kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки в 1 классе “Музыка вокруг нас”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 1 классе “Музыка вокруг нас”.»

Класс: 1.



Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.



Тема I четверти: “Музыка вокруг нас”.



Тип урока: вводный.



Форма урока: урок – знакомство.



Цель: знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.



Задачи.



Образовательные:

сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”;

познакомить с происхождением слова “музыка”, обозначить область “владений” музы Терпсихоры;

ввести понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;

познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”, обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;

побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;

научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

познакомить с правилами охраны слуха и голоса;

закрепить и систематизировать полученные знания.



Развивающие:

развивать внимание, слуховую память, воображение;

способствовать расширению кругозора;

развивать детский голос.



Воспитывающие:

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

формировать музыкальный вкус;

пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.



Оборудование урока и методическое обеспечение:

компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;

магнитофон;

презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:

а) П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец Феи Драже

б) игра “Сказка берёзового леса;

раздаточный материал “Бабочки”;

ноты песни “Наша школа” на сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина

плакат с изображением нот и нотоносца;

барабан, дудочка и несколько других инструментов шумового оркестра.



Ход урока



Вход под музыку.



Музыкальное приветствие:



- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже ... (звонок),

Начинается ... (урок) –

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - ... музыка!



Слайд № 1.2 “Титульный лист”



Какой замечательный класс присоединился к нашей дружной школьной компании! Поздравляю вас с очень важным событием – вы стали школьниками! Я буду помогать вам учиться петь, слушать музыку и размышлять о ней, танцевать, сочинять свои песенки, играть на музыкальных инструментах и даже путешествовать!



Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? (Ответы детей)



А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.



Слайд № 2 “Путешествие в прошлое” (1)



Вот представьте на мгновение: жили-были люди древние...

Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали.

Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст.

Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес.

Змеи в зарослях шипели: “Подойди поближе!.. Съем!”

Серебром ручьи звенели не приметные совсем.

Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес.

Вот и лев... Довольный вид, ведь охотник древний спит!

Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме:

Никакой упрямый дятел не сумел бы разбудить,

Но случилось, как случилось... Ничего не изменить!



(С момента пробуждения охотника ничего не комментируем)



Слайды 3 – 4 “Путешествие в прошлое” (2)



(После того, как древний человек вернётся за дерево)



Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту...

Но оставим ненадолго папу древнего семейства.

Есть герой помладше. Вот! Что же он в руках несёт?

Древний мальчик взял тростиночку,

Посмотрел, а в ней две дырочки.

- Вот удача! Буду брать и за природой наблюдать!

Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку.

Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка!



Слайд 5.1 “Путешествие в прошлое” (3)



А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно:

Заняла собой всю ширь, ничего не видно!

Он подумал: “Ну, держись!”. Взял и дунул внутрь. Брысь!



Слайд 5.2 “Путешествие в прошлое” (4)



Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный.

Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь!

Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся,

Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку!

Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть.

Удивилась: “Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?”

Осмотрела всё вокруг: “Нет, не зверь. Приятен звук!

Тук-тук-тук – так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся,

Как прозрачная вода... Так и хочется слова растянуть, как змейку...”

Не заметила сама, как пришла к семейке...



Слайд 6 “Путешествие в прошлое” (5)



Учитель:



- Понравилась ли вам сказка? А ведь и правда, совсем скоро древние люди научатся мастерить самые настоящие музыкальные инструменты: по одним нужно будет стучать палочкой, в другие дуть. Посмотрите, есть ли на моём столе музыкальные инструменты, которые могли бы поучаствовать в сказке? (Да, это барабан и дудочка) Верно. А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? (Голос) А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать? (В пении слова тянутся)



Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой “шумный” голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Не приближайтесь к источнику такого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу.



Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков – их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате). А теперь, проверьте себя!



Слайд № 7



Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны!



Викторина “Музыкальные и шумовые звуки”



Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.



Слайд № 8.1 “Музыкальная переменка”



Давайте встанем! Музыка – урок особенный, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта история – “Сказка берёзового леса”. Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать, иначе... иначе я вас поймаю! Давайте попробуем (показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения) В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать “Апчхи!” Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! (Дети повторяют)



8.2 Игра “Сказка берёзового леса”. (Приложение)



Будьте здоровы! Возвращайтесь на места.



Слайд № 9 “Древняя Греция”







А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски – музыка, по-английски – music, на немецком – music, на французском – musique, на итальянском – musica. Правда, эти слова похожи? (Да)



Слово “музыка” пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово “музыка” звучало немного иначе – “мусике”, что означало “искусство муз”. До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы. А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор)



Слайд № 10.2 “Композитор, исполнитель, слушатель”







Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины. Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? (Без исполнителя)



Слайд № 10.3



Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её сочиняют композиторы, и выступают на сцене исполнители. Кто же эти люди? (Слушатели)



Слайд № 10.4



А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? (Ответы детей) Оглянитесь вокруг. Сколько таинственных незнакомцев в классе! Все они - композиторы. Среди них есть и портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.



Слайд № 11 “П.И.Чайковский”



Давайте посмотрим на экран и найдём изображение Петра Ильича в нашей портретной галерее. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.



Слайд № 12 “Щелкунчик”



Но спектакли эти необычные. Не случайно рядом появилось изображение древнегреческой музы Терпсихоры – покровительницы танцев. Запомните это имя. Терпсихора будет с нами всегда, когда мы будем говорить о балете – спектакле, в котором все герои разговаривают на языке танца.



Известна ли вам сказка о Щелкунчике – заколдованном Принце королевства сластей? (да) Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю “Щелкунчик”. Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю “Щелкунчик”, в котором танцует эта замечательная героиня! Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? (Да) Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле – “Музыка начинается с тишины”, поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство!



Слушание: П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец феи Драже”



Государственный Академический симфонический оркестр СССР.



Дир. Евгений Светланов



(триггер для аудиофрагмента – кнопка)



- Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и ответьте, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? (Ответы детей). А теперь сюрприз от музы Терпсихоры – видеофрагмент балета “Щелкунчик”.



Видеофрагмент: П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец феи Драже” (1:05)



- Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку (Пётр Ильич Чайковский)



- Кто же был исполнителем? (Музыканты и балерина)



- А кто же был слушателем и зрителем? (Ммы)



Слайд № 13 “Наша песенка”



А теперь пришло время замечательной школьной песенки! Открываем новую страничку!.. Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (Шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем.



- Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (Нет) Верно. Если бы мы сейчас пели, то получился бы крик, который может навсегда лишить человека голоса. Кричать вредно!







- А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? Это уже гораздо ближе к пению.



- А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась.



- А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз).



- А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз).



- Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе. Вот так (показ учителя).



Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”.



Исполнение учителем песни “Наша школа” сл. Михаила Пляцковского, муз. Евгения Птичкина



Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! (Ответы детей) Почему вы выбрали такое название? О чём эта песня? Какая она по настроению? Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.



Слайд № 14 “Текст песни”



Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано).

Певческая установка (второе “Золотое правило”);

Работа с текстом (декламация в ритме песни);

Исполнение мелодии на слоги “ку”, “ли”, “ля”;

Соединение мелодии и текста. Контроль дыхания;



Повторение и закрепление.



Наш первый урок музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше, чем в начале урока. Приготовьтесь к испытанию “Девять вопросов от девяти муз”.



Слайд № 15 “Проверочная таблица”



Не смотря на то, что каждая муза покровительствует своему виду искусства, задания для вас будут музыкальными. Ваша задача – исправить 7 ошибок и найти 2 верных утверждения. Компьютер проверит правильность ваших ответов: если в вопросе содержалась ошибка, то рядом с номером вопроса появится красный квадрат, если всё было верно – зелёный.



Первый вопрос от музы Клио:



- Звуки бывают игровые и шумовые. Верно? (Нет игровых звуков, есть музыкальные). Проверяем!



2. Урания:



- “Мусике” в переводе с древнегреческого языка означает “искусство муз”. (Верно)



3. Эрато:



- Человек, который сочиняет музыку - писатель. (Нет, музыку сочиняют композиторы)



4. Евтерпа:



- Пётр Ильич Чайковский – русский поэт. (Нет, это композитор)



5. Каллиопа:



- Балетный спектакль Чайковского, в котором танцует сахарная Фея Драже, называется “Приключения Буратино”. (Нет, “Щелкунчик”)



6. Талия:



- Исполнитель – в зрительном зале, а слушатель – на сцене. (Нет, всё наоборот)



7. Полигимния:



- Для записи музыки композиторам требуются буквы (нет, музыку записывают нотами)



8. Терпсихора (муза танца):



- Слушатели благодарят исполнителей за выступление аплодисментами. (Верно)



9. Мельпомена:



- Чем громче музыка, тем она полезнее. (Не верно)



Молодцы! Вы успешно прошли своё первое музыкальное занятие, потому можете поаплодировать друг другу. А теперь, пришла пора сказать вам “до свидания”, но прощание у нас, как и приветствие, - тоже музыкальное:



- Мой урок окончен!



- До свидания!



Слайд № 16 “До новых встреч!”



Выход из класса под спокойную музыку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки в 1 классе “Музыка вокруг нас”.

Автор: Хохлова Алёна Владимировна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "140099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417876430"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока английского языка по теме "Music Around Us" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-music-around-us"
    ["file_id"] => string(6) "140481"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417959834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока 5 класс предмет "Технология" "Бытовые электроприборы. Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_5_klass_priedmiet_tiekhnologhiia_bytovyie_eliektropribory_izuchi"
    ["file_id"] => string(6) "461068"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520537598"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по танцу. Тема: "Танцевальные движения с предметами". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-tantsu-tiema-tantsieval-nyie-dvizhieniia-s-priedmietami"
    ["file_id"] => string(6) "143378"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418534272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства