Хоровод Муз (вид народного танцевального искусства)
Хоровод Муз (вид народного танцевального искусства)
На данном уроке изучаются и первично закрепляются знания о хороводе, как виде русского народного танцевального искусства. Даются понятия о хороводе как разновидности массового танца, об истории его развития и бытования;На уроке используется групповая и коллективная работа, развиваются позновательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хоровод Муз (вид народного танцевального искусства)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«падунская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Падунская СОШ»)
Конспект урока музыки
1 класс
тема: «Хоровод муз»
учитель музыки:Шредер Людмила Анатольевна
Падунская
2015
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний: хоровод, как вид русского народного танцевального искусства.
Задачи урока: Образовательные: • формировать знания о хороводе как разновидности массового танца, история его развития и бытования; • организовать деятельность учащихся по освоению знаний через выполнения хороводных движений; • организовать деятельность учащихся по изучению элементов хоровода по средствам творческих заданий ; Развивающие: • развить умения выявить причинно – следственные связи, природные условия, костюмы, наличие предмета при составлении хоровода ; • развить логическое и художественное мышление при анализе фрагментов на этапе постановки проблемы; Воспитательные: • воспитать интерес к самостоятельной творческой работе; • формировать интерес к окружающему миру через изучение особенностей танцевальной культуры русского народа.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Учебно – управленческие умения: 1. Понимать учебную задачу предъявляемую для индивидуальной, коллективной и групповой деятельности; 2. Умения выполнять задание по схеме танцевальных движений.
Учебно – информационные умения: 1. Находить необходимую информацию из видеофильма, музыки, наглядных пособий; 2. Участвовать в диалоге, процессе групповой работы.
Учебно – логические умения: 1. Формировать гипотезу по решению проблемы; 2. Обобщить и делать выводы в процессе деятельности.
Методы обучения. 1. метод организации и осуществления познавательной деятельности: а) частично – поисковый; б) словесный; в) наглядный (жетоны, показ презентации, иллюстрации).
Формы обучения: 1. Фронтальный на этапе постановки проблемы; 2. Индивидуальный; 3. Групповая, коллективная работа на этапе проведения практической части урока. Оборудование: проектор, музыкальный центр, ноутбук. Ход урока. Теоретическая часть 1. Разминка Русский народ всегда на праздниках пели песни, проводили ярмарки, и танцевали. Танцы на Руси исполняли, на улице и все люди владели этими танцами. А какие танцы знаете вы? Самый первый и древним видом русского народного танца является хоровод. Как вы себе представляете себе хоровод? Хоровод – массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. (слайд) Он берет свое начало из старинных обрядов славян, поклонявшихся богу Солнца – Ярило. Поэтому основная фигура хоровода это вы думаете какая? (круг) Какие рисунки танца вы знаете? (змейка, круг, шахмат, порядок, слайд) Исполнителей хоровода насчитывалось до 300 человек. А в почете были те люди, которые могли вести хоровод. Их называли хороводниками. Ребята как вы считаете, все хороводы одинаковы? Предлагаю посмотреть вам несколько фрагментов? (включаю разные виды хороводов) Чем отличаются хороводы? Как вы думаете, почему они разные? Совершенно верно в разных районах России и по всему миру существуют свои местные особенности исполнения. Это связано с климатическими условиями, бытового уклада, взаимоотношениями, разнообразие костюма. В северных странах хороводы более медленные, степенные, плавные. На юге – более быстрые, задорные, яркие. Хоровод на русском севере довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт. В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок (восходящих, возможно, к языческому обряду поклонения Яриле). Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении Горок относятся к середине XIX в. Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих. Первые шесть фигур Усть-Цильмского хоровода • Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода[4] • Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары. • Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали. • Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга. • Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых. • Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо». • В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль. Костюмы (слайды) Говоря о хороводе как о виде народного творчества нельзя не обратить внимание на костюм. Костюм (франц. costume, от итал. costume, буквально — обычай), одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы. Например, Северные области более полно сохранили исконные национальные черты в одежде. Южные области отличались многообразием её видов, обусловленным влиянием соседних народов. Русская народная одежда северных и южных областей, различаясь по отдельным предметам, имеет много общего. Главное в северной женской одежде – широкое распространение сарафанов. В южной женской одежде – чаще предпочитали понёву. Праздничную женскую народную одежду, как северную, так и южную, часто дополняли красочным передником. Мужская русская народная одежда была заметно скромнее женской. Северная и южная мужская одежда различались лишь в незначительных деталях и отделке. Например, косоворотка, с прямым высоким воротником и низким воротником, разной длины и различного назначения. Верхняя одеждой – зипуном, кафтаном. Зипуном называют обычно кафтан без ворота. Подпоясывались ремнём, шнуром или широким шерстяным кушаком. Самой распространенной обувью были сапоги и лапти. Нужно отметить, что русский костюм многообразен и каждая губерния, область и даже село имеет отдельные черты, характеризующие только эту область. Население Симбирской губернии было и есть многонациональное. К числу основных народов края относятся русские, татары, чуваши и мордва. Обратите внимание на праздничная женская национальная одежда конца XIX в. Практическая часть. А давайте сегодня водить хоровод! Для начала я буду хороводницей. (исполняем хоровод) • С предметом (показ учителя) • Медленно (читка с листа) В начале урока я вам раздала жетоны, разделитесь на группы по цвету жетона. Оранжевый – (на юг) девочки Зеленый – (средняя полоса) мальчики Голубой – (на север) девочки и мальчики Значок домик на жетоне означает приготовить свое домашнее задание и сделать его с ребятами своей группы. Молодцы! Все справились со своим заданием, всем сдать свои схемы рисунков танца на проверку. Подведем итоги нашего урока. 1. С каким русским народным танцем познакомились мы? 2. Что такое хоровод? 3. Какие фигуры хоровода знаете вы? 4. Чем отличаются хороводы? Домашнее задание: придумать, сочинить, найти пословицы, поговорки, стихи, в которых встречается слово хоровод.