kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия «Кружева души»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия - познакомить воспитанника с различным исполнением эстрадной, стилизованной под народную песню  «В Горнице».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Кружева души» »

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи









Конспект открытого занятия

«Кружева души»



объединение «Гармония»

педагоги д\о

Даниленко Светлана Васильевна

Деркач Анна Владимировна






















г. Сочи

2014г.

Тема: «Кружева души»


Цель: познакомить воспитанника с различным исполнением эстрадной, стилизованной под народную песню «В Горнице».


Задачи:

Образовательная:

- формирование культуры «слушателя музыки»;

- развитие грамотного и эмоционального пения, передавая характер песни через собственное исполнение;

- обобщение представлений воспитанницы об особенностях мелодического и ритмического, интонационного строения песни.

Развивающая:

- развитие и закрепление певческих умений и навыков воспитанницы на предложенном музыкальном материале.

Воспитательная:

- воспитание уважения к традициям и культуре музыкального наследия.


Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, экран, мультимедийная аппаратура.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

3. Творческая часть.

4. Закрепление новой темы.

5. Подведение итогов занятия.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент (1 мин.)


Педагог: Здравствуй, Нелли!


Ответ ребёнка: Здравствуйте!


Педагог: Я очень рада тебя видеть и рада, что ты пришла на занятие с хорошим настроением. Ведь именно настроение помогает нам воспринимать мир в более ярких красках. Сегодня мы с тобой будем говорить о настоящем самобытном, сияющем разными красками памятнике культуры – народной песне. Тема нашего занятия «Кружева души» (слайд № 1). А как ты думаешь, с чем связано такое название нашего занятия?


Ответ ребёнка: -


  1. Изучение новой темы (13 мин.)


Педагог: Русское народное творчество сравнивают с красотой жар-птицы (слайд № 2). Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в вышивку, в песню, в танец, в кружева? Да из души человека, откуда же ещё?

(слайды № 3 - 12, с костюмами, орнаментами, инструментами, выплывающие из кружев).

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, свой орнамент, национальный костюм, народные инструменты и, конечно же, свои песни, из которых сплетаются кружева в душах людей… (слайд № 13).


Давай споём народные -

Затянем от души.

Пускай теперь немодные;

Да больно хороши!


Остались нам в наследство;

Ты их не забывай;

Культуру наших предков

Крепи и развивай...

Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народных песнях. О чем же мы узнаем из этих песен?


Ответ ребёнка: о людях, которые жили в давние времена, о том, как они жили, чем занимались.


Педагог: Совершенно верно из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого.

Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная народом или мастером своего дела - композитором, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! А в нашей современной музыкальной жизни мы можем слышать как народные, так и «стилизованные под народные» песни. И сегодня на занятии мы познакомимся и постараемся разучить песню «В горнице» (слайд № 14), которую написал композитор Александр Морозов на слова поэта Николая Рубцова. А что такое горница?

В конце XIX – начале XX вв. горницей называли парадную комнату, предназначенную для приема гостей, для отдыха старших членов семьи. По рассказам местных жителей, в воскресные и праздничные дни вся семья собиралась здесь за чайным столом, вернувшись после молебна из храма. По будням в горнице могли выполнять чистую работу, требовавшую хорошего освещения, прежде всего речь идет о женских рукоделиях – вышивке, шитье, изготовлении кружева…

Но прежде, чем начать работу над ней, давайте распоемся.

Для народных и стилизованных песен существую свои распевки и попевочки. В этих вокальных упражнениях буква «А и Я» поётся в открытом положении на расслабленной гортани. Начнём.

  1. Творческая часть (20 мин.)


Педагог:

Упражнение № 1(слайд № 15)

Поём букву «Я» в восходящем движении с первой до пятой ступени и в нисходящем движении от пятой к первой ступени.

Упражнение № 2 (слайд № 16)

«Дай, яй, яй, яй, яй, яй, яй, яй, дай яй, яй, яй, яй, яй, яй, яй, Я» поётся в восходящем и нисходящем движением поступенно от первой до пятой ступени.

Упражнение № 3 (слайд № 17)

Следующее упражнение мы поём чередуя закрытый рот и букву «У».

Упражнение № 4 (слайд № 18)

На одной ноте поём а-о-у, а-и-о-и-у (восходящее и нисходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 5 (слайд № 19)

Распевка по звукам Т53 (чередование закрытого рта и буквы «У»), как и предыдущее упражнение поём в восходящем и нисходящем движение по хроматизму.

Упражнение № 6 (слайд № 20)

Поём попевочку «ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу» (в восходящем и нисходящем движение по хроматизму с использование первой и второй ступени лада).

Упражнение № 7 (слайд № 21)

Упражнение «Ми-а, ми-а, ми-а, ди-а,ди-а, ди-а» (в восходящем и нисходящем движение, смена букв происходит при смене тональности).

Упражнение № 8 (слайд № 22)

Поём «Да-дэ-ди-ду,на-нэ-ни-ну». Эту распевку нужно петь красиво артикулируя слоги при большой активности языка и губ.


Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответ воспитанницы). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку (слайд № 23) «Бобры добры, все бобры добры».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку (слайд № 24) «Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел».

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку (слайд № 25) «Бык бодатый боком бился, Бак бодался, бык бодрился».


Педагог: Мы повторили все знакомые тебе упражнения и готовы приступить к разбору новой песни «В горнице». Но перед тем, как изучать новый музыкальный материал, я предлагаю тебе его внимательно послушать, а потом ответить на мои вопросы.


Слушание первого куплета и припева песни «В горнице». (слайд № 26)


Педагог: Нелли, ты послушала фрагмент песни. Тебе понравилось?


Ответ ребёнка: Да.


Педагог: Какое настроение в этой песне?


Ответ ребёнка: Замечательное, доброе, светлое. Характер этой песни спокойный, умиротворённый.


Педагог: Что еще хочется делать в песне, кроме как петь?


Ответ ребёнка: когда слушаешь эту песню, хочется спокойно двигаться под музыку.


Педагог: (слайд № 27) А если представить, что мы находимся на природе, то хочется собирать полевые цветы и водить хоровод.

Как ты думаешь, при помощи, каких музыкальных красок композитор описывает это произведение?


Ответ ребёнка: композитор в этой песни использует приём «игры динамических оттенков», т.е. постоянно меняется динамика.


Педагог: Что ты еще заметила в мелодии?


Ответ ребёнка: мелодия очень интонационно сложная, очень большие фразы, переходящие от одной к другой. В этой песне можно показать кантиленное пение.


Педагог: Вслушайся еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобрази рукой линии, которые рисует мелодия.


Звучит фрагмент песни. (слайд № 28)


Воспитанница рисует рукой в воздухе воображаемое направление мелодии песни.


Педагог: А теперь перейдём к разбору первого куплета песни. С начало разберём текст, а потом будем петь мелодию под фортепиано.


Педагог вместе с воспитанницей в медленном темпе проговаривает слова первого куплета (слайд № 29) и только, после этого они переходят к изучению песни.


Педагог: Молодец, у тебя замечательно получается. А теперь давай снова вернёмся к просмотру мультимедийной презентации (песни в исполнении Гинтаре (слайд № 30), М. Капуро (слайд № 31), П. Гагариной (слайд № 32), Пелагеи (слайд № 33), хора им. Пятницкого (слайд № 34)).


  1. Закрепление новой темы (7мин.)


Педагог: Давай ещё раз споём фрагмент песни под фортепиано. (слайд № 35)


Воспитанница исполняет первый куплет и припев песни под инструмент.


Педагог: А теперь спой мне песню под фонограмму «плюс». (слайд № 36)


Воспитанница исполняет фрагмент песни под фонограмму плюс.


  1. Подведение итогов занятия (4мин.)


Педагог: В завершении занятия я бы хотела задать тебе следующие вопросы:

Как называется песня и назови автора слов и композитора этой песни.


Ответ ребёнка: «В Горнице», композитор Александр Морозов на слова поэта Николая Рубцова.


Педагог: Назови фамилии исполнителей песни, в исполнении которых ты сегодня услышала песню «В Горнице».


Ответ ребёнка: песни в исполнении П. Гагариной, Пелагеи, М. Капуро, Э. Каллимуллиной, Гинтаре, хора им. Пятницкого.


Педагог: Исполнение, какого артиста или коллектива тебе запомнилось и понравилось больше всего?


Ответ ребёнка: -


Педагог: На этой оптимистичной ноте завершим наше занятие. Я хочу поблагодарить тебя за хорошую работу. Жду тебя на следующем занятии.

До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия «Кружева души»

Автор: Даниленко Светлана Васильевна, Деркач Анна Владимировна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект занятия "По мотивам русских художников" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-zaniatiia-po-motivam-russkikh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "244870"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446025569"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект занятия "По мотивам русских пейзажистов" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-zaniatiia-po-motivam-russkikh-pieizazhistov"
    ["file_id"] => string(6) "244874"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446025773"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект открытого урока по технологии для девочек "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiekhnologhii-dlia-dievochiek-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188859"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426761781"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: Звук и буква Д "Красота и добро". "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-dlia-dietiei-s-umieriennoi-stiepien-iu-umstviennoi-otstalosti-po-tiemie-zvuk-i-bukva-d-krasota-i-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "169962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423488808"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект внеклассного занятия: "Красота и добро". Звук и буква Д. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-krasota-i-dobro-zvuk-i-bukva-d"
    ["file_id"] => string(6) "160490"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422064518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства