Урок литературы в 7 классе
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"
Цели:
- обучающая:
- определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
- объяснить смысл названия рассказа;
- охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
- развивающие:
- развивать внимание учащихся;
- формировать логическое мышление в ходе анализа текста;
- воспитательные:
- формировать чувство уважения и собственного достоинства;
- определить истинные ценности как духовные;
Эпиграф:
Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие.
Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса:
- Как вы считаете, кому люди ставят памятники?
- За что люди удостаиваются такой чести?
- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?
И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. Я думаю, нетрудно догадаться, на каком рассказе она раскрыта.
И сегодня нам предстоит продолжить знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов».
Тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».
- Попытайтесь определить цели урока?
В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какие ценности являются истинными, а какие ложными, кто истинно счастлив и мудр, по мнению писателя?
II. Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа.
Обратимся к названию рассказа.
- Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?
- Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию?
- Как много значений у слова дар и автор, безусловно, вкладывал свой смысл в название рассказа, чтобы понять его, мы должны познакомиться с личностью самого автора.
III. Сообщение о личности писателя
IV. Комментированное чтение рассказа “Дары волхвов»
V. Аналитическая беседа по тексту
- Итак, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах?
- Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Рождества. Опишите их.
- Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?
- Итак, у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли чувствует себя главная героиня новеллы Дела?
-Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет определение «серый»?
- Почему Делле все видится в серых красках?
- Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла построена на столкновении прозы и поэзии.
- Что же понимается под прозой жизни поэзией жизни?
ПРОЗОЙ называют обыденность, повседневность.
ПОЭЗИЕЙ – очарование, обаяние жизни.
- Разделим страницу пополам и по ходу анализа произведения заполним ее теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые соответствуют в новелле каждому разделу. В конце урока мы сопоставим содержание разделов, чтобы сделать вывод, каков смысл переплетения прозы и поэзии, зачем их сталкивает между собой автор.
ПРОЗА ЖИЗНИ
ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ
– Что же удручает Делу? Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?
У них «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю». И мебель,
и одежда у героев «старенькие». Им приходится торговаться за каждую
копейку со своими продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.
- В такой кроткой новелле – всего на четырех страницах – 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и 87 центов – это все, что удалось скопить Делле за долгие месяцы. Подсчитывая деньги, Дела вспоминает, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.
- Для чего же копила деньги Дела? Что ей хотелось подарить мужу?
«Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь,
хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.
- Что угадывается за этим горячим желанием?
Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами.
- Какой же выход нашла Дела из сложившейся ситуации?
Она решила продать волосы.
- Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?
Они очень длинные, красивые, блестящие.
- Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем?
В древности волосам действительно придавались магические свойства, они
олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали также вдохновение, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах,
а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.
- А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима?
- Для кого это были сокровища и почему? Какую ноту в это описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?
Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой квартирке» да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным богатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе (хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии владевшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, глядя на единственные ценности американцев!
- Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?
Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий
старый ковер», но решение пришло почти мгновенно.
- Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?
Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых
крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима.
- Каким настроением теперь полна ее душа? Каким теперь видит город Дела?
Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета,
влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта-Клаусов,
и сверкающие витрины с подарками… В одной из них она пошла наконец то,
что должно «принадлежать Джиму», - платиновую цепочку.
- Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?
Джим, вероятно, думал, как подороже продать свое сокровище – золотые часы.
Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни
- Когда же наступает кульминация новеллы?
В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки.
- Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок?
У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, …
сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся.
- Комментируя эту сцену, автор философски замечает: «Что больше – восемь долларов в неделю или миллион в год?» Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного». Почему именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах? Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет? Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»
О Генри вспоминает о волхвах в момент дарения подарков, потому что именно от них пошел этот чудесный обычай. Волхвы, как известно, считались мудрецами, поэтому и появляется здесь слово «мудрец», но оно скорее ближе по смыслу к прилагательному «расчетливый», так как рядом со словом «мудрец» стоит слово «математик». И если мы припомним опять библейскую легенду, то дары, принесенные Младенцу волхвами, были скорее знаком почитания, признания его власти, чем дарами любви. Поэтому автор и говорит, что среди их драгоценных даров «не было одного» - любви.
- Обратимся к последнему абзацу новеллы: ведь в нем сосредоточенна вся ее соль. В этом абзаце несколько раз упоминаются опорные слова всего произведения. Попробуйте увидеть их. Слова с какими корнями встречаются чаще всего?
Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество.
- Что же важно для автора?
Мудрость дара, в которой состоит мудрость сердца.
- Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните их с первой частью, где их – 13! О чем напоминают деньги?
(О прозе жизни.)
- Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги, и доходы уходят на второй план – ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище – предмет гордости и любования.
ПРОЗА ЖИЗНИ
ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ
Квартира и ее обстановка
Доходы, расходы, цены
Досада, неудовлетворенность
Рождество, волхвы
Подарки
Сокровища (часы, волосы)
Любовь
- Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни?
Если бы не было этой серой обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, можно ли было по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары?
- Что же автор хочет нам сказать этой историей?
Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.
VI.Итоги урока:
- Какими вы представляете себе героев? Расскажите о их.
- Понравился ли рассказ?
- Какие чувства он вызвал?
Домашнее задание: напишите развернутый ответ на вопрос: «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»