kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"История развития кюя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит объёмный материал по истории возникновения и развития кюя, рассчитанный на закрепление и расширение кругозора учащихся. Содержание урока основано на разнообразных формах и методах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"История развития кюя"»

Тема урока: «История развития кюя»


Цели урока: ознакомление с историей возникновения и развития кюя, развитие умений анализа особенностей кюя в казахской музыке, воспитание уважения к значимому вкладу Курмангазы в развитии этого жанра


Атрибутика урока: видеофильм «Концерт казахской музыки», портреты композиторов-кюйши, пословицы и поговорки о домбре, кюе


Организационный момент (с определением цели и задач урока)


План урока:

1 Казахских кюй:

а) инструментальный жанр

б) строение кюя

в) программность и разновидности кюя


2 Инструментальные традиции:

а) сыбызговая

б) кобызовая

в) домбровая

г) стили токпе и шертпе

3 Курмангазы – «отец кюев»

4 Обобщение и Д/з


Литература: В.М. Миненко, П.М. Момынов, «Краткий курс музыкальной литературы Казахстана»; С.А. Елиманова, «Казахская музыкальная литература»; С.А. Елиманова, А.А.Саильянц, А. Жайымов, Б. Искаков «Музыка 5 класс»


Музыкальный материал: кюи казахских композиторов – Курмангазы, «Сары Арка», «Серпер», «Адай», «Балбыраун», «Кишкентай»; Таттимбет, «Саржайляу»: Нурпеисова, «Байжума», «Соловей» и др. по выбору.

Кюи из репертуара учащихся

Ход урока:

1 Казахских кюй:

а) Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа – высокоразвитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются обычно у народов, которые вели длительный кочевой образ жизни. К их числу относится и казахский народ.

Талантливые казахские исполнители-кюйши создали сотни замечательных кюев – своеобразных интрументальных поэм о жизни казахского народа, его судьбе, страстной мечте о свободе, о его борьбе за счастье.

Кюй – это программное инструментальное сочинение для домбры, кобыза или сыбызгы.

В древности слово «кюй» обозначало и инструментальное и вокальное сочинение. С 4 века – это только инструментальное сочинение.

Наличие виртуозных приёмов, глубина музыкального языка, всё это говорит о том, что на территории Казахстана высокоразвитая инструментальная музыка.

Кюй развивался на протяжении веков и был неразрывно связан с жизнью народа.

Кюи дошли до нас в форме устной традиции.

б) Чаще кюй имеет 3-х частную форму:

1 часть – экспозиция темы, может иметь сложную форму

2 часть – новая тема в высоком регистре

3 часть – реприза

Может быть вступление и кода.


в) Отличительной и характерной чертой кюев является программность, конкретное образное содержание.

Казахский народ хорошо понимал язык кюев. Музыканты - исполнители кюев предпосылали своим выступлениям рассказы о содержании кюев. Казахи использовали при исполнении кюев моменты театрализации. Сохранился, например кукольный танец «Ортеке» («Серый козёл»). Из деревянных дощечек фигурки козлов за ниточки домбрист привязывал к своим пальцам и во время игры фигурки двигались.

Наиболее распространёнными стали кюи: «Доение верблюдицы», «Хромой кулан», «Сивый скакун».


Кюи имеют два типа программности:

1тип: сюжетно – повествовательная (на основе легенды или предания), исполнитель – кюйши рассказывает легенду, иллюстрируя её по ходу действия музыкой («Кюй о Коркуте», «Аксак кулан», «Бозайгыр»)



Звучит музыка и видеофильм: кюй «Аксак кулан» (против ханского произвола), о Коркуте (легенда и кюй о Коркуте)

Легенда о Коркыте

Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле.
Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Учитель: Место захоронения Коркута на Сыр-Дарье (Кзыл-Ординская обл.) вплоть до нашего времени являлось местом поломничества. В настоящее время на этом месте располагается памятник легендарному музыканту, созданный в 1980 году архитектором Б. Ибраевым. Памятник представляет собой три башенки, между которыми помещены металлические трубки разной величины. Когда дует ветер, трубки звучат, напоминая звуки кобыза.


2тип: обобщённая, эмоционально – образная, т.е. программность заключена в самом названии кюя («Сары Арка»-«Золотая степь»; «Жигер»-«Энергия», «Балбрауын», «Булбул»)


Название кюя «Балбрауын» состоит из двух слов: бал-мёд, бурау – настрой, которые означают оределённый высотно-регистровый строй домбры, соответствующий «медовому», «сладостному» состоянию человека. Кюи с таким названием встречаются во всех регионах Казахстана.


Музыкальный анализ: Курмангазы, кюй «Балбрауын»

(короткое 3-х тактовое вступление, упругая ритмика, тема состоит из нескольких интонационно-мелодических элементов, которые соотносятся между собой по принципу вопроса и ответа)


Содержание кюев могло быть самым различным. Одни из них воспевают красоту степных просторов и родного края (Курмангазы, «Сары – арка»; Таттимбет, «Саржайлау»).


Звучит музыка: Курмангазы, кюй «Сары – арка»

Многие кюи передают образы животных и птиц («Акку», «Ортеке», «Боз-айгыр»)


Звучит музыка: кюй и легенда «Акку»

Акку.

В давние времена, когда совершалось множество вражеских набегов, из родных мест откочевал весь род. Только бедный джигит, его мать и сестрёнка остались, потому что не на что было погрузить им вещи. Только охотой птиц и зверей джигит мог прокормить свою семью.

Однажды, охотясь, он подошёл к озеру и увидел белого лебедя.

Выстрелил в него джигит, но промахнулся. Вспугнутый лебедь захлопал крыльями по воде и полетел.

Джигит выстрелил в летящего лебедя, но он поднялся ещё выше и улетел.

Джигит кричит ему вслед: «Эй, белый лебедь!» Всё равно ты полетишь на Балкантау. Знаю я эти горы!»

Джигит на коне Кокшолак погнался за лебедем.

Не догнав лебедя, он возвращается домой. Издалека увидев брата, сестрёнка выбежала ему навстречу со словами: «О, алакай, алакай, брат возвращается, застрелив белого лебедя!»

Восьмидесятилетняя старуха-мать, увидев, что сын вернулся с пустыми руками, заплакала, скорбя о том, как они будут жить дальше.

Чтобы не видеть, как плачут сестрёнка и мать, джигит сел на коня Кокшолак и ускакал.

В пути он встретил пятерых врагов. Они приближались, играя на корнее.

Джигит, поняв, что враги хотят его захватить, вызвал их на поединок. Тогда враги ему ответили: «Что ж, выходи-подходи!»

Джигит, победив врагов, забрал их коней, одежду и ружья. Он нашёл мать с сестрёнкой, и стали они жить в достатке.



Некоторые кюи повествуют о событиях древней, средневековой истории. В народной памяти запечатлелись переломные моменты в жизни общества. Особенно много старинных кюев посвящено времени образования Казахского ханства (15 век): «Ел айырылган» («Разлука родов»), «Казак ногайдын айырылысуы» («Расставание казахов с ногайцами») Казтугана-жырау, «Смерть хана Ормамбета и прощание с десятью родами ногайцев». Отделение казахов от ногайцев стало началом собственно казахской истории. Но для народа, вынужденного из-за распрей и борьбы родовых старейшин, султанов, покинуть родные земли, берега Волги, этот момент был трагичным. В к.18 века на северо-западе Казахстана вспыхнуло антиколониальное и антифеодальное восстание под предводительством Сырыма Датова. Своеобразным музыкальным памятником этому событию стал кюй «Сырым сазы» («Думы Срыма»). Ближе к нашему времени создаются и авторские кюи на историческую тему, например «Кишкентай» («Младший») Курмангазы, посвящённый народным предводителям батырам Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову, которые в 1836 году выступили с народом против царя и хана Джангира.

Эти кюи и многие другие относятся к историческим.


Звучит музыка: Курмангазы, кюй «Кишкентай»


В кюях казахи воспевали всё, что их окружало. Кюи часто выражали протест против поработителей, например: «Адай» (было такое отважное племя), воспевали дружбу с русским народом («Лаушкен», который Курмангазы посвятил матери друга по тюремной камере Лавочниковой), против ханского произвола - «Аксак кулан»-«Хромой кулан», о повседневной жизни.

В зависимости от содержания кюи были различны по жанрам: лирические, героические, эпические, исторические, лирико-философские (о магической силе искусства).


2 Инструментальные традиции:

а) Музыкальная культура казахов в 19 – н.20 веков включала три ведущие инструментальные традиции – сыбызговую, кобызовую и домбровую. Сыбызгы называют казахской свирелью. Её можно было услышать на далёких пастбищах, на многолюдных торжествах, и даже в юртах казахских султанов.


Звучит: сыбызгы


б) Если на сыбызгы играл каждый, кто мог смастерить себе из тростника, дерева этот инструмент, то право выступать с кобызом предоставлялось лишь избранным людям. Кобыз считался священным инструментом, и в представлении народа обладал особой чудодейственной силой, способной исцелять людей. Основателем кобызовой школы считается Ыхлас Дукенов


Звучит: кобыз


в) Самым любимым инструментом казахов была домбра. Домбровые кюи переходили от одного поколения к другому. Они отразили многие исторические события, сыгравшие решающую роль в жизни казахов.


Звучит: домбра


Судьба трёх инструментальных традиций сложилась по-разному. К концу 19 столетия сыбызговая традиция стала быстро исчезать и встречается лишь в отдельных регионах республики. Баксы стали последними носителями этой традиции, т.к. им запрещали выступать и играть на кобызе. Этот факт стал причиной резкого угасания традиции.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, которая разделяется на два стиля – токпе и шертпе. Токпе (кюи, распространённые в западных областях Казахстана) - отражают яркие волевые, сильные образы. Отличительной особенностью являются энергичные кистевые взмахи на домбре. Наиболее яркими представителями западно-казахстанской традиции домбровой музыки являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Есир, Дина и др.



Звучит кюй-токпе (по выбору) Нурпеисова, «Соловей»


Шертпе (в южной и восточной областях) характеризуют песенный склад, утончённое звучание, мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Содержанием шертпе – кюев стали психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, изящные женские образы. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Сугура, Раздыка и многих других.


Звучит кюй-шертпе (по выбору) Таттимбет, «Саржайляу»

Авторы и исполнители были лишены темброво-гармонических возможностей, которыми располагали русские и западноевропейские музыканты. Их инструменты имели весьма ограниченный диапазон.

Но народные таланты восполняли несовершенство своих инструментов разработанной музыкальной техникой. Они до «дна» использовали 2-х голосие домбры, причём второй голос вёл свою мелодию.

Кюйши разработали ряд приёмов обогащения выразительных средств: скольжение пальцами по струнам кобыза (вой волка); изображение на домбре скачек, на сыбызгы – рёв верблюда.

Для получения ff исполнитель отодвигал локоть от деки инструмента, а для рр наоборот прижимал.


Большое внимание на развитие инструментальной музыки оказало присоединение Казахстана к России. Казахские музыканты познакомились с русскими инструментами: балалайкой, баяном, скрипкой. На русской балалайке стали исполнятся кюи, а на домбре – «Камаринская», «Краковяк». Кюи стали называть по-русски – «Охота», «Машина».

В 40-е годы 19 века в Казахстане появился рояль (его приобрести помог Ибрай Алтынсарин).


3 Курмангазы – «отец кюев»

Народные музыканты по-разному пришли к этой профессии, например бедняк Курмангазы стал плоть от плоти выходцем из народа, а султан Даулеткерей сменил свой титул на искусство кюйши

Выдающимся композитором – кюйши в 19 веке становится Курмангазы Сагырбаев (1818 – 1889), с именем которого связаны самые большие достижения традиционной инструментальной музыки Западного Казахстана. Автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойдённый их исполнитель, Курмангазы в народе был назван «отцом кюев».



Современные домбристы бережно сохраняют традицию, заложенную Курмангазы. На принципах его творческо-исполнительской школы ведётся обучение в школах, музыкальных училищах, консерватории.


4 Обобщение и Д/з:

Традиционная инструментальная культура продолжает развиваться и в наши дни. Однако на современном этапе развития традиционного искусства в нём происходят большие перемены, связанные с изменениями условий бытования и исполнения. Теперь кюи звучат в оркестрах. Многие современные кюи отражают события нашей действительности. Однако кюи, как и раньше передают искренние чувства народа, его веру в будущее и мечты о счастье.


*Составьте парами вопросы- тесты по теме


Д/з: * выучить материал в тетради

* доделать тест

* сделать сообщение о Курмангазы

* найти пословицы и поговорки о домбре, кюе



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"История развития кюя"

Автор: Гостищева Ирина Олеговна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Казахская музыкальная культура "
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhskaia-muzykal-naia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "215799"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432799380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Европейское искусство классического танца. Балет»"
    ["seo_title"] => string(55) "ievropieiskoie-iskusstvo-klassichieskogho-tantsa-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "281294"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453487801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Европейское искусство классического танца. Балет»"
    ["seo_title"] => string(57) "ievropieiskoie-iskusstvo-klassichieskogho-tantsa-baliet-1"
    ["file_id"] => string(6) "281296"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453487808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "кюи Курмангазы и Таттимбета"
    ["seo_title"] => string(30) "kiui-kurmanghazy-i-tattimbieta"
    ["file_id"] => string(6) "312010"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459272552"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "«История Тюркской Двухструнки»"
    ["seo_title"] => string(31) "istoriia_tiurkskoi_dvukhstrunki"
    ["file_id"] => string(6) "376157"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483784512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства