура дала Западной Европе струю земного, жизнеутверждающего искусства. Некоторые музыкальные инструменты арабов были заимствованы европейцами вследствие крестовых походов.