Конспект музыкального занятия "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"
Конспект музыкального занятия "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"
Для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальное занятие проводилось весной, дети знакомились с историей возникновения русских народных инструментов. У ребят развивется представление о народной музыке, дети становятся эмоционально отзывчивее, также формируется слуховое внимание и интерес к народным инструментам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект музыкального занятия "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа
Шушкова Галина Витальевна
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. Формировать певческий голос и выразительность движений.
7. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Коррекционные цели:
1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.
2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.
3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.
Материалы и оборудование:
2 короба с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты, презентация «История возникновениярусских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.
Предварительная работа:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
(слайд №1 и звуком 1)
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
(поет) Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент.)
Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)
Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)
Слайд №2 и ЗВУК.
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка. (Слайд №4 с изображениемрусской погремушки) Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (Слайд №6). Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)
(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (Слайд №8). Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)
(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12). Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Гость из музыкальной школы балалаечник.
Исполняет «Во саду ли, в огороде»
Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.
Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.
Андрюша (кланяется): Здравствуйте ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?
Андрюша: - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!
С вами буду я играть и ребятам помогать!
Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой. Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.
Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей».
Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?
Андрюша: - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.
Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают).
- А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.
Андрюша: - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню.
Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот».
Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?
Андрюша:- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.
Этот короб не простой, этот короб расписной
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.
Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!
Андрюша: Открою, если отгадаете загадку.
И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.
Расписные, яркие веселят всю ярмарку.
Дети: Музыкальные инструменты!
Андрюша: Эх, какие догадливые!
Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!
(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)
Муз. рук.: Так, это те инструменты, которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?
Андрюша: А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах. Посмотрите, как это было…
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки» 1969г)
Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты? (Да)А какие инструменты вы узнали? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»
Андрюша: Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»
(Звучит русская плясовая)
Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка. Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой.
(Дети импровизируют танец.)
Андрюша: - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.
Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?
Андрюша: - В моём коробе ещё есть много инструментов разных. Инструменты хороши, поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.
Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)
Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?
Дети: - Дирижер!
(Раздачаинструментов)
Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите! Музыку слушайте внимательно!
В ритм попадайте обязательно!
ОРКЕСТР «Ах, вы сени».
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, я вам вручаю медали.
Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?
Андрюша: - Угощение для ребят, угостить детей я рад.
Вам пряники русские сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощение знатное.
Раздача угощений.
Муз. рук. и Андрюша: Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.