kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 7 кл. О Генри "Дары волхвов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок литературы в 7 классе

Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов"

Цели:

  1. обучающая:
    • определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
    • объяснить смысл названия рассказа;
    • охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
  2. развивающие:
    • развивать внимание учащихся;
    • формировать логическое мышление в ходе анализа текста;
  3. воспитательные:
    • формировать чувство уважения и собственного достоинства;
    • определить истинные ценности как духовные;

Эпиграф:

Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие.

Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса:

- Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. Я думаю, нетрудно догадаться, на каком рассказе она раскрыта.

И сегодня нам предстоит продолжить знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов».

Тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

- Попытайтесь определить цели урока?

В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какие ценности являются истинными, а какие ложными, кто истинно счастлив и мудр, по мнению писателя?

II. Работа с ассоциациями. Анализ названия рассказа.

Обратимся к названию рассказа.

- Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?

- Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию?

- Как много значений у слова дар и автор, безусловно, вкладывал свой смысл в название рассказа, чтобы понять его, мы должны познакомиться с личностью самого автора.

III. Сообщение о личности писателя

IV. Комментированное чтение рассказа “Дары волхвов»

V. Аналитическая беседа по тексту

- Итак, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах?

- Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Рождества. Опишите их.

- Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?

 - Итак, у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли чувствует себя главная героиня новеллы Дела?

-Случайно ли автор трижды в определенном предложении повторяет определение «серый»?

- Почему Делле все видится в серых красках?

- Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла построена на столкновении прозы и поэзии.

- Что же понимается под прозой жизни  поэзией жизни?

ПРОЗОЙ называют обыденность, повседневность.

ПОЭЗИЕЙ – очарование, обаяние жизни.

- Разделим страницу пополам и по ходу анализа произведения заполним ее  теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые соответствуют в новелле каждому разделу. В конце урока мы сопоставим содержание разделов, чтобы сделать вывод, каков смысл переплетения прозы и поэзии, зачем их сталкивает между собой автор.

                    ПРОЗА ЖИЗНИ

                  ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ

 – Что же удручает Делу? Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?

 У них  «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю». И мебель,

 и одежда у героев «старенькие». Им приходится торговаться за каждую

копейку со своими продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.

- В такой кроткой новелле – всего на четырех страницах – 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы семьи. Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима. Чаще всего повторяется сумма 1 доллар и  87 центов – это все, что удалось скопить Делле за долгие месяцы.  Подсчитывая деньги, Дела вспоминает, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.

- Для чего же копила деньги Дела? Что ей хотелось подарить мужу?

 «Что-нибудь не совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь,

хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.

- Что угадывается за этим горячим желанием?

Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами.

- Какой же выход нашла Дела из сложившейся ситуации?

Она решила продать волосы.

- Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?

Они очень длинные, красивые, блестящие.

- Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем?

В древности волосам действительно придавались магические свойства, они

олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали  также вдохновение, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах,

 а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.

- А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима?

- Для кого это были сокровища и почему? Какую ноту в это описание этих сокровищ  вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?

Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что в их восьмидолларовой квартирке»  да и у них самих не было ничего более ценного. Упоминание о царе Соломоне, прославившемся не только своей мудростью, но и баснословным богатством ( во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню, а ливанский кедр равноценен сикоморе (хурме). К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, серн, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей), и царице Савской, происходящей из далекой Аравийской земли Ии  владевшей несметными богатствами, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской! Эти библейские герои сгорели бы от зависти, глядя на единственные ценности американцев!

- Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?

Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий

старый ковер», но решение пришло почти мгновенно.

-  Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?

Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых

крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима.

- Каким настроением теперь полна ее душа? Каким  теперь видит город Дела?      

Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета,

влилась радостная музыка: Дела видит и нарядные елки, и веселых Санта-Клаусов,

 и сверкающие витрины с подарками… В одной из них она пошла наконец то,

что должно «принадлежать Джиму», - платиновую цепочку.

  - Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?

Джим, вероятно, думал, как подороже продать свое сокровище – золотые часы.

Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни

- Когда же наступает кульминация новеллы?

В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки.

- Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок?

У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, …

сменившийся потоком слез и стонов…». А Джим просто улыбнулся.  

