kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Старинный русский романс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Старинный русский романс" разделI полугодия "Мир образов вокальной и инструментальной музыки". Цель урока: Постижение эмоционально-образного строя русской музыки на основе знакомства с жанром - романс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Старинный русский романс" »





МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Старинный русский романс».
















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля

2015г.



Тема урока: «Старинный русский романс».

Цель: Постижение эмоционально-образного строя русской музыки на основе знакомства с жанром романса.


Задачи урока:

  • сравнить романс с песней;

  • осмысление триединства «композитор – исполнитель – слушатель»;

  • осознание способов создания различных музыкальных образов.



Планируемые результаты изучения:

Определение музыкального образа. Знать специфику вокальной и инструментальной музыки.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал: А. Обухов «Калитка», Давид Тухманов «Я люблю тебя, Россия», А. Гурилёв. «Колокольчик», Б. Шереметева. «Я вас любил»
































Ход урока.


I. Организационная часть.

Музыкальное приветствие. Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 5 класса.

Вступительная беседа: - В пятом классе темой первого полугодия была «Музыка и литература». Мы говорили о тесной взаимосвязи музыки с такими искусствами, как литература и изобразительное искусство. «Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М. Мусоргский. Музыкальную и разговорную речь роднит интонация. Из музыкальных интонаций складывается мелодия – душа музыкального произведения. И от того, как развиваются мелодии, как они взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях (Слайд 4).

В первом полугодии мы будем говорить на тему: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (Слайд 5).

Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?

- (Ответы уч-ся) Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения.

- Запишите определение Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

- Какие вокальные жанры вы знаете?

- (Ответы уч-ся) Песня, романс, кантата, опера, хоровые концерты, баллады, серенады, баркаролы.

- Кто может сказать, что такое инструментальная музыка?

- (Ответы уч-ся) Инструментальная музыка предназначена для игры на различных музыкальных инструментах.


II. Основная часть.


1. Актуализация знаний.

Б. Ахмадуллина писала:

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.


- О каком вокальном жанре идет речь?

(Ответы уч-ся) О романсе.




- А о каком жанре эти строк?


Что такое песня?

Это верный друг.

Песня – это радость,

Звонкий смех вокруг,

Тысяча мелодий, голосов прибой…

Ничего нет в мире

Музыки чудесней,

Потому что музыка – всегда с тобой!


(Ответы уч-ся) О песне.


- Песня – это самый простейший жанр вокальной музыки. Вспомните определение, что такое песня?

(Ответы уч-ся) Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.


2. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, о каких жанрах пойдет сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

(Ответы уч-ся) О романсах и песнях.

- Тема сегодняшнего урока: «Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс».

Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её стремительными темпами и «окунёмся в мир старины».



Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 6) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • повторить определение вокального жанра – романс;

  • послушать старинные русские романсы;

  • сравнить их и определить, какие образы созданы в них.


3. Работа над новым материалом.

(Слайд 7)

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

И.С. Тургенев

- В общении людей большую роль играет интонация. Человеческая речь богата разными интонационными оттенками. С помощью интонаций можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие. Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство – музыкальная речь – как искусство интонационное, искусство интонирования. (Слайд 8) Вслушиваясь в музыкальную интонацию, можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность. Взаимосвязь разговорной и музыкальной интонаций ярко проявляется в таких вокальных жанрах, как песня и романс. (Слайд 9)

Задание 1: Повторить определение вокального жанра – романс.

- Давайте вспомним, что вы знаете о романсе?

(Ответы уч-ся)

- (Слайд 10)Запишите определение. РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства человека, его отношение к жизни, к природе.


Задание 2: Послушать старинные русские романсы.

(Слайд 11) - Старинные романсы воспевают великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Сегодня мы послушаем несколько старинных русских романсов. Познакомимся с композиторами, творчество которых известно благодаря сочинению именно романсов и песен. Постараемся выявить, как сходство, так и отличительные особенности каждого романса, и определим их музыкальный образ.


Проблема: Выяснить чем отличается романс от песни? В чем секрет их долголетия.


Сейчас мы познакомимся с русским композитором Александром Львовичем Гурилевым и послушаем романс «Колокольчик» (Слайд 12) Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

Слушая произведение, подумайте над вопросами:

Какой характер у романса? О чем он и какой образ рисуется в этом старинном произведении?

Слушание романса «Колокольчик» А. Гурилева.

(Ответы уч-ся) Музыка по характеру задушевная, задумчивая, печальная, мелодичная, плавная, лирическая, тоскливая, взволнованная в ритме вальса.

В романсе чувствуется тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение.

В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.


- Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

- Какую картину вы представили, слушая романс?

(Ответы уч-ся) Дальнюю дорогу, широкие поля, бескрайние леса.


- У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

- Как вы думаете, для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

(Ответы уч-ся:) для простого народа.

- Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.


III. Осмысление и закрепление знаний.

- На следующем слайде (Слайд 13) вы видите стихотворение «Я вас любил». Скажите, кто автор этого стихотворения?

Ответы уч-ся: А.С. Пушкин.

- Правильно, а посвятил он это стихотворение Анне Алексеевне Олениной. Прочтите его.

Чтение стихотворения.

Какую музыку вы написали бы для этого стихотворения?

(Рассуждения учащихся)


Задание 3. Сравнить их и определить, какие образы созданы в них. (Слайд 14)

- Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.


Слушание романса «Я вас любил» Б. Шереметева.

- Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

- Какой музыкальный образ этого произведения?

(Ответы уч-ся:) Лирический.

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …?

(Ответы уч-ся) тему любви

Любовь – великое человеческое чувство.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

- Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

(Ответы уч-ся) Чувствами любви, нежности, волнения, благодарности, сомнение.

- Для какого общества предназначался этот романс?

(Ответы уч-ся) Для светского общества.

- Музыка Шереметева отражала вкусы и интересы светского общества.



Настало время познакомиться с песней Д. Тухманова «Я люблю тебя, Россия». (Слайд 15) Послушайте и поделитесь своими впечатлениями о песне. (Рассуждения детей)

Разучивание песни.


- Озвучьте вывод по поставленной проблеме: Выяснить чем отличается романс от песни? В чем секрет их долголетия?

Вывод: В романсе мы слышим более тесную связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы. Большое значение в романсах играет музыкальное сопровождение, которое помогает полнее раскрыть содержание. Он пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента (фортепиано, гитара). Секрет долголетия романса в том, что романсе чаще всего воспевается великое чувство – любовь, тонкие и глубокие личные переживания человека, его отношение к жизни, к природе.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 16)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Старинный русский романс"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему: "Всю жизнь несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112517"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408713316"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему: "Несу я Родину в душе". "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-niesu-ia-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "112520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408714254"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства