Просмотр содержимого документа
«Кюи рассказывают о жизни Курмангазы. Слушание произведений»
Урок №: ____ Дата: _____
Тема: Кюи рассказывают о жизни Курмангазы. Слушание произведений Курмангазы: «Қайран шешем», «Аман бол шешем», «Машина», «Тұрмеден қашқан». Исполнение «Государственный Гимн Республики Казахстан».
Цель:
Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение;
знакомство с мастером шертпе кюев Татимбетом Казангапулы;
сформировать представления о музыкальном жанре;
закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения - арнау»;
познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);
Оборудование: компьютер. аудизапись.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слушание песни
Приветствие: «Здравствуйте, ребята». - Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Дорога добра» музыка М.Минкова, слова Ю. Энтина. Это песня. Вокальный жанр.) - Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.) - Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный). - Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).
Актуализация знаний
-Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).
-Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
- Итак, инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах.
- Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.
- Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.Курмангазы – великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. - Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре.
- Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире. 3.Слушание
- Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.
Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.
- Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный). - Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Қайран шешем»? - Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).
- В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау. - Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).
5.Пение
Исполнение «Государственный Гимн Республики Казахстан».
Разучивание песни «Когда мои друзья со мной»
Итог урока
- С кем мы сегодня познакомились на уроке?
-На каком инструменте он играл?
- Какое произведение данного кюйши вы услышали?
- Что такое «Арнау»?
Рефлексия
- Давайте раскрасим этот урок в цвета. Я предлагаю вам цветом на листе бумаги пококазать, какое у вас настроение осталось от урока.