kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Работа над штрихами в классе скрипки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков исполнения основных видов скрипичных штрихов на примере  гамм, упражнений и этюдов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Работа над штрихами в классе скрипки"»

МБУДО «Детская школа искусств» Приволжского района г.Казани









Конспект открытого урока



«Работа над штрихами в классе скрипки»








Преподаватель высшей квалификационной категории

по классу скрипки

Комбикова Лилия Миассаровна















Казань





Цель урока:

Развитие навыков исполнения скрипичных штрихов на примере гамм, упражнений и этюдов.

Задачи:

  1. Выработать конкретные технические навыки исполнения штрихов.

  2. Сформировать у учащегося интерес к изучению гамм и этюдов.

  3. Воспитать целеустремленность и настойчивость в овладении техническими приемами.

План урока:

  1. Вступительная часть.



  1. Основная часть.

  1. Работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов.

  2. Закрепление выработанных навыков.



  1. Домашнее задание.

Урок проводится с ученицей 5 класса.

Ход урока:

На предыдущем уроке домашним заданием было подготовка теоретического материала об основных штрихах и их классификации. Ученица с успехом выполнила домашнее задание, используя в качестве источника информации музыкальный словарь и интернет.

Педагог дополнила сообщение ученицы объяснением значения штрихов как одного из средств выразительности.

Непосредственную работу над штрихами начали с повторения группы штрихов, называемых «плавными» или «лежачими» - это деташе и легато.

Ученица исполняет упражнения 1 и 2 Г.Шрадика штрихом деташе. Педагог обращает внимание ученицы на то, что для штриха деташе характерны: плавные смены смычка и мягкое, но четкое начало каждого звука.

Исполняя упражнения, добиваемся напевности звучания, следим за равномерным ведением смычка по струне в одной точке и плавными сменами.

В зависимости от темпа и характера музыки деташе может исполняться как всем смычком, так и различными его частями. Последнее представляет определенную сложность для многих учащихся. Для преодоления поставленной задачи преподаватель предлагает ученице поиграть упражнение на деташе по пустым струнам с постепенным перемещением смычка из нижней половины в верхнюю и обратно, стараясь сохранить при этом ощущение штриха на всем протяжении смычка.

При исполнении штрихов очень важно установить: в какой части смычка лучше звучит и легче получается данный штрих; как распределить движение смычка, чтобы все прозвучало с достаточной полнотой и выразительностью. Учитывая распределение веса смычка в различных его частях, совместно с педагогом ученица делает вывод, что штрих деташе легче и лучше исполнять примерно в середине верхней половины смычка.

Для подтверждения этого вывода ученица исполняет фрагмент этюда № 57 Г.Кайзера в указанной части смычка в подвижном темпе.

Работа над штрихом легато ведется на упражнениях 3 и 4 Г.Шрадика. Легато в скрипичной игре есть не что иное, как уничтожение углов, это – мягкий, округленный, непрерывный поток звуков.

Исходя из этого, педагог ставит перед ученицей следующие задачи:

  1. Добиваться плавного, гибкого и почти незаметного перехода от одного звука к другому;

  2. Перед сменой смычка дослушивать и доигрывать последний звук. (Обе задачи выполнимы только при четком слуховом контроле).

Далее педагог обращает внимание ученицы на активное падение пальцев левой руки на струны и на своевременное снятие их с грифа. Вся левая рука при этом должна быть свободной, ненапряженной, а движения пальцев – легкими.

Основным условием выработки штриха легато является правильное распределение смычка. Работа над этим моментом ведется на исполнении трехоктавной гаммы Ля мажор по 4, 8, 12 легато на смычок. Ученице предлагается условно разделить длину волоса смычка на столько равных частей, сколько нот равной длительности охвачено лигой. Так, переходя от 4 и 8 легато и далее, добиваемся точности в распределении смычка.

Переходим к работе над следующей группой штрихов – отрывистые штрихи – мартле и стаккато. Ученице предлагается сыграть гамму Ля мажор штрихом мартле в умеренном темпе в середине смычка. Педагог просит ученицу следить за тем, чтобы движение смычка по струне было быстрым и легким, четкий акцент в начале звука должен достигаться, главным образом, при помощи внезапного и быстрого движения смычка с незначительным нажимом на струну. Для понимания точного исполнения этого движения педагог предлагает представить и сравнить движение смычка с полетом стрелы, выпущенной из лука. Образное представление помогает ученице добиться качественного исполнения штриха.

Штрих стаккато полезно поучить на пустых струнах, начиная с 4-х стаккато на смычок (половинки – вниз, шестнадцатые – вверх), перейти к 8 стаккато (половинки – вниз, шестнадцатые – вверх), а также упражнениях Г.Шрадика (1-5). Подобно мартле, стаккато достигается относительно небольшим нажимом смычка на струну. С ускорением темпа и сокращением штриха педагог просит обратить внимание на увеличение нажима смычка и исполнение штриха несколько ближе подставке.

Фрагмент Этюда № 33 Ф.Вольфарта на стаккато педагог предлагает сыграть вариантом отличным от оригинала, а именно, «раздробив» половинные ноты на шестнадцатые, исполнять стаккато смычком вверх и вниз. Делается это для лучшего освоения штриха в обоих направлениях.

Следующая группа штрихов, так называемые «прыгающие» штрихи – спиккато и сотийе. Педагог показывает исполнение штриха на инструменте и предлагает ученицу придумать образное сравнение, ученица сравнивает движения смычка с падением и взлетом чайки, касающейся поверхности воды и хватающей свою добычу на лету. Штрих «отрабатывается» на открытых струнах и гамме. Педагог акцентирует внимание ученицы при исполнении штриха спиккато на контроле мышечных ощущений. Штрих выполняется, главным образом, движением кисти, со значительным участием предплечья, следует обратить внимание на мизинец, который регулирует ритм «падения» смычка на струну.

Способ исполнения штриха сотийе имеет сходство с приемом короткого деташе. Поэтому начинать его изучение следует с тренировки короткого деташе на пустой струне. По мере ускорения темпа педагог предлагает ученице сократить размах движения руки, кисти и смычка, а также ослабить нажим смычка на струну, чтобы кисть могла свободно колебаться. Закрепление навыка происходит на исполнении гаммы штрихом сотийе по 4 ноты, затем по 2.

В заключение урока ученицей совместно с педагогом делается вывод о том, что различные штрихи получаются лучше всего в разных частях смычка. Это приводит к необходимости заботиться о техническом удобстве их исполнения в целях достижения наибольшей выразительности. Исходя из этих требований, задается домашнее задание:

Учить трехоктавную гамму Ля мажор различными штрихами с таким распределением движений смычка, при котором исполнение каждого штриха и нюанса было бы, по возможности, обеспечено наилучшим образом.



Методы педагогической работы, применяемые на уроке:

1.Объяснительно-иллюстративный;

2. Исполнительского показа (показ педагогом на инструменте);

3. Беседа;

4. Объяснение.



Используемый на уроке учебный материал:

  1. А.Григорян. Гаммы и арпеджио.

  2. Г.Шрадик. Упражнения для развития беглости. I часть.

  3. Сб. Этюды для скрипки на различные виды техники. V класс.

Литература:

  1. Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964г.

  2. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1964г.

  3. Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2, М., 1980г.

  4. Шальман С. Взаимодействие штриховых навыков в процессе формирования скрипичной техники. М., 1990г.

  5. Ямпольский А.И. Вопросы развития скрипичной техники: Штрихи. Проблемы музыкальной педагогики. М., 1981г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект открытого урока "Работа над штрихами в классе скрипки"

Автор: Комбикова Лилия Миассаровна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок на тему: "Работа над штрихами в классе скрипки""
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi_urok_na_temu_rabota_nad_shtrikhami_v_klasse_skripki"
    ["file_id"] => string(6) "651067"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716244020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План-конспект открытого урока по классу скрипка на тему: «Развитие слуха, работа над песенками с инструментом». "
    ["seo_title"] => string(114) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-klassu-skripka-na-tiemu-razvitiie-slukha-rabota-nad-piesienkami-s-instrumientom"
    ["file_id"] => string(6) "217449"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433349815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого занятия на тему" Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiektotkrytoghozaniatiianatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459081490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока на тему "Правила хорошего тона на уроках фортепиано""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokanatiemupravilakhoroshieghotonanaurokakhfortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "310629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459079214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства