Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке «Музыка утра»»
Конспект урока по музыке для 1 класса
(3 четверть)
Тема: «Музыка утра»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.
Задачи урока:
Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);
Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;
Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;
Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;
Развитие вокально-хоровых навыков;
Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.
Материалы к уроку: П.Чайковский «Зимнее утро», Э.Григ «Утро», песня Я. Дубравина «Добрый день»
Учебник «Музыка» для 1-го класса (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), иллюстрации картин И.Левитана «Солнечный день», И.Шишкина «Три медведя», Т.Яблонской «Утро», портреты П.И.Чайковского, Э.Грига.
Оборудование:
учебники для 1-го класса;
компьютер;
мультимедийное оборудование;
музыкальный центр;
фортепиано;
аккордеон.
Ход урока
Приветствие учеников песней Я.Дубравина «Добрый день!»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой утра. Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение? ( Детям предлагается открыть учебник на стр.44 и воспользоваться словами-подсказками).
Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику - краски, а поэту - слова.
Учитель: - На стр.46 и 47 вы видите иллюстрации картин. Какое утро изобразили художники? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное?
Учитель: - А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?
Дети: - Тихое, нет метели.
Учитель: - А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение словами (стихотворение И.Никитина):
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Учитель: - Так какое настроение вы услышали в стихотворении?
Дети: - Восторженное, радостное!
Учитель: - По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй?
Дети: - Ближе к первой.
Учитель: - Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ. Какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский? (слушаем «Зимнее утро»)
Учитель: - Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга?
Дети: - Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.
Учитель: - А на каком инструменте исполняется это произведение?
Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано.
А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.
Что вы услышите в музыке, какое время года?
(слушаем «Утро» Э.Грига.)
Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?
Дети: - Похоже и на лето, и на весну. Учитель: - Почему вы так решили?
Дети: - В музыке как- будто выглянуло солнце.
Учитель: - Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?
Дети: - Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно. Учитель: - Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?
Дети: - Второму, его написал Э.Григ
Учитель: - А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим музыку утра. Какой инструмент всегда находится с нами?
Дети: - Голос.
Учитель: - И как любой инструмент его надо настроить.
Дети вместе с учителем выполняют некоторые упражнения из дыхательной гимнастики Распевание: «мычание» на одном звуке, песенки-попевки на двух и трёх звуках.
Э.Григ «Утро» - разучивание.
Солнышко всходит и небо светлеет,
Природа проснулась и утро пришло ...
Заключение: - Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига). Апо желанию, дома нарисуйте своё утро. До новых встреч!