Презентация к уроку музыки. 3 класс программа Гармония. Тема: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского.
Презентация к уроку музыки. 3 класс программа Гармония. Тема: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского.
Знакомство с историей создания фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Размышление о сходстве и различиях художественных образов изобразительного и музыкального искусств. Слушание, пение, пластическое интонирование темы Прогулки в опоре на нотную и графическую записи. Характеристика музыкального героя произведения. Импровизация музыкального образа гнома в опоре на представление о том, как двигается и разговаривает гном, нарисованный В.Гартманом. Слушание пьесы «Гном», пение и характеристика его тем в опоре на графическую запись. Передача в пластическом интонировании выразительных и изобразительных особенностей музыки пьесы.Слушание и исполнение пьесы «Старый замок» характеристика её образного содержания. Выявление в эксперименте значимости органного пункта для музыкального образа пьесы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки. 3 класс программа Гармония. Тема: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. »
М. П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки».
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Тема: Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Цели:
целостно охватить музыкальную историю фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
раскрыть общность контрастных тем-образов в цикле.
Задачи:
расширить представление детей об образном строе, особенностях драматургии и композиции фортепианных циклов;
переводить художественные образы с языка одного вида искусства на другой;
предвосхищать содержание пьес фортепианного цикла (интонационно, вербально, пластически) по изменениям рефрена;
анализировать воплощение контрастных образов (реальных и фантастических) в интонациях, жанрах, средствах музыкальной выразительности;
схватывать целостное построение цикла:
– анализировать композиционные функции частей цикла (экспозиция, рефрен, эпизоды, реприза-финал);
– наблюдать за развитием темы Прогулки (лейттема цикла), сравнивать её звучание на разных этапах цикла/
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
М. П. Мусоргский сочинил фортепианный цикл «Картинки с выставки» под впечатлением посмертной выставки своего друга – художника и архитектора Виктора Гартмана.
М. П. Мусоргский
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Фортепианный цикл – музыкальное произведение для фортепиано, состоящее из нескольких самостоятельный пьес, различных по характеру и объединённых общей идеей.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
«Картинки с выставки» - это сюита из десяти пьес, каждая из которых озвучивает одну из работ художника.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из последовательности контрастных по характеру завершённых пьес. Многие сюиты имеют программное название.
Как можно музыкой оживить произведение живописи?
Чем музыкальная картина будет отличаться от изобразительной?
Музыкальный портрет –музыкальная характеристика героя произведения.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.
Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Мусоргский объединил по содержанию пьесы с помощью темы «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
"Прогулка" , но номером первым не значится. Это - введение, как бы портрет самого композитора, гуляющего по коридорам и залам, ещё не остановившего свой взгляд на чём-то одном.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
«Гном»
На рисунке Гартмана изображена елочная игрушка – щипцы для колки орехов в виде маленького гнома.
Представьте, как этот гном двигается, как разговаривает?
"Гном" был написан под впечатлением от эскиза ёлочной игрушки в виде гнома.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Первая «картинка» — «Гном». Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Мусоргскому мало одного внешнего рисунка «героя», — в музыке зазвучала жалоба и даже страдание, душевное волнение. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый? Музыка пьесы наполняется человеческими чувствами и создает психологический образ обиженного существа.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Старый замок
Il vecchio castello ( итал.Старый замок ).
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка).
В каталоге выставки такое произведение не значилось.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Старый замок" - это "Пейзаж в Перигё", на котором, со слов Стасова, Гартман изобразил на фоне замка трубадура, чтобы передать масштаб, но известная сейчас версия картины - без трубадура.
Какие образы передает музыка?
О чем поет трубадур?
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было . Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Сюита — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.
Домашнее задание:
Нарисовать свои картинки «Гном», «Старый замок».
Формат А4
МБОУ СОШ г. Багратионовска Калининградской области учитель музыки Гребнева Ирина Дмитриевна.