kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 5 класса и полностью соответствует ФГОС. Тема урока: "Многоголосие". Этот урок можно ввести в тему "Полифония в музыке и живописи" (Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская). В конспекте урока раскрываются два основных направления в многоголосии - народное многоголосие и многоголосии духовное. Нотные примеры и народные песни - позволяют закрепить материал урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Урок-путешествие

для учащихся 5 класса

на тему: «Многоголосие»

Разработала:

учитель музыки

первой квалификационной категории

Гоголева Римма Викторовна









с. Нижний Суэтук 2015г.

Урок-путешествие для учащихся 5 класса по теме:

«Многоголосие»

Цель: познакомить учащихся с явлением полифонии в музыке разных эпох и раскрыть выразительные особенности разных видов многоголосия.

Задачи:

Образовательная: в процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с термином «многоголосие»; научить исполнять простейшее двухголосие на примере русских народных песен; различать «на слух» русские народные песни и церковные песнопения; закрепить отличие народной и духовной музыки с помощью анализа нотных примеров.

Развивающая: развивать интерес к духовной и народной музыке, навыки культуры слушания и анализа музыкальных произведений; развивать чувство метра и ритма, умения ритмически импровизировать при работе с песней «На горе-то калина».

Воспитательная: обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами народной и духовной музыки.

Планируемые результаты:

Личностные: у учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные: учащиеся научатся планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, работать с литературным текстом; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность.

Предметные: определять на слух духовную и церковную музыку; выразительно исполнять двухголосные произведения, импровизировать, проводить интонационно-образный анализ музыки.

Виды деятельности на уроке: слушание музыки, хоровое пение, ритмическая импровизация, анализ музыкального произведения.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: закрепление нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Музыкальный материал: р.н. п «На горе-то калина», «Пыль седую взвило» (плясовая «Кумовья»), «Хмелюшко» (хороводная «Девчата»), С. В. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» (фрагмент), отрывок хорала.

Изобразительный ряд: презентация (иллюстрации к русским народным праздникам, хоровод, плясовая).

Дополнительный материал: цветные ленточки, листы с нотами р.н.п и отрывка церковного песнопения.

Литература: М. Волошин «В соборе».

Ход урока

- Здравствуйте ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Надеюсь, такое же хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока.

- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по реке времени. Поплывем мы с вами назад, в те времена, когда еще не было ни магнитофонов, ни телевизоров, а самым быстрым транспортом была скаковая лошадь.

- Как вы думаете, в то время были мультфильмы? А компьютерные игры? А сказки? (Да. Сказки были.)

- А как же их люди передавали друг другу?

(Взрослые рассказывали их своим детям.)

- Правильно. Зимними вечерами собирались ребятишки около бабушки, и заводила она сказку. Часто сказки рассказывали нараспев, а у многих героев сказок были и свои песенки. («Колобок», « Волк и семеро козлят».)

- Подумайте, где еще, кроме сказок, нам встречаются песни? (На праздниках.)

- Ребята, вы обратили внимание на песню, которая звучала, когда вы вошли в класс. Послушайте ее еще раз. (звучит р.н.п «Хмелюшко»)

- Как вы думаете, это народная песня или композиторская? (народная)

- Ребята, какие русские народные песни вы знаете? («Калинка», «Во поле береза», «То не вечер», и т.д.)

- Попробуйте сосчитать, сколько голосов в ней звучит? (Много. Трудно сосчитать).

- Посмотрите на эти разноцветные ленточки. Вот эта, красная – наша основная мелодия. К ней мы прибавим синюю, желтую, потом еще несколько. Получилось много ленточек, но все они заплетены в одну красивую косу. Так и в песне, из множества голосов складывается одна красивая мелодия. Такое исполнение называется многоголосие. На какие два слова можно разделить это название? (Много голосов.)

- Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: «Многоголосие».

- Как вы думаете ребята, для чего в музыки используют такое исполнение, как многоголосие? (хором легче петь, получается красивая музыка и т.д.)

- Абсолютно верно. Как вы думаете, можно ли сейчас, в классе, изобразить многоголосие? (Можно.)

- Почему? (Потому что нас много.)

- С помощью чего мы с вами можем украсить мелодию, песню? ( С помощью голоса, музыкальных инструментов.)

- Ну что же, давайте попробуем.

Игра «Щи да каша – пища наша»

Класс делится пополам, одна группа проговаривает слова в неторопливом темпе, а вторая – в два раза быстрее. Повторить 2-3 раза подряд. Дети должны услышать своеобразную перекличку двух групп.

- Послушайте еще один вариант украшения песни.

(Звучит фрагмент многоголосия – «песни под язык».)

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и узнать где еще можно услышать многоголосие. (настрой ребят на новый вид деятельности; класс делится на две группы, каждой из которых дается по два литературного текста с вопросами, на которые нужно ответить.)

