Конспект комплексного занятия
в ДОУ в соответствии
с требованиями ФГОС
музыкального руководителя Божко Т. Н.
апрель2016
Тема: «Весна пришла»
Цели.
- Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальную грамотность речь детей, воображение.
- Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
- Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
- Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе.
3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- Активизировать словарный запас детей;
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы
- закреплять навык координации пения и движения, при исполнение песни-танца;
- развивать, воображение, музыкально-ритмический слух, звуковысотный слух.
- приобщать к игре на детских музыкальных инструментах.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, коррекционных гимнастик.
Дидактический материал:
Демонстрационный: Мольберт с голубым листом ватмана на нем, наклейки: солнце, трава, птицы, облака, цветы, насекомые, радуга. Презентация о весне, фланелеграф, графические изображения длительностей нот: та, ти-ти,,
Раздаточный: деревянные палочки и колокольчики по количеству детей, красный платочек для игры
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
Предварительная работа. Беседы о весне. Разучивание музыкально-ритмических движений: «прямой галоп», этюд «Лучики», пальчиковая гимнастика «Цветы»; слушание в фортепьянном исполнении П. И. Чайковского «Песнь Жаворонка из Детского альбома», беседа о музыкальных инструментах и оркестре, игра по ритмическим символам «та, та-ти», моделирование рукой движения мелодии с пропеванием её на разные слова, пение песни «Весенняя полечка» Олиферовой, разучивание игры «Гори-гори ясно»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят в зал, останавливаются в колонну/
Муз. рук. Мы стояли у окна,
Постучалась к нам весна,
Зайчик солнечный блеснул,
Солнце в лужицу плеснул.
Прыгнул с ветки воробей,
Закричал: «Скорей, скорей!
Торопитесь все за мной
Поздороваться с весной».
Если нас гулять зовут,
Мы готовы в пять минут.
Солнцу улица тесна,
Здравствуй, милая весна!
Ходьба по залу, остановка в кругу.
Муз. рук. обращает внимание детей на чистый лист бумаги на мольберте.
Муз. рук. Весенний дождик смыл все краски, которыми была нарисована красивая картина. А давайте мы сегодня на нашем занятии эту картину нарисуем. И поможет нам в этом музыка.
Весной солнышко посылает теплые добрые лучи во все стороны. Давайте покажем, как солнышко протягивает лучики то в одну, то в другую сторону, как будто отдает свое тепло всем.
Этюд «Солнечные лучи»
По окончании этюда «Солнечные лучи» дети по предложению педагога укрепляют на мольберте шаблон – солнышко.
Муз. рук.: ! Давайте выглянем и посмотрим, что нас ждет за заборчиком.
Упражнение «Заборчик» (на 1 четверть поднимаются на носочках, мимикой выражая удивление, радость, на 2 – опускаются на стопу, лицо обычное)
Муз. рук.: И отправляемся на велосипеде в путешествие, сначала медленно «та», на вторую часть музыки – быстро «ти-ти», щелкая язычками.
Упражнение «Велосипед» (стоя на месте дети поочередно в такт музыке сгибают в колене правую, затем левую ногу. 1 часть музыки – на каждую четверь, 2часть - на каждую восьмую долю)
А теперь отправимся на лошадках.
Упражнение «Лошадки» (прямой галоп с правой, затем с левой ноги, останавливаясь с окончанием музыки и произнося «тпр-р-р-р», натягивая «поводья»)
Муз. рук.: Долгий путь мы проехали, давайте изобразим это на нашей картине.
Дети прикрепляют к «картине» травку.
Муз. рук предлагает детям сесть на стулья.
Дети садятся на стулья.
Муз. рук.: весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром А. С.Пушкин назвал весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
Вы хотите оказаться в мире весны? Давайте посмотрим и вспомним о приметах весны.
Показ слайдов 1,2,3,4,5,6
Какие приметы весны изображены на картинах?
(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи.)
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее, распускаются первые цветы.)
Муз. рук.: Ребята, вы говорили о перелетных птицах. Почему их так называют? (Ответы детей)
Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Давайте вспомним, с какой музыкой мы с вами познакомились в прошлый раз. Правильно, «Жаворонок».
Звуки весны так понравились композитору, что он написал удивительно красивую музыку. Послушаем её еще, что она нам расскажет.
Слушание П. И. Чайковский «Песня жаворонка» из «Детского альбома»
Педагог спрашивает детей, услышали ли они в музыке знакомые им звуки и голоса весны? О ком рассказывает нам эта музыка? Да, в музыке как будто слышно птичье щебетание и звонкие трели. Композитор Петр Ильич Чайковский назвал свое произведение «Песня жаворонка». Жаворонок – это звонкоголосая, маленькая птичка, вот такая (демонстрируется иллюстрация с изображением жаворонка) слайд7
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Муз. рук.: В чьем исполнении прозвучала музыка?
Ответы детей
Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение жаворонков.
Детям раздают колокольчики и палочки.
Педагог: Ребята, мы тоже будем играть музыку весны. И играть мы с вами будем по нотам.
Педагог ставит фланелеграф с «нотами»
Дидактическая игра «Играй по нотам»
Дети на палочках исполняют ритмический рисунок, выложенный на верхней строчке, затем дети с колокольчиками – на нижней. Затем играют все одновременно.
Муз. рук: Так звонко ваш оркестр играл,
Что даже солнышко проснулось,
Своей улыбкой нежной, теплой
Всем ребятишкам улыбнулось.
Весной хочется говорить и петь только ласковые слова. Будем палочками простукивать слово. Я спою солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек,, дерево – деревце,, вода – водичка, туча – тучка, облако – облачко.
Муз. рук предлагает прикрепить на картину изображение облаков.
Муз. рук Ребята, я хочу вам загадать загадки о весне:
- Кого называют гонцами весны? (Птиц)
- Как изменяется поведение диких животных весной? ( Из спячки выходят медведи, ежи, заяц и белка меняют цвет своей щубки и т. д.)
- Какие весенние работы выполняют люди? (Обрезают деревья в садах, пахотные работы, посевная, сажают деревья, строят скворечники и т. д.)
- Как весной светит солнце? (Солнце начинает светить ярче, становится теплее)
- Куда исчезает весной снег? (Снег от солнечных лучей начинает таять и превращается в ручьи) СЛАЙД8
- Что происходит с деревьями весной? ( Начинается сок движение, на деревьях появляются листья) СЛАЙД 9,10,11
- Какие первые цветы появляются на проталинках?
Ответы детей.
Слайды «Цветы»
Давайте выйдем на полянку и станем цветочками.
(Дети выходят в зал, останавливаются врассыпную, приседают на корточки)
Этюд «Наши алые цветки»
Под спокойную музыку дети медленно поднимаются.
Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)
Тихо засыпают,
Головой качают (производятся покачивания головой цветка)
Понравилось вам на полянке? (ответы детей)
Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение цветов.
Муз. рук. Вырастает первая сочная травка, расцветают цветы, появляются насекомые.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Давайте поморгаем ресничками как крылышками.
(проводится гимнастика для глаз - частое моргание)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
А теперь ужалим себя за ушки, как будто пчелы вас жалят.
(пощипыванипе ушных раковин)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
Покажите жука, пожужжите.
(Проводится пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Жуки» -)
Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение НАСЕКОМЫХ.
Слайд 17
Дети садятся на места.
Муз. рук. А теперь покажите, куда полетела бабочка.
Муз.-дид игра «Полет бабочки»
Муз. рук. играет на фортепиано звукоряд вверх и вниз поступенно, скачком вверх и вниз, дети рукой показывают направление мелодии.
Распевка «Вот лечу я вверх» (дети рукой показывают направление мелодии.)
Вот лечу я вверх,
Вот лечу я вниз,
Ля,ля, ля, ля,ля, ля,
Здравствуй милая весна
Песню мы поем, мы весну зовем.
Ля,ля, ля, ля,ля, ля,
Здравствуй милая весна.
Муз. рук. предлагает детям спеть знакомую песню о весне.
Пение «Весенняя полечка»
Исполнение под фортепиано, затем дети выходят в зал, исполняют песню под фонограмму, показывая движения.
Муз. рук.:
Хорошо тебе и мне,
Радуемся мы весне!
Можно прыгать, можно топать,
Можно бегать, можно хлопать,
Можно весело скакать,
Можно даже поиграть.
Игра «Гори ясно»
Муз. рук. предлагает наклеить на картину изображение РАДУГИ
После каждого апплицирования изображений на картину, муз. рук. наклеивает ребенку на одежду приз в виде наклейки.
В конце занятия муз. рук. вместе с детьми рассматривает воссозданную ими весеннюю картину, которую предлагает отнести в группу.
Педагог благодарит детей за активное участие в занятии и прощается с ними словами «Занятие закончено» сначала с интонацией усталости в голосе, затем сердито, затем поспешно, изменяя голос, Дети отвечают с той же интонацией, которую услышали от педагога. Муз. рук. спрашивает, подходит ли данная интонация к настроению детей. В конце педагог произносит «Занятие закончено» с бодрой, восторженной интонацией в голосе, дети так же отвечают и подтверждают, что такая интонация соответствует их настроению. Дети под музыку выходят из зала.