- Комментируя эту сцену, автор философски замечает: «Что больше – восемь долларов в неделю или миллион в год?» Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного». Почему именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах? Тут же упоминается слово «мудрец». Какой смысл оно тут имеет? Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»

О Генри вспоминает о волхвах в момент дарения подарков, потому что  именно от них пошел этот чудесный обычай. Волхвы, как известно, считались мудрецами, поэтому и появляется здесь слово «мудрец», но оно скорее ближе по смыслу к прилагательному «расчетливый», так как рядом со словом «мудрец» стоит слово «математик». И если мы припомним опять библейскую легенду, то дары, принесенные Младенцу волхвами, были скорее знаком почитания, признания его власти, чем дарами любви. Поэтому автор и говорит, что среди их драгоценных даров «не было одного» - любви.

- Обратимся к последнему абзацу новеллы: ведь в нем сосредоточенна вся ее соль. В этом абзаце несколько раз упоминаются опорные слова всего произведения. Попробуйте увидеть их. Слова с какими корнями встречаются чаще всего?

 Волхвы, мудрец, дар, сокровище, Рождество.

-  Что же важно для автора?

Мудрость дара, в которой состоит мудрость сердца.

- Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните их с первой частью, где их – 13! О чем напоминают деньги?

(О прозе жизни.)

- Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги, и доходы уходят на второй план – ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже  единственное сокровище – предмет гордости и любования.

                    ПРОЗА ЖИЗНИ

                  ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ

Квартира и ее обстановка

Доходы, расходы, цены

Досада, неудовлетворенность

Рождество, волхвы

Подарки

Сокровища (часы, волосы)

Любовь

- Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни?

Если бы не было этой серой обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, можно ли было по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары?

- Что же автор хочет нам сказать этой историей?

Муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами. Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.

VI.Итоги урока:

  • Какими вы представляете себе героев? Расскажите о их.
  • Понравился ли рассказ?
  • Какие чувства он вызвал?

Домашнее задание: напишите развернутый ответ на вопрос: «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 7 кл. О Генри "Дары волхвов" »

Истинные и ложные ценности в рассказе  О. Генри  «Дары волхвов»

Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

определить истинные и ложные ценности в жизни человека; объяснить смысл названия рассказа; охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; формировать чувство уважения и собственного достоинства; определить истинные и ложные ценности в жизни человека; объяснить смысл названия рассказа; охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; формировать чувство уважения и собственного достоинства;
  • определить истинные и ложные ценности в жизни человека; объяснить смысл названия рассказа; охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья; формировать чувство уважения и собственного достоинства;
  • определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
  • объяснить смысл названия рассказа;
  • охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
  • формировать чувство уважения и собственного достоинства;

Дар есть благословение дающему.  Ф. Герберт

Дар есть

благословение дающему. Ф. Герберт

О. Ге́нри (англ. O. Henry, псевдоним, настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер — англ. William Sydney Porter; 1862—1910) — американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

О. Ге́нри (англ. O. Henry, псевдоним, настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер — англ. William Sydney Porter; 1862—1910) — американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.

Псевдонимы:  O. Henry Дата рождения:11 сентября 1862 Место рождения: Гринсборо, Северная Каролина, США Дата смерти:  5 июня 1910 (47 лет) Место смерти: Нью-Йорк Гражданство: США (до 1865)  Род деятельности: американский писатель, прозаик-новеллист Годы творчества:1899—1910 Направление:  юмор Жанр:  новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками Дебют:  «Рождественский подарок Свистуна Дика», 1899г.
  • Псевдонимы: O. Henry
  • Дата рождения:11 сентября 1862
  • Место рождения: Гринсборо, Северная Каролина, США
  • Дата смерти: 5 июня 1910 (47 лет)
  • Место смерти: Нью-Йорк
  • Гражданство: США (до 1865)

Род деятельности: американский писатель, прозаик-новеллист

  • Годы творчества:1899—1910
  • Направление: юмор
  • Жанр: новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками
  • Дебют: «Рождественский подарок Свистуна Дика», 1899г.
Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая выдаётся каждый год.

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая выдаётся каждый год.

Каменная книга О.Генри  высотой  2 метра  стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо.

Каменная книга О.Генри высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо.

Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.  Об остросюжетности новеллы говорил Гёте, давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие».

Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Об остросюжетности новеллы говорил Гёте, давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие».

«Проза жизни» –  обыденность, повседневность  Семья Деллы и Джима не богата, для них приготовления к Рождеству сопряжены с нехваткой денег на покупку подарков друг другу.  Перед нами «бедные люди». Хоть им не приходится голодать, но они вынуждены торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.

«Проза жизни» – обыденность, повседневность

Семья Деллы и Джима не богата, для них приготовления к Рождеству сопряжены с нехваткой денег на покупку подарков друг другу.

Перед нами «бедные люди». Хоть им не приходится голодать, но они вынуждены торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.

У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая шляпка». Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке». «Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».
  • У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая шляпка». Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке».
  • «Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».
Почему автор называют волосы Деллы сокровищем?

Почему автор называют волосы Деллы сокровищем?

Нарядные елки, веселая музыка, чудеса, сюрпризы, подарки, ожидание чуда, веселое настроение.  Делла летает на «розовых крыльях», мир наполняется яркими красками, веселой музыкой, праздничной суетой.

Нарядные елки, веселая музыка, чудеса, сюрпризы, подарки, ожидание чуда, веселое настроение.

Делла летает на «розовых крыльях», мир наполняется яркими красками, веселой музыкой, праздничной суетой.

Какую реакцию у Деллы и Джима из них вызывает полученный подарок?

Какую реакцию у Деллы и Джима из них вызывает полученный подарок?

Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»

Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»

Поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν), чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Волхвы — маги, мудрецы-звездочеты. Они идут из далеких стран Аравийской земли поклониться Божественному Младенцу-мессии. Речь идет о трех волхвах — Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших; это намек на будущее распятие Христа и Его муки.
  • Поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν), чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары.
  • Волхвы — маги, мудрецы-звездочеты. Они идут из далеких стран Аравийской земли поклониться Божественному Младенцу-мессии. Речь идет о трех волхвах — Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших; это намек на будущее распятие Христа и Его муки.
Дар – пожертвование, способность, талант.

Дар – пожертвование, способность, талант.

Картина Джорджоне «Три философа» — мудрецы у входа в грот.

Картина Джорджоне «Три философа» — мудрецы у входа в грот.

Картина Рембрандта

Картина Рембрандта

Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли.

Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли.

Праздник Рождества для Деллы и Джима стал торжеством подлинной любви. Они совершили подвиг самоотречения, они «мудрейшие из всех дарителей», так как пожертвовали друг для друга «величайшими сокровищами».  «Они есть волхвы», потому что главная ценность земного бытия — это бескорыстное желание счастья ближнему. Главное богатство героев О’Генри — широта души, открытой для самопожертвования во имя ближнего.

Праздник Рождества для Деллы и Джима стал торжеством подлинной любви. Они совершили подвиг самоотречения, они «мудрейшие из всех дарителей», так как пожертвовали друг для друга «величайшими сокровищами».

«Они есть волхвы», потому что главная ценность земного бытия — это бескорыстное желание счастья ближнему. Главное богатство героев О’Генри — широта души, открытой для самопожертвования во имя ближнего.

только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.

только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом, а сердцем полным любви и поэзии.

Напишите развернутый ответ на вопрос:  «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

Напишите развернутый ответ на вопрос:

«Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока 7 кл. О Генри "Дары волхвов"

Автор: Ямалетдинова Гюзель Римовна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 247047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок -конспект по новелле О′Генри "Дары волхвов"."
    ["seo_title"] => string(45) "urok_konspekt_po_novelle_ogenri_dary_volkhvov"
    ["file_id"] => string(6) "480855"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539704141"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему: "Писатель четырёх миллионов. Творчество О. Генри""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pisatiel-chietyriokh-millionov-tvorchiestvo-o-gienri"
    ["file_id"] => string(6) "273158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452163009"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Любовь есть сила жизни"( по рассказу О.Генри "Дары волхвов")"
    ["seo_title"] => string(58) "liubov_iest_sila_zhizni_po_rasskazu_o_gienri_dary_volkhvov"
    ["file_id"] => string(6) "437672"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510137693"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Конспект"Доброта""
    ["seo_title"] => string(16) "konspiektdobrota"
    ["file_id"] => string(6) "303774"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457602645"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по литературе в 7 классе "О. Генри. Дары волхвов""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_v_7_klassie_o_gienri_dary_volkhvov"
    ["file_id"] => string(6) "347676"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475742866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства