1.Организационный момент (1-2 минуты) 2. Постановка учебной задачи (2 минут) 3. «Открытие нового знания»(15-17 минут) 4.Работа над вокально - хоровыми навыками (15минут) 7. Рефлексия деятельности.(5 минут) 8. (Итог урока 2-3 минуты) | «Ария Снегурочки» «Песня Леля» «Сцена таяния Снегурочки» «Звёздная страна» | Вспомните, у кого была притягательная сила музыки?(Орфей) Какой инструмент помог в этом? (лира).Куда перенесла нас сила музыки на прошлом уроке? (Древняя Греция). Сегодня я хочу напомнить знакомую сказку, где присутствует магическая сила музыки. Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Магическая сила музыки). Сила музыки перенесёт нас в сказочную страну, где живут Берендеи. Люди, которые живут в гармонии и согласии с природой. Бывают в году такое время, когда зима уже почти закончилась, а весна ещё не наступила. То весна, то зима. В народе говорят: «весна с зимой спорят». О чём спорят? У сурового Мороза и нежной красавицы Весны есть дочка Снегурочка. Жила она в стране берендеев. Но стало ей скучно, захотела посмотреть, как живут люди. Ей очень нравились людские песни и песни одного человека. Мороз не хотел пускать, как она будет жить среди людей? Снегурочка упрашивает отца отпустить её, мечтая как она будет с подружками за ягодами ходить, слушать песни. Послушайте как она поёт, какой у неё голос?(холодный, ...) Какое настроение? Какую вы представляете Снегурочку? Это Ария Снегурочки. Вы создали словесный портрет, а есть ещё музыкальный. Какой голос у Снегурочки? Такой голос называется «колоратурное сопрано», самый высокий женский голос. Какой инструмент сопровождал пение? (флейта). Кто же этот, возмутитель её спокойствия? Послушайте. Какой он? Какой инструмент изображает кларнет? (дудочку), а что изображают литавры?(гром) . Какие жанры в этом отрывке?( песня-танец). К какой музыке близок этот отрывок? (к народной). Лель как и Орфей ( с предыдущего урока) обладал чудным голосом. Все замолкали, когда он пел. Звери приходили послушать его, цветы расцветали от его пения. Услышала Снегурочка прекрасные песни Леля и жить без них не могла. Но у неё ледяное сердце, она не может также радоваться, веселиться, как другие девушки. И Лелю со Снегурочкой скучно. Снегурочка не понимает людей. Почему они плачут, веселятся. «Когда сама заплачешь, узнаешь и ты, о чём люди плачут», -говорил ей Лель. Очень трудно жить среди людей, не зная ни счастья, ни слёз, которые помогают горю, облегчают сердце. Снегурочка обращается к Весне, чтобы та ей дала чуть сердечного тепла, научила любить. Весна помогла Снегурочке и попрощалась. На утро уже Ярило-солнце взойдёт над берендеевым царством, наступит жаркое лето. Трудно будет уберечься Снегурочке от Ярилы. Как чудесно изменилось всё вокруг, вот каким видят мир люди! Но что же стало с ней? Послушайте. (Растаяла). С помощью какого инструмента мы услышали и увидели это? (арфа). Какой инструмент аккомпанировал в арии? (флейта) и голос был?(ледяной,..), а сейчас какой инструмент? (скрипка). А как поёт Снегурочка? Голос?( тёплый, мягкий,..). Почему Снегурочка выбрала любовь, зная, что такой выбор приведёт к гибели? Снегурочка узнала любовь, но с наступлением весны и появлением Ярила - солнца она растаяла. В своей последней арии Снегурочка воспевает великую силу человеческой любви. Заканчивается опера величественным гимном Солнцу, а в стране Берендеев восстановиться прежняя спокойная и счастливая жизнь. Красота музыки смогла растопить ледяное сердце Снегурочки. Но музыка с нами, она живёт. И живёт в песне-сказке о маленьком принце. Прослушивание песни. Разучивание 1-2 куплета. Пение по рядам. Предложить учащимся ответить на вопросы. - Я похвалил бы себя… Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось на уроке? Что? Как вы себя чувствовали на уроке? Очень много лет миллионы людей слушают эту оперу и восхищаются ею. Чему учит нас опера? (учит любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств.) Учит не только любоваться, но и беречь их. Какими важными качествами определяется сила музыки? (красотой, правдивостью и бережным отношением к прекрасному).
Д/з: Нарисовать рисунки к понравившемуся отрывку. | Илл-ия страны Берендеев Иллю-ии Мороза, Весны и Снегурочки видео Карточка «колоратурное сопрано» Илл-ия флейты Илл-ия Леля Илл-ия таяния Снегурочки видео |