Педагог:Я очень рада тебя видеть и рада, что ты пришла на занятие с хорошим настроением. Ведь именно настроение помогает нам воспринимать мир в более ярких красках. Сегодня мы с тобой будем говорить о настоящем самобытном, сияющем разными красками памятнике культуры – народной песне. Тема нашего занятия «Кружева души» (слайд № 1). А как ты думаешь, с чем связано такое название нашего занятия?
Ответ ребёнка: -
Изучение новой темы (13 мин.)
Педагог: Русское народное творчество сравнивают с красотой жар-птицы (слайд № 2). Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в вышивку, в песню, в танец, в кружева? Да из души человека, откуда же ещё?
(слайды № 3 - 12, с костюмами, орнаментами, инструментами, выплывающие из кружев).
У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, свой орнамент, национальный костюм, народные инструменты и, конечно же, свои песни, из которых сплетаются кружева в душах людей… (слайд № 13).
Давай споём народные -
Затянем от души.
Пускай теперь немодные;
Да больно хороши!
Остались нам в наследство;
Ты их не забывай;
Культуру наших предков
Крепи и развивай...
Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народных песнях.О чем же мы узнаем из этих песен?
Ответ ребёнка: о людях, которые жили в давние времена, о том, как они жили, чем занимались.
Педагог: Совершенно верно из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого.
Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная народом или мастером своего дела - композитором, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! А в нашей современной музыкальной жизни мы можем слышать как народные, так и «стилизованные под народные» песни. И сегодня на занятии мы познакомимся и постараемся разучить песню «В горнице» (слайд № 14), которую написал композитор Александр Морозов на слова поэта Николая Рубцова. А что такое горница?
В конце XIX – начале XX вв. горницей называли парадную комнату, предназначенную для приема гостей, для отдыха старших членов семьи. По рассказам местных жителей, в воскресные и праздничные дни вся семья собиралась здесь за чайным столом, вернувшись после молебна из храма. По будням в горнице могли выполнять чистую работу, требовавшую хорошего освещения, прежде всего речь идет о женских рукоделиях – вышивке, шитье, изготовлении кружева…
Но прежде, чем начать работу над ней, давайте распоемся.
Для народных и стилизованных песен существую свои распевки и попевочки. В этих вокальных упражнениях буква «А и Я» поётся в открытом положении на расслабленной гортани. Начнём.
Творческая часть (20 мин.)
Педагог:
Упражнение № 1(слайд № 15)
Поём букву «Я» в восходящем движении с первой до пятой ступени и в нисходящем движении от пятой к первой ступени.
Упражнение № 2 (слайд № 16)
«Дай, яй, яй, яй, яй, яй, яй, яй, дай яй, яй, яй, яй, яй, яй, яй, Я» поётся в восходящем и нисходящем движением поступенно от первой до пятой ступени.
Упражнение № 3 (слайд № 17)
Следующее упражнение мы поём чередуя закрытый рот и букву «У».
Упражнение № 4 (слайд № 18)
На одной ноте поём а-о-у, а-и-о-и-у (восходящее и нисходящее движение по хроматизму)
Упражнение № 5 (слайд № 19)
Распевка по звукам Т53 (чередование закрытого рта и буквы «У»), как и предыдущее упражнение поём в восходящем и нисходящем движение по хроматизму.
Упражнение № 6 (слайд № 20)
Поём попевочку «ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу» (в восходящем и нисходящем движение по хроматизму с использование первой и второй ступени лада).
Упражнение № 7 (слайд № 21)
Упражнение «Ми-а, ми-а, ми-а, ди-а,ди-а, ди-а» (в восходящем и нисходящем движение, смена букв происходит при смене тональности).
Упражнение № 8 (слайд № 22)
Поём «Да-дэ-ди-ду,на-нэ-ни-ну». Эту распевку нужно петь красиво артикулируя слоги при большой активности языка и губ.
Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответ воспитанницы). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Упражнение № 9
Поём скороговорку (слайд № 23) «Бобры добры, все бобры добры».
Педагог: Мы повторили все знакомые тебе упражнения и готовы приступить к разбору новой песни «В горнице». Но перед тем, как изучать новый музыкальный материал, я предлагаю тебе его внимательно послушать, а потом ответить на мои вопросы.
Слушание первого куплета и припева песни «В горнице». (слайд № 26)
Педагог: Нелли, ты послушала фрагмент песни. Тебе понравилось?
Ответ ребёнка: Да.
Педагог:Какое настроение в этой песне?
Ответ ребёнка: Замечательное, доброе, светлое. Характер этой песни спокойный, умиротворённый.
Педагог: Что еще хочется делать в песне, кроме как петь?
Ответ ребёнка: когда слушаешь эту песню, хочется спокойно двигаться под музыку.
Педагог: (слайд № 27) А если представить, что мы находимся на природе, то хочется собирать полевые цветы и водить хоровод.
Как ты думаешь, при помощи, каких музыкальных красок композитор описывает это произведение?
Ответ ребёнка: композитор в этой песни использует приём «игры динамических оттенков», т.е. постоянно меняется динамика.
Педагог: Что ты еще заметила в мелодии?
Ответ ребёнка: мелодия очень интонационно сложная, очень большие фразы, переходящие от одной к другой. В этой песне можно показать кантиленное пение.
Педагог: Вслушайся еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобрази рукой линии, которые рисует мелодия.
Звучит фрагмент песни. (слайд № 28)
Воспитанница рисует рукой в воздухе воображаемое направление мелодии песни.
Педагог: А теперь перейдём к разбору первого куплета песни. С начало разберём текст, а потом будем петь мелодию под фортепиано.
Педагог вместе с воспитанницей в медленном темпе проговаривает слова первого куплета (слайд № 29) и только, после этого они переходят к изучению песни.
Педагог: Молодец, у тебя замечательно получается. А теперь давай снова вернёмся к просмотру мультимедийной презентации (песни в исполнении Гинтаре (слайд № 30), М. Капуро (слайд № 31), П. Гагариной (слайд № 32), Пелагеи (слайд № 33), хора им. Пятницкого (слайд № 34)).
Закрепление новой темы (7мин.)
Педагог: Давай ещё раз споём фрагмент песни под фортепиано. (слайд № 35)
Воспитанницаисполняет первый куплет и припев песни под инструмент.
Педагог: А теперь спой мне песню под фонограмму «плюс». (слайд № 36)
Воспитанница исполняет фрагмент песни под фонограмму плюс.
Подведение итогов занятия (4мин.)
Педагог: В завершении занятия я бы хотела задать тебе следующие вопросы:
Как называется песня и назови автора слов и композитора этой песни.
Ответ ребёнка: «В Горнице», композитор Александр Морозов на слова поэта Николая Рубцова.
Педагог: Назови фамилии исполнителей песни, в исполнении которых ты сегодня услышала песню «В Горнице».
Ответ ребёнка: песни в исполнении П. Гагариной, Пелагеи, М. Капуро, Э. Каллимуллиной, Гинтаре, хора им. Пятницкого.
Педагог: Исполнение, какого артиста или коллектива тебе запомнилось и понравилось больше всего?
Ответ ребёнка: -
Педагог: На этой оптимистичной ноте завершим наше занятие. Я хочу поблагодарить тебя за хорошую работу. Жду тебя на следующем занятии.