1-й текст

В далекие времена песни звучали везде: на праздниках, на посиделках, во время работы. - Многие народные песни слагались еще в то далекое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен. Самые древние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабочие, революционные песни). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Так как собиралось много людей, то и песни пели все вместе. И звучало сразу много голосов. В русских народных песнях бывает три, четыре, пять куплетов, а иногда и больше. И петь их одинаково неинтересно, поэтому стали мелодию «украшать». Из множества голосов в песне, складывалась одна красивая мелодия.

Вопросы (1-й текст):

1-я группа:

  • Кто сочинял песни?

  • Где сочинялись самые древние народные песни? Как они назывались?

2-я группа:

  • Как передавались народные песни?

  • Сколько бывает куплетов в русских народных песнях?

2-й текст

Была еще очень важная часть многоголосия, которая никогда не звучала на улицах. И услышать эту музыку можно было только в одном месте – в церкви. Службы проходили в сопровождении специальных песнопений, которые исполнялись без всякого инструментального сопровождения. В таких произведениях может звучать от 4-х до 12-ти голосов, и у каждого будет своя партия. У этой музыки совсем другие задачи – она призывает подумать, прислушаться к себе и оценить свои поступки. В руководстве по исполнению этих песнопений можно встретить такие строки: «Исполнять, подобно пению ангелов, дабы не смущать души верующих делами земными». У хора в церкви было специальное место. Оттуда не было видно поющих, но голоса разносились по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания.

Вопросы:

1-я группа:

  • Песнопения исполнялись с инструментальным сопровождением или нет?

  • Сколько голосов звучало в церковных песнопениях?

2-я группа:

  • Как следовало исполнять церковные песнопения?

  • К чему призывает церковная музыка?


- Итак, ребята, мы с вами выяснили, что многоголосие делится на два вида – духовное и народное. Давайте вернемся к песне, которая звучала в самом начале урока. Сколько голосов ее исполняли? (Начинал один, потом много.)

- Какой характер у этой песни? Что хочется делать под эту музыку – потанцевать или водить хоровод? (Водить хоровод.)

(Показ фрагмента хоровода.)

- Правильно. Посмотрите, как изображена пляска на этой картине. Обратите внимание, как много людей, у всех красивые, яркие наряды и хорошее настроение.

(показ слайдов – картина «затесался парень в хоровод»)

- А какую музыку вы бы подобрали к этой картине? (веселую, задорную.)

- А что изображено на этой картине? Какая здесь слышна музыка? (Сельский праздник, играет гармонь и т.д.)

(показ слайдов)

- Сейчас я вам предлагаю разучить русскую народную песню «На горе-то калина.

Разучивание песни «На горе-то калина» (канон, простейшее двухголосие, с аккомпанементом русских народных инструментов.)

- Отвлечемся от народного гуляния. Давайте перенесемся с деревенской площади в храм и постараемся осмотреться вокруг.

(Показ слайда церкви)

(Звучит музыкальный фрагмент С. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся».)

- Отличается ли эта музыка от народных песен? (Да.)

- Послушайте внимательно, все голоса звучат вместе, стройно и неторопливо.

(Беседа об особенностях архитектуры, в частности о строении купола и его влиянии на акустику.)

(На фоне слайдов учитель читает стихотворение.)

Гаснет день. В соборе все поблекло.

Дымный камень лиловат и сер.

И цветами отцветают стекла

В глубине готических пещер…

В них горит вечерний океан,

В них призыв далекого набата,

В них глухой, торжественный орган,

В них душа стоцветная распята.

- Так видел внутреннее убранство церкви поэт начала 20-го века М. Волошин. Теперь вернемся к особенностям звучания музыки под сводами храма. Послушайте отрывок еще раз и попробуйте сосчитать, сколько голосов звучат.

- Действительно, сосчитать трудно, так как мы выяснили, что в таких произведениях может звучать до 12-ти голосов.

Теперь посмотрите на эти нотные листы. На одном записана русская народная песня, а на другом – отрывок церковного песнопения. Попробуйте разобраться и объясните, почему вы так думаете.

(Можно разделить детей на две группы, одни будут объяснять написание р.н.п, другие – церковного гимна. Обратить внимание детей на разницу в рисунке нотной записи: вьющаяся линия нот в р.н.п и «стройные ряды» в церковной музыке. Показать, что в нотной записи очень отчетливо видно многоголосии, еще раз повторить значение термина.)

Заключение.

- Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Какие мелодии понравились? Какое новое понятие вы узнали на уроке? На какие два вида делится многоголосие? Я надеюсь, что вам еще не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка звучала тогда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-путешествие для учащихся 5 класса на тему: "Многоголосие"

Автор: Гоголева Римма Викторовна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства