Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие"
Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие"
Данный урок разработан для учащихся 5 класса и полностью соответствует ФГОС. Тема урока: "Многоголосие". Этот урок можно ввести в тему "Полифония в музыке и живописи" (Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская). В конспекте урока раскрываются два основных направления в многоголосии - народное многоголосие и многоголосии духовное. Нотные примеры и народные песни - позволяют закрепить материал урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок-путешествие
для учащихся 5 класса
на тему: «Многоголосие»
Разработала:
учитель музыки
первой квалификационной категории
Гоголева Римма Викторовна
с. Нижний Суэтук 2015г.
Урок-путешествие для учащихся 5 класса по теме:
«Многоголосие»
Цель: познакомить учащихся с явлением полифонии в музыке разных эпох и раскрыть выразительные особенности разных видов многоголосия.
Задачи:
Образовательная: в процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с термином «многоголосие»; научить исполнять простейшее двухголосие на примере русских народных песен; различать «на слух» русские народные песни и церковные песнопения; закрепить отличие народной и духовной музыки с помощью анализа нотных примеров.
Развивающая: развивать интерес к духовной и народной музыке, навыки культуры слушания и анализа музыкальных произведений; развивать чувство метра и ритма, умения ритмически импровизировать при работе с песней «На горе-то калина».
Воспитательная: обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами народной и духовной музыки.
Планируемые результаты:
Личностные: у учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные: учащиеся научатся планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, работать с литературным текстом; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность.
Предметные: определять на слух духовную и церковную музыку; выразительно исполнять двухголосные произведения, импровизировать, проводить интонационно-образный анализ музыки.
Виды деятельности на уроке: слушание музыки, хоровое пение, ритмическая импровизация, анализ музыкального произведения.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: закрепление нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Музыкальный материал: р.н. п «На горе-то калина», «Пыль седую взвило» (плясовая «Кумовья»), «Хмелюшко» (хороводная «Девчата»), С. В. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» (фрагмент), отрывок хорала.
Изобразительный ряд: презентация (иллюстрации к русским народным праздникам, хоровод, плясовая).
Дополнительный материал: цветные ленточки, листы с нотами р.н.п и отрывка церковного песнопения.
Литература: М. Волошин «В соборе».
Ход урока
- Здравствуйте ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Надеюсь, такое же хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока.
- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по реке времени. Поплывем мы с вами назад, в те времена, когда еще не было ни магнитофонов, ни телевизоров, а самым быстрым транспортом была скаковая лошадь.
- Как вы думаете, в то время были мультфильмы? А компьютерные игры? А сказки? (Да. Сказки были.)
- А как же их люди передавали друг другу?
(Взрослые рассказывали их своим детям.)
- Правильно. Зимними вечерами собирались ребятишки около бабушки, и заводила она сказку. Часто сказки рассказывали нараспев, а у многих героев сказок были и свои песенки. («Колобок», « Волк и семеро козлят».)
- Подумайте, где еще, кроме сказок, нам встречаются песни? (На праздниках.)
- Ребята, вы обратили внимание на песню, которая звучала, когда вы вошли в класс. Послушайте ее еще раз. (звучит р.н.п «Хмелюшко»)
- Как вы думаете, это народная песня или композиторская? (народная)
- Ребята, какие русские народные песни вы знаете? («Калинка», «Во поле береза», «То не вечер», и т.д.)
- Попробуйте сосчитать, сколько голосов в ней звучит? (Много. Трудно сосчитать).
- Посмотрите на эти разноцветные ленточки. Вот эта, красная – наша основная мелодия. К ней мы прибавим синюю, желтую, потом еще несколько. Получилось много ленточек, но все они заплетены в одну красивую косу. Так и в песне, из множества голосов складывается одна красивая мелодия. Такое исполнение называется многоголосие. На какие два слова можно разделить это название? (Много голосов.)
- Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: «Многоголосие».
- Как вы думаете ребята, для чего в музыки используют такое исполнение, как многоголосие? (хором легче петь, получается красивая музыка и т.д.)
- Абсолютно верно. Как вы думаете, можно ли сейчас, в классе, изобразить многоголосие? (Можно.)
- Почему? (Потому что нас много.)
- С помощью чего мы с вами можем украсить мелодию, песню? ( С помощью голоса, музыкальных инструментов.)
- Ну что же, давайте попробуем.
Игра «Щи да каша – пища наша»
Класс делится пополам, одна группа проговаривает слова в неторопливом темпе, а вторая – в два раза быстрее. Повторить 2-3 раза подряд. Дети должны услышать своеобразную перекличку двух групп.
- Послушайте еще один вариант украшения песни.
(Звучит фрагмент многоголосия – «песни под язык».)
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и узнать где еще можно услышать многоголосие. (настрой ребят на новый вид деятельности; класс делится на две группы, каждой из которых дается по два литературного текста с вопросами, на которые нужно ответить.)
1-й текст
В далекие времена песни звучали везде: на праздниках, на посиделках, во время работы. - Многие народные песни слагались еще в то далекое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен. Самые древние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабочие, революционные песни). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Так как собиралось много людей, то и песни пели все вместе. И звучало сразу много голосов. В русских народных песнях бывает три, четыре, пять куплетов, а иногда и больше. И петь их одинаково неинтересно, поэтому стали мелодию «украшать». Из множества голосов в песне, складывалась одна красивая мелодия.
Вопросы (1-й текст):
1-я группа:
Кто сочинял песни?
Где сочинялись самые древние народные песни? Как они назывались?
2-я группа:
Как передавались народные песни?
Сколько бывает куплетов в русских народных песнях?
2-й текст
Была еще очень важная часть многоголосия, которая никогда не звучала на улицах. И услышать эту музыку можно было только в одном месте – в церкви. Службы проходили в сопровождении специальных песнопений, которые исполнялись без всякого инструментального сопровождения. В таких произведениях может звучать от 4-х до 12-ти голосов, и у каждого будет своя партия. У этой музыки совсем другие задачи – она призывает подумать, прислушаться к себе и оценить свои поступки. В руководстве по исполнению этих песнопений можно встретить такие строки: «Исполнять, подобно пению ангелов, дабы не смущать души верующих делами земными». У хора в церкви было специальное место. Оттуда не было видно поющих, но голоса разносились по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания.
Вопросы:
1-я группа:
Песнопения исполнялись с инструментальным сопровождением или нет?
Сколько голосов звучало в церковных песнопениях?
2-я группа:
Как следовало исполнять церковные песнопения?
К чему призывает церковная музыка?
- Итак, ребята, мы с вами выяснили, что многоголосие делится на два вида – духовное и народное. Давайте вернемся к песне, которая звучала в самом начале урока. Сколько голосов ее исполняли? (Начинал один, потом много.)
- Какой характер у этой песни? Что хочется делать под эту музыку – потанцевать или водить хоровод? (Водить хоровод.)
(Показ фрагмента хоровода.)
- Правильно. Посмотрите, как изображена пляска на этой картине. Обратите внимание, как много людей, у всех красивые, яркие наряды и хорошее настроение.
(показ слайдов – картина «затесался парень в хоровод»)
- А какую музыку вы бы подобрали к этой картине? (веселую, задорную.)
- А что изображено на этой картине? Какая здесь слышна музыка? (Сельский праздник, играет гармонь и т.д.)
(показ слайдов)
- Сейчас я вам предлагаю разучить русскую народную песню «На горе-то калина.
Разучивание песни «На горе-то калина» (канон, простейшее двухголосие, с аккомпанементом русских народных инструментов.)
- Отвлечемся от народного гуляния. Давайте перенесемся с деревенской площади в храм и постараемся осмотреться вокруг.
(Показ слайда церкви)
(Звучит музыкальный фрагмент С. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся».)
- Отличается ли эта музыка от народных песен? (Да.)
- Послушайте внимательно, все голоса звучат вместе, стройно и неторопливо.
(Беседа об особенностях архитектуры, в частности о строении купола и его влиянии на акустику.)
(На фоне слайдов учитель читает стихотворение.)
Гаснет день. В соборе все поблекло.
Дымный камень лиловат и сер.
И цветами отцветают стекла
В глубине готических пещер…
В них горит вечерний океан,
В них призыв далекого набата,
В них глухой, торжественный орган,
В них душа стоцветная распята.
- Так видел внутреннее убранство церкви поэт начала 20-го века М. Волошин. Теперь вернемся к особенностям звучания музыки под сводами храма. Послушайте отрывок еще раз и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучат.
- Действительно, сосчитать трудно, так как мы выяснили, что в таких произведениях может звучать до 12-ти голосов.
Теперь посмотрите на эти нотные листы. На одном записана русская народная песня, а на другом – отрывок церковного песнопения. Попробуйте разобраться и объясните, почему вы так думаете.
(Можно разделить детей на две группы, одни будут объяснять написание р.н.п, другие – церковного гимна. Обратить внимание детей на разницу в рисунке нотной записи: вьющаяся линия нот в р.н.п и «стройные ряды» в церковной музыке. Показать, что в нотной записи очень отчетливо видно многоголосии, еще раз повторить значение термина.)
Заключение.
- Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Какие мелодии понравились? Какое новое понятие вы узнали на уроке? На какие два вида делится многоголосие? Я надеюсь, что вам еще не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка звучала тогда.