kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Картинки с выставки М.П. Мусоргского

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока:  урок – экскурсия

Цель: продолжить знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского,  познакомить учащихся с музыкальными произведениями  из цикла «Картинки с выставки», показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке, обогатить духовный мир учащихся; развивать эмоциональность, культуру речи, образное мышление; воспитывать эстетическую культуру, уважение к культурному наследию народа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)»

Тема: М.П. Мусоргский "Картинки с выставки". 2-й класс


Тема урока: «Картинки с выставки М.П. Мусоргского»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – экскурсия

Цель: продолжить знакомство с творчеством композитора М.П.Мусоргского,  познакомить учащихся с музыкальными произведениями из цикла «Картинки с выставки», показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке, обогатить духовный мир учащихся; развивать эмоциональность, культуру речи, образное мышление; воспитывать эстетическую культуру, уважение к культурному наследию народа.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов симфонической сказки;

  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формирование основ музыкальной культуры

  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Музыкальный материал:

1) «Песня о картинах», Г. Гладков

2) Пьесы из цикла «Картинки с выставки», М.П. Мусоргский:

  • «Избушка на курьих ножках»,

  • «Богатырские ворота»,

  • « Гном «

Оборудование:

Репродукции картин, иллюстрации, мультимедийная презентация, видеофрагменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вход в класс.

Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята! (по ступеням звукоряда).

II. Мотивация.

1. Слово учителя. Сегодня тема нашего урока звучит как «Картинки с выставки», как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие?

2. Беседа:

- Сегодня мы на уроке мы отправимся на экскурсию в картинную галерею.

- Как вы думаете, что мы можем увидеть в картинной галерее? (Разные картины).

- Верно, мы совершим экскурссионную прогулку по выставке. А вы знаете, какие бывают картины? (примерные ответы детей)

- И вот первая картина, которая нам встретилась на пути. Она подходит к нашей распевке.

Напоминание о правильной певческой позиции.

Упражнение для развития голоса «1,2,3,4,5».

- О том, какие бывают картины, может нам рассказать песня композитора Геннадия Гладкова «Песня о картинах», давайте ее послушаем.

3. Разучивание песни.

- Давайте исполним песню «Песня о картинах» (хоровое исполнение песни).

При пении необходимо:

- использование певческих навыков;

- чистое и выразительное интонирование;

- овладение собственной манерой вокального исполнения.

(напоминание о правильной певческой осанке)

III. Актуализация знаний.

Учитель проверяет знания о творчестве композитора, значение термина «сюита», полученные на предыдущих уроках.

-  Сегодня на выставке мы познакомимся с картинками, музыку к которым написал М.П.Мусоргский.

- Вам известно имя этого великого композитора?

- Какие произведения он сочинил? («Рассвет на Москве-реке», «Прогулка»)

- Давайте вспомним некоторые факты из жизни композитора (ответы детей на вопросы).

- Что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, соединенных одной темой).

IV. Изучение нового материала.

1. Учитель:  Сегодня сопровождать по выставке нас будет музыка из сюиты «Картинки с выставки». Судя по названию сюиты, как вы думаете, какие впечатления композитора могли отразиться в произведении?

(примерные ответы детей)

Слово учителя: Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил своему другу - художнику Виктору Гартману и дал ей название «Картинки с выставки».

В Академии искусств в 1874 году было выставлено почти все, что создал Виктор Александрович Гартман в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты, наброски театральных декораций и костюмов, а также эскизы оформлений предметов быта: часов, игрушек. Мусоргский много раз обошел выставку. Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Давайте и мы с вами попробуем мысленно оказаться в залах Академии художеств и в сопровождении музыки Мусоргского совершим экскурсионную прогулку по выставке Гартмана. Остановимся мы лишь у некоторых работ художника, а музыка Мусоргского поможет нам воссоздать в нашем воображении образы художественных произведений. Открывает сюиту знакомая нам музыка, очень похожая на русский напев.

Послушайте, вспомните, как она называется 

(звучит «Прогулка», дети делятся впечатлениями от музыки).

2. Беседа:

-  Верно, она называется «Прогулка». В ней композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил себя самого, гуляющего по выставке.

- Какие чувства Модеста Петровича передает музыка? (ответы детей)

- Прогулка сопровождает нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами сюиты.

-  А вот и первая картина. А как мы узнаем, о чем она рассказывает? Прислушаемся, что будет изображать музыка, и какие чувства выразит композитор? 

(звучат «Богатырские ворота»)

-  Что же вы увидели?

- Какие образы рождало ваше воображение? (ответы детей)

- Какой картинке Гартмана близка музыка? 

(Дети выбирают картинку «Богатырские ворота»)

 -  А какими музыкальными средствами Мусоргский изобразил эту картинку?

Примерные ответы детей:  маршевый характер, неторопливый темп, громкое, торжественное звучание.

-  Что же выразил в музыкальном образе композитор? (Гордость, величие, торжество)

-  А что изображено музыкальной интонацией? (Богатырская поступь, колокольные звоны)

- Послушайте, какая знакомая нам интонация использована композитором в этой картинке, что в ней изменилось? (проигрывается интонация)

Примерный ответ детей:  Это мелодия «Прогулки».

-  Посмотрим, как изменился музыкальный язык темы «Прогулки»?

(сравниваем музыкальные интонации, обращаем внимание на «крупные» длительности, динамические оттенки, звучание фортепиано напоминает звучание колокола, пластическое интонирование).

- Ну, а теперь давайте подойдем к такой интересной работе художника – «Избушка на курьих ножках» (обращаемся к картинке, рассматриваем ее).

- Кто может быть обитателем этого теремка? (ответы детей)

- А какое впечатление произвела эта картинка на композитора? Давайте прислушаемся к музыкальной интонации.

(звучит начальная интонация)

- С каким чувством звучала интонация? (Грозным, страшным, злым, большие скачки, паузы).

-  Что могут изображать такие звуки? (Стуки, сердитые выкрики, ворчание)

- Давайте послушаем и понаблюдаем, что вырастет из этого мотива 

(звучит «Избушка на курьих ножках»)

Что же вы увидели, представили? (Это Баба-Яга)

- А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

(Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия)

-  Какие чувства композитора выразила музыка? (Волнение, недобрые чувства)

-  Одинаковые образы получились у художника и композитора? (Нет)

- У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. Стоит нам сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом», как мы увидим истинное лицо этого домика и его владелицы.

3. Физкультминутка «Ярче солнышко сияй»

4. Слово учителя. Еще с одной яркой изобразительной картинкой нам предстоит встреча. Посмотрите на картинку Гартмана, что на ней изображено? (Это Гном)

- А какой по характеру музыкой можно было бы это изобразить? (Быстрой, громко, суетливый, хитрый, звуки короткие, движение быстрое, вначале почти на одном звуке)

- Давайте попробуем исполнить этот мотив как музыкант на клавиатуре.

(проигрываем на клавиатуре)

-  Сейчас мы услышим, как дальше будет развиваться эта интонация, послушайте, что еще изобразит в своей музыкальной картинке композитор 

(звучит “Гном ”)

-  А какие чувства выразила музыка? (невеселое, суетливое, злое немного)

V. Обобщение

-  Что нового мы узнали на выставке?

-  Композитор иллюстрировал рисунки художника или создал свои образы под впечатлением от увиденного на выставке? (создал свои образы)

- Благодаря выразительным и изобразительным возможностям музыки, картинки Мусоргского получились красочными, живописными!

- Наша экскурсия по выставке подошла к концу, и мы возвращаемся домой 

VI. Закрепление материала.

-  С какими впечатлениями мы вернулись с выставки нам поможет вспомнить музыкальный рассказ про нашу экскурсию (Презентация «Картинки с выставки»

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

Слово учителя.  Каждое произведение искусства - это маленькое чудо. Я вам предлагаю создать свое маленькое чудо, в котором мы выразим свои чувства.

Домашнее задание: Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки, затем мы создадим из ваших рисунков свою выставку.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
М.П. Мусоргский "Картинки с выставки" (урок музыки для 2 класса)

Автор: Карзова Наталья Геннадьевна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки""
    ["seo_title"] => string(57) "fortiepiannaia-siuita-m-musorghskogho-kartinki-s-vystavki"
    ["file_id"] => string(6) "269242"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450790931"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока во 2 классе "Картинки с выставки""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-vo-2-klassie-kartinki-s-vystavki"
    ["file_id"] => string(6) "294527"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока музыки по теме: "Развитие в музык" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-po-tiemie-razvitiie-v-muzyk"
    ["file_id"] => string(6) "144473"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418734089"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Промежуточная аттестация  по музыке для учащихся 3 класса "
    ["seo_title"] => string(71) "promiezhutochnaia-attiestatsiia-po-muzykie-dlia-uchashchikhsia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "190713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427211892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация к уроку музыки. 3 класс программа Гармония. Тема: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. "
    ["seo_title"] => string(161) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-3-klass-proghramma-garmoniia-tiema-kontrast-i-iedinstvo-tiem-obrazov-v-fortiepiannom-tsiklie-kartinki-s-vystavki-m-p-musorghskogho"
    ["file_id"] => string(6) "223499"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437750316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства