Цели урока:
Образовательная: формирование знаний об основных видах бытовых электроприборов, их назначение и правила пользования ими, умение безопасной работы с электроприборами.
Развивающая: развитие интереса к бытовой технике, активизация мышления, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
Тип урока: формирование новых знаний, умений.
Оборудование: компьютер, презентация «Бытовые электроприборы», изображение бытовых электроприборов.
Ход урока
1. Организационная часть
1. Приветствие и контроль посещаемости учащихся.
2. Проверка готовности учащихся к уроку
- Проверка знаний по теме предыдущего урока
Проверка знаний проводится по теме «Интерьер кухни» с помощью задания «Вопрос - ответ» (один ученик выбирает кто ему будет отвечать и соответственно отвечающий, после ответа, задает свой вопрос)
- Мотивация учебной деятельности учащихся
Вокруг нас существует множество приборов, которые облегчают домашнюю работу, без которых мы не можем представить нашу жизнь.
Отгадайте загадки:
В полотняной стране. По реке простыне.
Плывет пароход. То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать (Утюг)
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым,
Как загудит его мотор, глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
Мы сидим перед экраном
Вечером и утром рано.
Полюбили мы давно
И мультфильмы, и кино. (Телевизор)
Я пишу, а он читает
И ошибки исправляет.
Песни, музыка, кино –
Все хранится у него. (Компьютер)
Вопрос: Как мы называем эти предметы?
Правильно все эти предметы называются электроприборами.
Поэтому тема нашего урока: «Бытовые электроприборы. Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием».
- Изложение нового материала
Электрический прибор или электроприбор — это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу, которая может выражаться в виде механической работы. В вашей квартире находится множество разнообразных электрических приборов, и их количество растёт с каждым годом. Всеми приборами можно и нужно пользоваться более эффективно, экономически выгодно и, главное, безопасно.
Задания опережающего характера:
для групп «Исследователи» - подбор видов электроприборов и их назначение
для группы «Любознательные почемучки» - подготовить вопросы об использовании электроприборов.
-
- Бытовые электроприборы для обработки, хранения и приготовления пищи «Помощники на кухне»
Назовите какие электроприборы могут быть на кухне
Выступление 1 группы «исследователей»
- Холодильник: Основная задача современного холодильника — увеличить срок хранения продуктов и готовых блюд. Для этого перед закладкой на хранение продукты нужно хорошо вымыть, просушить и поместить в пакет (либо завернуть в пищевую плёнку или фольгу), нельзя помещать в холодильник грязные и мокрые продукты.
- Электрические чайники являются бытовыми электрическими водонагревателями, представляющими собой емкость, как правило, изготовленную из жаропрочного и ударопрочного материала, и имеющую нагревательный элемент.
-Микроволновая печь: Предназначение микроволной печи, как её используют в семьях, где есть дети. В основе лежит сила трения молекул воды, которая и является причиной нагрева продуктов. Обратить особое внимание на то, что подогревать и готовить еду в металлической посуде нельзя.
- Миксер и блендер: «Миксер» и «блендер» — слова английского происхождения, и оба они означают процесс смешивания.
Миксер изобретен с целью взбивания яиц, которые наполнялись пузырьками воздуха, вследствие чего происходило лучшее усвоение организмом данного продукта. Устройство стало прекрасной альтернативой вилок/венчиков и незаменимым помощником как дома, так и на профессиональных кухнях кафе и ресторанов. С помощью миксера готовят:
- Тесто для выпечки: блинов, тортов, кексов, пирожков и пирожных.
- Крема.
- Муссы.
- Соусы.
Блендер – это электрический прибор, который предусмотрен для приготовления порций небольшого объема. Он объединяет в себе функции миксера и мясорубки. Используя блендер, можно приготовить:
- Фарш.
- Различные пюре.
- Майонез.
- Паштет.
- Коктейли.
- Муссы.
- Колоть лед.
- Измельчать кофе.
-Электроплита нагревательный прибор, предназначенный для приготовления пищи и работающий на электричестве. Электрические плиты делятся по типу используемых конфорок на плиты с чугунными и тэновыми конфорками (нагревателями сопротивления), индукционные и инфракрасные.
-Электрический духовой шкаф – это устройство, предназначенное для приготовления пищи путем запекания, использующий в качестве источника энергии электричество.
(Электроприборы демонстрируются на слайдах (Электромясорубки, электросоковыжималки, электрокофемолки, электрокофеварки, тостеры, хлебопечки)).
4.2 Вопросы от группы «любознательных почемучек»
(Обсуждение с учащимися)
Вопрос? Можно ли нагревать в микроволновой печи сырые яйца, сосиски в полиэтиленовой оболочке, жидкость в герметично закрытых ёмкостях; почему?
Вопрос? Можно ли сушить вещи на отопительных электроприборах?
Вопрос? Преимущества использования посудомоечной машины в сравнении с мытьём посуды вручную.
Вопрос? Какие условия, по их мнению, нужны, чтобы установить на кухне такую машину. От чего зависит её размер?
(Обсуждение с учащимися)
-
- Бытовые электроприборы (информационные)
Выступление 2 группы исследователей
Телевизор — это вид бытовой электроники, устройство, предназначенное для приема и показа изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю. Чаще всего телевизор выступает главным способом вывода видеосигнала для устройств, подключенных к домашней медиасистеме.
Компьютер - это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых электронный устройств). Многофункциональное электронное устройство для работы с информацией.
-
- Бытовые электроприборы «Помощники в квартире»
Выступление 3 группы «исследователей»
Пылесос — машина для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха. Пыль и загрязнения накапливаются в пылесборнике, из которого они должны регулярно удаляться. Первые пылесосы были изготовлены в США в 1869 году.
Утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде. Процесс разглаживания называют глажкой или глаженьем.
Стиральная машина — установка для стирки текстильных изделий (одежды, нижнего и постельного белья, сумок и других вещей).
Фен — электрический прибор, выдающий направленный поток нагретого воздуха. Важнейшей особенностью фена является возможность подачи тепла точно в заданную область. Происхождение слова «фен» связано с немецкой маркой Fön, зарегистрированной в 1908 году производителем электрооборудования компанией AEG, и ссылающейся на тёплый альпийский ветер фён.
(Отопительные и строительные электроприборы демонстрируются на слайдах)
Физминутка
- Практическая работа
Задание 1
5.1 Правила безопасности при пользовании электроприборами.
Правила безопасности при пользовании электроприборами.
- Уходя из комнаты или из дома обязательно выключи телевизор, компьютер, утюг, чайник и другие электрические приборы.
- Никогда не тяни за электропровод руками.
- Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.
- Не вставляй в отверстия розетки ручки, гвозди и другие металлические предметы.
- Не оставляй включенный утюг на ткани, а ставь его на подставку.
- Не стучи утюгом по столу.
- Следить, чтобы шнур утюга при работе не перекручивался.
- Не оставляй на длительное время без присмотра электропечь.
- После приготовления еды не забудь выключить электроплиту.
- При кипячении воды в электрочайнике не открывай крышку.
5.2 Игра «Закончи предложение».
1.Электрочайник нельзя включать в сеть без………(воды)
2.Нельзя оставлять включенные электроприборы без….(присмотра)
3. Штепсельную вилку при включении и выключении электроприбора следует брать за….(пластмассовую коробку)и только….(сухими) руками.
4. Нельзя касаться ….(поврежденных) проводов, по которым идет электрический ток.
5.3 Задание 2
Используя изображения бытовых электроприборов определить их вид и назначение:
- Для нагревания жидкости:
- Для личной гигиены и красоты.
- Для приготовления еды.
- Для дополнительного обогревания жилых помещений.
(Результаты записать в тетрадь)
- Подведение итогов урока
Обобщение сведений по пройденной теме, обсуждение результатов практической работы, выставление оценок
- Домашнее задание: составить кроссворд «Домашние помощники (электроприборы)»; проработать правила ТБ, изучив инструкцию одного из домашнего электроприбора.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Упражнение «Синквейн» - слово «Электроприбор»
1.Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами, причастиями.
4. Четвертая строка – фраза на тему «Синквейна» из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5. Пятая строка – одно слово, повторяющее суть темы, – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.