по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: «В концертном зале»
Цель: раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.
включить учащихся в учебную деятельность;
актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
организовать коммуникативные взаимодействия;развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
оценить собственную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.
проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
Умение понимать учебную задачу урока;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные:
наличие эмоционального отношения к искусству;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
осознание жизненного смысла музыкальных образов.
усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».
Познавательные:
опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией;
действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);
использовать речь для регуляции своего действия;
постановка и выполнение целей;
оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя;
элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;
оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: плакатик с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, видеоролики для цветорелаксации.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации)
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки,
участие в размышлениях о музыке,
пение,
цветорелаксация.
Музыкальный материал:
«Патетическая соната» I часть,
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
Поём звук «ля» в течение 1-2 минут.
II. Актуализация знаний
Исходная мотивация.
Вступительная беседа.
У.: Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?
Д.: Слушателями.
У.: Да, вы уже научились хорошо вслушиваться в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!
2.Формулировка основной учебной задачи.
У.: Задание такое: во время звучания фрагмента произведения (это «взрослая» музыка, то есть музыка о тех чувствах, которые способны переживать взрослые) вы попробуете определить интонации. Задание привычное, только музыка – очень сложная.
3.Рефлексия.
У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…
Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.
У.: И ещё одно правило повторим все вместе…
Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.
4. Создание учебно-проблемной ситуации.
У.: Самое время назвать вам произведение. (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).
Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)
У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.
Может быть, вы хотя бы знаете слова «патетическая» и «соната»?
(ответ отрицательный. Прим. в нашей школе первый год идёт обучение в 4-м классе по ФГОС. Потому «копилка» ответов ещё пуста. Было понятно, даже любознательные, успевшие просмотреть весь учебник «Музыка» вперёд, не помнят информацию)
У.: А я так надеялась, что смогу пригласить ваших родителей в «концертный зал», где будет исполняться это произведение. Вы же помните, что наш «концертный зал» особенный. Исполнители к нам приедут, если узнают, что хотя бы об одном произведении вы рассказали своим родным.
(Прим. второй год я организую «концертный зал». Приглашаю в гости ДМШ с небольшим концертом, но с одним обязательным произведением. В прошлом году это была «Шутка» Баха. Я составила партитуру вопросов, чтобы было понятно – ребята рассказывали дома об этом произведении. На концерте присутствовали родители и ребята. Партитуру вопросов озвучила организатор концерта).
Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)
5.Постановка цели и задач урока.
У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?
Д.: О «Патетической сонате».
У.: А для чего мы будем знакомиться с «Патетической сонатой»?
Д.: Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ФГОС "Патетическая соната" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4.
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин.
Конспект урока по музыке в 4 классе «Патетическая соната»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин 2015
Урок музыки 4 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: «В концертном зале»
Цель: раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.
Задачи:
включить учащихся в учебную деятельность;
актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
организовать коммуникативные взаимодействия;
развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
оценить собственную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные результаты. Научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.
проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
Умение понимать учебную задачу урока;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные:
наличие эмоционального отношения к искусству;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
осознание жизненного смысла музыкальных образов.
усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».
Познавательные:
опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией;
действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);
использовать речь для регуляции своего действия;
постановка и выполнение целей;
оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя;
элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;
оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Тип урока:«открытие» новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: плакатик с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, видеоролики для цветорелаксации.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экрани проектор.
Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации)
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки,
участие в размышлениях о музыке,
пение,
цветорелаксация.
Музыкальный материал:
«Патетическая соната» I часть,
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.
Поём звук «ля» в течение 1-2 минут.
II. Актуализация знаний
Исходная мотивация.
Вступительная беседа.
У.:Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?
Д.: Слушателями.
У.: Да, вы уже научились хорошо вслушиваться в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели!
2.Формулировка основной учебной задачи.
У.: Задание такое: во время звучания фрагмента произведения (это «взрослая» музыка, то есть музыка о тех чувствах, которые способны переживать взрослые) вы попробуете определить интонации. Задание привычное, только музыка – очень сложная.
3.Рефлексия.
У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…
Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.
У.: И ещё одно правило повторим все вместе…
Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.
4. Создание учебно-проблемной ситуации.
У.: Самое время назвать вам произведение. (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).
Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)
У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.
Может быть, вы хотя бы знаете слова «патетическая» и «соната»?
(ответ отрицательный. Прим. в нашей школе первый год идёт обучение в 4-м классе по ФГОС. Потому «копилка» ответов ещё пуста. Было понятно, даже любознательные, успевшие просмотреть весь учебник «Музыка» вперёд, не помнят информацию)
У.:А я так надеялась, что смогу пригласить ваших родителей в «концертный зал», где будет исполняться это произведение. Вы же помните, что наш «концертный зал» особенный. Исполнители к нам приедут, если узнают, что хотя бы об одном произведении вы рассказали своим родным.
(Прим. второй год я организую «концертный зал». Приглашаю в гости ДМШ с небольшим концертом, но с одним обязательным произведением. В прошлом году это была «Шутка» Баха. Я составила партитуру вопросов, чтобы было понятно – ребята рассказывали дома об этом произведении. На концерте присутствовали родители и ребята. Партитуру вопросов озвучила организатор концерта).
Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)
5.Постановка цели и задач урока.
У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?
Д.: О «Патетической сонате».
У.: А для чего мы будем знакомиться с «Патетической сонатой»?
Д.: Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.
III этап (основной) – погружение в тему урока.
1.Первичное усвоение новых знаний.
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (1-й раз)
Первичная проверка понимания.
А)
У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?
Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.
У.: Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?
В этом несложно будет разобраться, если особенно внимательно вслушаетесь в ту часть фрагмента, которую я обозначу знаком «Внимание!»
(Прим. это тоже часто применяемый мною приём для того, чтобы ребята не «выпадали» из звукового потока – поднимаю указательный палец и мимикой лица обозначаю «Внимание!»).
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (2-й раз)
Б)
У.: Сколько же людей участвовали в разговоре? Покажите мне на пальцах.
(По тому, как разнились ответы, было понятно, что и сейчас ребята «не ухватили» характер интонаций).
У.: Есть и правильные ответы (Прим. не называю ни тех, кто правильно, ни тех, кто неправильно почувствовал). Но моя помощь всё же нужна. Давайте попробуем с помощью пластического интонирования определить – сколько участников разговора, и как они говорят.
Звучит в записи фрагмент (89 тактов) экспозиции «Патетической сонаты» (3-й раз)
Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. Когда наши руки показывают диалог, который очень ясно прослушивается в побочной теме, лица детей озаряются «радостью открытия». (Прим. я так стала «слышать» эту тему, после того, как задумала составить партитуру вопросов для 7-миклассников. С ними я изучаю творчество Бетховена по моей авторизованной программе. То есть, я прослушала «Патетическую» с позиции школьников).
У.: Так сколько же людей участвовали в разговоре?
Д.: Двое.
В)
У.: Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов. Вывешиваю плакат со словами:
Радостно
Нежно
Светло
Восторженно
Оптимистично
Бурно
Страстно
Взволнованно
Грустно
Печально
Мрачно
Горестно
Пессимистично
Тревожно
Скорбно
Тяжело
У.: А ещё определите цвет музыки. Это поможет вам понять чувства «первого».
Играю вступление «Патетической сонаты».
Д.: (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)
У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?
Д.: Может, у него что-то случилось?
У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…
Д.: Горе.
У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?
Д.: Может, у него кто-то умер?
У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.
Г)
У.: Давайте теперь обратим внимание на речь второго участника разговора. Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.
Звучит в записи главная партая «Патетической сонаты».
Д. Определяют характер интонации и называют слова из 1-го столбика. Чаще других прозвучало слово «радостно». Четвероклассникам ещё не совсем понятны слова «страстно», «оптимистично». Цвет музыки для большинства был красный. То есть интуитивно слышат героические интонации.
У.: (останавливаюсь на слове «радостно»). Давайте поставим себя на место этих двух собеседников. Если у вашего друга (подруги) – горе, вы будете с ним разговаривать радостно? Или вам надо найти какие-то другие интонации в голосе, чтобы утешить друга?
Д. Понимают, что нужны другие интонации и отвергают слова «светло», «нежно» (они не подходит музыке) и «восторженно» (оно не подходит к ситуации). Мне приходится обыграть эмоции, выраженные в остальных словах. То есть, я проговариваю какие-то фразы или с оптимизмом в голосе, или взволнованно и т.д. И тогда ребята понимают, что музыка звучала взволнованно, страстно, оптимистично. «Наверное, – говорили ребята, – «второй» убеждает (речь звучит убедительно) «первого», что горе пройдёт, что впереди много хорошего.
У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?
3. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети. Дети стоят, потому что к просмотру я добавляю ребятам и несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.
4.Первичное усвоение новых знаний.
У.: Вернёмся к «Патетической сонате». Почему автор назвал свою сонату «Патетическая», вы прочитаете в учебниках. Задание по учебнику, как обычно, записано на доске в вашем кабинете (прим. мой кабинет не оборудован доской и потому по моей просьбе классные руководители выписывают д/з в своём кабинете). Что такое «соната» разберёмся сегодня. Но прежде, мне хочется узнать, сумеете ли вы почувствовать автора. Попробуйте, вглядываясь в эти портреты, определить, кто сочинил «Патетическую сонату».
(Я демонстрировала портреты Бетховена, Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)
У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.
Прим. Я на уроках по учебнику с детьми не работаю. Причин много: 1) Кабинет оборудован по принципу концертного зала. В нём проходят занятия ритмикой и концерты. 2) Школьники носят тяжёлые ранцы, перегружать их не хочу. 3) Мы значительную часть урока слушаем музыку, разбираясь в интонациях, чтобы понимать, о чём «говорит» музыка. Это они без меня не сделают. А полистать учебник, заинтригованные «недосказанным» на уроке, смогут.
У.: А теперь о «сонате». Вспомните, музыка звучала в исполнении симфонического оркестра или одного какого-то инструмента?
Д. Определяют звучание фортепиано.
У.: (Для четвероклассников даю только упрощённое понятие) «Соната» – это произведение для одного инструмента, в отличии от симфонии – мы в 3-м классе говорили о симфонии, она сочиняется для симфонического оркестра.Сонату можно сравнить с повестью. В повести есть сюжет и действующие герои. Так и в сонате.
5. Первичная проверка понимания.
У.: Как вы считаете, мы поняли сегодня сюжет «Патетической сонаты» или только познакомились с героями?
Д.: Познакомились с героями.
У.: Правильно, чтобы узнать содержание всей сонаты – а у неё 3 части – надо не один урок посвятить этой прекрасной музыке. Посмотрите на монитор ноутбука, какой маленький фрагмент ещё только I части «Патетической» мы прослушали.
На следующем уроке мы продолжим о ней разговор (прим. чтобы продолжить работу над пониманием содержания «Патетической», я провожу урок по теме «В интонации спрятан человек».)
1.Организация вокально- хоровой деятельности.
а) Подготовительная беседа.
У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.
Песня ещё недостаточно впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.
б)Впевание песни.
Песня О.Поляковой «Безымянный солдат».
IV этап – итог урока.
а)
У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?
б)
Самооценка деятельности учащимися.
в)
У.: Мои оценки следующие:
Самые сильные пятёрки сегодня у…….
Пятёрки с небольшим замечанием у……………….
Пятёрки с большим замечанием у……………..
Оставляю без оценки…………
г)
У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).
У.: А пригласительные в «концертный зал» для родителей буду раздавать только на следующем уроке. Как вы думаете, почему?
Д.:Мы ещё не знаем, о чём говорит музыка «Патетической сонаты».