М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)
М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)
Тема урока: Картинки с выставки М.П. Мусоргского
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – экскурсия
Цель: продолжить знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского, познакомить учащихся с музыкальными произведениями из цикла «Картинки с выставки», показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке, обогатить духовный мир учащихся; развивать эмоциональность, культуру речи, образное мышление; воспитывать эстетическую культуру, уважение к культурному наследию народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)»
Тема: М.П. Мусоргский "Картинки с выставки". 2-й класс
Тема урока: «Картинки с выставки М.П. Мусоргского»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – экскурсия
Цель: продолжить знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского, познакомить учащихся с музыкальными произведениями из цикла «Картинки с выставки», показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке, обогатить духовный мир учащихся; развивать эмоциональность, культуру речи, образное мышление; воспитывать эстетическую культуру, уважение к культурному наследию народа.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов симфонической сказки;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята! (по ступеням звукоряда).
II. Мотивация.
1. Слово учителя. Сегодня тема нашего урока звучит как «Картинки с выставки», как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие?
2. Беседа:
- Сегодня мы на уроке мы отправимся на экскурсию в картинную галерею.
- Как вы думаете, что мы можем увидеть в картинной галерее? (Разные картины).
- Верно, мы совершим экскурссионную прогулку по выставке. А вы знаете, какие бывают картины? (примерные ответы детей)
- И вот первая картина, которая нам встретилась на пути. Она подходит к нашей распевке.
Напоминание о правильной певческой позиции.
Упражнение для развития голоса «1,2,3,4,5».
- О том, какие бывают картины, может нам рассказать песня композитора Геннадия Гладкова «Песня о картинах», давайте ее послушаем.
3. Разучивание песни.
- Давайте исполним песню «Песня о картинах» (хоровое исполнение песни).
При пении необходимо:
- использование певческих навыков;
- чистое и выразительное интонирование;
- овладение собственной манерой вокального исполнения.
(напоминание о правильной певческой осанке)
III. Актуализация знаний.
Учитель проверяет знания о творчестве композитора, значение термина «сюита», полученные на предыдущих уроках.
- Сегодня на выставке мы познакомимся с картинками, музыку к которым написал М.П.Мусоргский.
- Вам известно имя этого великого композитора?
- Какие произведения он сочинил? («Рассвет на Москве-реке», «Прогулка»)
- Давайте вспомним некоторые факты из жизни композитора (ответы детей на вопросы).
- Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, соединенных одной темой).
IV.Изучение нового материала.
1. Учитель: Сегодня сопровождать по выставке нас будет музыка из сюиты «Картинки с выставки».Судя по названию сюиты, как вы думаете, какие впечатления композитора могли отразиться в произведении?
(примерныеответы детей)
Слово учителя: Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил своему другу - художнику Виктору Гартману и дал ей название «Картинки с выставки».
В Академии искусств в 1874 году было выставлено почти все, что создал Виктор Александрович Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты, наброски театральных декораций и костюмов, а также эскизы оформлений предметов быта: часов, игрушек. Мусоргский много раз обошел выставку.Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Давайте и мы с вами попробуем мысленно оказаться в залах Академии художеств и в сопровождении музыки Мусоргского совершим экскурсионную прогулку по выставке Гартмана. Остановимся мы лишь у некоторых работ художника, а музыка Мусоргского поможет нам воссоздать в нашем воображении образы художественных произведений. Открывает сюиту знакомая нам музыка, очень похожая на русский напев.
Послушайте, вспомните, как она называется
(звучит «Прогулка», дети делятся впечатлениями от музыки).
2. Беседа:
- Верно, она называется «Прогулка». В ней композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил себя самого, гуляющего по выставке.
- Что же выразил в музыкальном образе композитор? (Гордость, величие, торжество)
- А что изображено музыкальной интонацией? (Богатырская поступь, колокольные звоны)
- Послушайте, какая знакомая нам интонация использована композитором в этой картинке, что в ней изменилось? (проигрывается интонация)
Примерный ответ детей: Это мелодия «Прогулки».
- Посмотрим, как изменился музыкальный язык темы «Прогулки»?
(сравниваем музыкальные интонации, обращаем внимание на «крупные» длительности, динамические оттенки, звучание фортепиано напоминает звучание колокола, пластическое интонирование).
- Ну, а теперь давайте подойдем к такой интересной работе художника – «Избушка на курьих ножках» (обращаемся к картинке, рассматриваем ее).
- Кто может быть обитателем этого теремка? (ответы детей)
- А какое впечатление произвела эта картинка на композитора? Давайте прислушаемся к музыкальной интонации.
- Какие чувства композитора выразила музыка? (Волнение, недобрые чувства)
- Одинаковые образы получились у художника и композитора? (Нет)
- У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. Стоит нам сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом», как мы увидим истинное лицо этого домика и его владелицы.
3. Физкультминутка «Ярче солнышко сияй»
4. Слово учителя. Еще с одной яркой изобразительной картинкой нам предстоит встреча. Посмотрите на картинку Гартмана, что на ней изображено? (Это Гном)
- А какой по характеру музыкой можно было бы это изобразить? (Быстрой, громко, суетливый, хитрый, звуки короткие, движение быстрое, вначале почти на одном звуке)
- Давайте попробуем исполнить этот мотив как музыкант на клавиатуре.
(проигрываем на клавиатуре)
- Сейчас мы услышим, как дальше будет развиваться эта интонация, послушайте, что еще изобразит в своей музыкальной картинке композитор
(звучит “Гном ”)
- А какие чувства выразила музыка? (невеселое, суетливое, злое немного)
V. Обобщение
- Что нового мы узнали на выставке?
- Композитор иллюстрировал рисунки художника или создал свои образы под впечатлением от увиденного на выставке? (создал свои образы)
- Благодаря выразительным и изобразительным возможностям музыки, картинки Мусоргского получились красочными, живописными!
- Наша экскурсия по выставке подошла к концу, и мы возвращаемся домой
VI. Закрепление материала.
- С какими впечатлениями мы вернулись с выставки нам поможет вспомнить музыкальный рассказ про нашу экскурсию (Презентация «Картинки с выставки»
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
Слово учителя. Каждое произведение искусства - это маленькое чудо. Я вам предлагаю создать свое маленькое чудо, в котором мы выразим свои чувства.
Домашнее задание: Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки, затем мы создадим из ваших рисунков свою выставку.