kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Играем, поем, встречаем гостей…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Играем, поем, встречаем гостей…»

Тип урока: урок-знакомство

Цели урока:

  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • расширение знаний в области народной музыки;
  • приобщение к навыкам здорового образа жизни;
  • развитие музыкальных способностей;
  • мотивация творческой деятельности.

Задачи урока:

  • анализ музыкальных произведений;
  • развитие  музыкального  вкуса;
  • привлечение внимания детей к народной музыке и к творчеству композиторов-классиков.

Атрибутика урока: «слова-помощники», плакат с текстом песни «Ортеке», муз. Естаева, плакат с пословицами и поговорками  о госте и гостеприимстве, детские рисунки на тему «Праздник в казахском доме», детские игрушки, разноцветные ленты, шумовые коробочки.

Технология: личностно- ориентированная.

1 этап - вход под музыку (кюй Курмангазы «Сарыарка»)

2 этап - целеполагание – Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня посвящен теме встрече гостей в казахской семье. Поговорим о том, как готовятся в казахской семье к встрече гостя, какие у казахского народа по этому поводу существуют обряды и обычаи, какая в этот момент звучит музыка и какое яркое и выразительное значение в такой музыке играют средства музыкальной выразительности (на доске слова -  «мелодия», «ритм», «динамика», «кульминация», «темп»).

3 этап - вступительная беседа - Так как же относятся казахи к традициям своего народа?- К приходу гостя  в казахской семье готовятся заранее и к этой традиции казахи относятся с большим уважением и почтением (дети рассказывают о том, что к приходу гостя накрывается пышный стол - «дастархан» и какие подаются гостю блюда- мясные, из проса, муки, молочные блюда).- А вы знаете, как уважительно обращаются в казахской семье к старшему, если имя его, к примеру «Саке»- только по имени, чтобы не подчеркивать его возраст.- А каким жестом гостю указывают, какое ему отведено место за столом? (ответ - «Кивком головы»). - А какие приметы у казахского народа указывают на скорое прибытие гостей (ответ- сорока стрекочет и при этом казахи радостно восклицают «Аллей, аллей» - «Да будет так!»)

- А теперь вспомним, казахские пословицы и поговорки о госте и о гостеприимстве (учитель обращает внимание детей на плакат с пословицами на казахском языке и просит учителя казахского языка правильно их произнести).

- А теперь кто из вас знает пословицы или поговорки о госте?

- Что же у них общего и что их отличает друг от друга? (ответ: все они  похожи друг на друга, говорят об одном и том же, но выражаются различными словами, на разных языках).

- В конце встречи хозяева дома  в казахской семье  обязательно дарят гостю подарок (в прежние времена гостю дарили даже скакуна).- Я тоже в конце нашей встречи каждому активному из вас преподнесу небольшой сюрприз (изображение козлика) - Вы его узнали? (дети сообщают, что это детская игрушка  и во время игры домбристка, когда он ударяет по струнам козлик «ортеке» начинает двигаться- подпрыгивать, скакать и даже падать).

- А теперь, давайте вспомним, какая музыка звучит в доме к приходу гостя? (песенная, танцевальная, инструментальная)

4 этап - слушание музыки (звучит русская плясовая «Во саду, ли в огороде»)

- Можно ли под нее пуститься в пляс?

5 этап - пластическое интонирование  – Ребята, давайте попробуем эту мелодию отразить с помощью «зеркал». Сейчас наши руки покажут все, что происходит с мелодией, т.е. они ее отразят, (учитель играет  ее одноголосно на инструменте). - Как она движется - поступенно, сверху вниз, есть ли в ней повторность?

6 этап - аналитический - Еще раз послушайте плясовую в записи и представьте такую картину. В начале танца выходит одна девушка (ее мелодия звучит в верхнем регистре). Ее танец будет «отражать» одна рука. Затем на смену танца девушки приходят напористые движения танца юноши (низкий регистр). А затем оба танцующих будут танцевать вместе и закончится танец лихой пляской всего народа. Это самый яркий момент в произведении («кульминация»)- свободное движение рук  вверху.

7 этап - игра в «Зеркала» Слушаем танец и играем в «зеркала». - Молодцы! У нас получились красивые чистые зеркала, в которых каждый увидел и нарисовал эту картинку с помощью рук. Итак, мы с вами отразили с помощью рук танец юноши, девушки и пляску своего народа.

8 этап - практический. Сегодня вы все  – мои гости, и я приглашаю вас повеселиться - будем петь, и играть (звучит песня «Ортеке» муз. Естаева). Сейчас мы с вами будем держать музыку в руках и попробуем убедиться, что она «живая»:

- Попробуем услышать ее «дыхание» (исполняя песню на слог «ля», передаем игрушку тогда, когда музыка «молчит»);

- Сейчас выиграет тот, кто не спутает логичный отдых в мелодии с неожиданной остановкой («собери предметы»). Эту же мелодию учитель играет без остановок(ребенок собирает игрушки там, где мелодия «дышит»;

- Слушаем у мелодии «пульс» (дети отмечают сильную долю с помощью «шумовой коробочки»;

- Определяем музыкальную форму (ААББ, учитель нарочно путает ленты, дети с удовольствием его исправляют);

- Закончим мелодию на слог «ле»;

 - А теперь обратите внимание на слова этой песни, под мелодию которой мы с вами сейчас  играли.

9 этап- исполнение песни «Ортеке», муз. Еспаева(учитель обращает внимание детей на подпрыгивающий характер песни, на роль «ритма» в песне).

10 этап – заключительный. Обращаясь к детям, учитель вновь  вспоминает традиции казахского народа и говорит о том, что  в казахской семье  гостя часто просят исполнить «конаккеде» (подарок от гостя). Предлагаю всем ребятам в качестве подарка для всех присутствующих исполнить эту песню красиво и с удовольствием (дети хором исполняют песню).

11 этап - подведение итога. Итак, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили обычаи казахского народа, посвященные встрече гостей, мы говорили о том, какая звучит музыка, когда гость в доме и какое выразительное значение в музыке принадлежит «мелодии», «ритму», «регистру», «кульминации» (учитель благодарит всех за работу и каждому дарит в качестве подарка маленького козлика «ортеке»).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Играем, поем, встречаем гостей…» »

Тема урока: «Играем, поем, встречаем гостей…»

Тип урока: урок-знакомство

Цели урока:

  • развитие познавательной активности обучающихся;

  • расширение знаний в области народной музыки;

  • приобщение к навыкам здорового образа жизни;

  • развитие музыкальных способностей;

  • мотивация творческой деятельности.

Задачи урока:

  • анализ музыкальных произведений;

  • развитие музыкального вкуса;

  • привлечение внимания детей к народной музыке и к творчеству композиторов-классиков.

Атрибутика урока: «слова-помощники», плакат с текстом песни «Ортеке», муз. Естаева, плакат с пословицами и поговорками о госте и гостеприимстве, детские рисунки на тему «Праздник в казахском доме», детские игрушки, разноцветные ленты, шумовые коробочки.

Технология: личностно- ориентированная.

1 этап - вход под музыку (кюй Курмангазы «Сарыарка»)

2 этап - целеполагание – Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня посвящен теме встрече гостей в казахской семье. Поговорим о том, как готовятся в казахской семье к встрече гостя, какие у казахского народа по этому поводу существуют обряды и обычаи, какая в этот момент звучит музыка и какое яркое и выразительное значение в такой музыке играют средства музыкальной выразительности (на доске слова - «мелодия», «ритм», «динамика», «кульминация», «темп»).

3 этап - вступительная беседа - Так как же относятся казахи к традициям своего народа?- К приходу гостя в казахской семье готовятся заранее и к этой традиции казахи относятся с большим уважением и почтением (дети рассказывают о том, что к приходу гостя накрывается пышный стол - «дастархан» и какие подаются гостю блюда- мясные, из проса, муки, молочные блюда).- А вы знаете, как уважительно обращаются в казахской семье к старшему, если имя его, к примеру «Саке»- только по имени, чтобы не подчеркивать его возраст.- А каким жестом гостю указывают, какое ему отведено место за столом? (ответ - «Кивком головы»). - А какие приметы у казахского народа указывают на скорое прибытие гостей (ответ- сорока стрекочет и при этом казахи радостно восклицают «Аллей, аллей» - «Да будет так!»)

- А теперь вспомним, казахские пословицы и поговорки о госте и о гостеприимстве (учитель обращает внимание детей на плакат с пословицами на казахском языке и просит учителя казахского языка правильно их произнести).

- А теперь кто из вас знает пословицы или поговорки о госте?

- Что же у них общего и что их отличает друг от друга? (ответ: все они похожи друг на друга, говорят об одном и том же, но выражаются различными словами, на разных языках).

- В конце встречи хозяева дома в казахской семье обязательно дарят гостю подарок (в прежние времена гостю дарили даже скакуна).- Я тоже в конце нашей встречи каждому активному из вас преподнесу небольшой сюрприз (изображение козлика) - Вы его узнали? (дети сообщают, что это детская игрушка и во время игры домбристка, когда он ударяет по струнам козлик «ортеке» начинает двигаться- подпрыгивать, скакать и даже падать).

- А теперь, давайте вспомним, какая музыка звучит в доме к приходу гостя? (песенная, танцевальная, инструментальная)

4 этап - слушание музыки (звучит русская плясовая «Во саду, ли в огороде»)

- Можно ли под нее пуститься в пляс?

5 этап - пластическое интонирование – Ребята, давайте попробуем эту мелодию отразить с помощью «зеркал». Сейчас наши руки покажут все, что происходит с мелодией, т.е. они ее отразят, (учитель играет ее одноголосно на инструменте). - Как она движется - поступенно, сверху вниз, есть ли в ней повторность?

6 этап - аналитический - Еще раз послушайте плясовую в записи и представьте такую картину. В начале танца выходит одна девушка (ее мелодия звучит в верхнем регистре). Ее танец будет «отражать» одна рука. Затем на смену танца девушки приходят напористые движения танца юноши (низкий регистр). А затем оба танцующих будут танцевать вместе и закончится танец лихой пляской всего народа. Это самый яркий момент в произведении («кульминация»)- свободное движение рук вверху.

7 этап - игра в «Зеркала» Слушаем танец и играем в «зеркала». - Молодцы! У нас получились красивые чистые зеркала, в которых каждый увидел и нарисовал эту картинку с помощью рук. Итак, мы с вами отразили с помощью рук танец юноши, девушки и пляску своего народа.

8 этап - практический. Сегодня вы все – мои гости, и я приглашаю вас повеселиться - будем петь, и играть (звучит песня «Ортеке» муз. Естаева). Сейчас мы с вами будем держать музыку в руках и попробуем убедиться, что она «живая»:

- Попробуем услышать ее «дыхание» (исполняя песню на слог «ля», передаем игрушку тогда, когда музыка «молчит»);

- Сейчас выиграет тот, кто не спутает логичный отдых в мелодии с неожиданной остановкой («собери предметы»). Эту же мелодию учитель играет без остановок(ребенок собирает игрушки там, где мелодия «дышит»;

- Слушаем у мелодии «пульс» (дети отмечают сильную долю с помощью «шумовой коробочки»;

- Определяем музыкальную форму (ААББ, учитель нарочно путает ленты, дети с удовольствием его исправляют);

- Закончим мелодию на слог «ле»;

- А теперь обратите внимание на слова этой песни, под мелодию которой мы с вами сейчас играли.

9 этап- исполнение песни «Ортеке», муз. Еспаева(учитель обращает внимание детей на подпрыгивающий характер песни, на роль «ритма» в песне).

10 этап – заключительный. Обращаясь к детям, учитель вновь вспоминает традиции казахского народа и говорит о том, что в казахской семье гостя часто просят исполнить «конаккеде» (подарок от гостя). Предлагаю всем ребятам в качестве подарка для всех присутствующих исполнить эту песню красиво и с удовольствием (дети хором исполняют песню).

11 этап - подведение итога. Итак, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили обычаи казахского народа, посвященные встрече гостей, мы говорили о том, какая звучит музыка, когда гость в доме и какое выразительное значение в музыке принадлежит «мелодии», «ритму», «регистру», «кульминации» (учитель благодарит всех за работу и каждому дарит в качестве подарка маленького козлика «ортеке»).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Играем, поем, встречаем гостей…»

Автор: Стеценко Татьяна Александровна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект открытого урока-игры по музыке для 3 классов. Тема урока-игры: «Искусство вокруг»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_igry_po_muzyke_dlia_3_klassov_tema_uroka_igry_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "643945"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1705289499"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Игра по станциям Этика и этикет "
    ["seo_title"] => string(35) "ighra-po-stantsiiam-etika-i-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "142344"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418280842"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "«Интеллектуальные игры по химии» "
    ["seo_title"] => string(35) "intielliektual-nyie-ighry-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "211652"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431666315"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Умеете ли вы ходить в гости "
    ["seo_title"] => string(31) "umieietie-li-vy-khodit-v-ghosti"
    ["file_id"] => string(6) "156312"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421407817"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Новогодний утренник "Домовой в гостях у детей""
    ["seo_title"] => string(45) "novoghodniiutriennikdomovoivghostiakhudietiei"
    ["file_id"] => string(6) "270198"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451036772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства