kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальность «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)». ПМ.01.02 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности.

Тема 1.2. Музыкальный инструмент (фортепиано).

Участники: студентка 41-М группы :Живанкина Е.

Длительность: 45 минут (1 урок).

Место проведения: 119 ауд.

Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тема урока: Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.

Цель:

Раскрыть многообразие музыкальных средств выразительности, их особенности и возможности при  передачи музыкального образа произведения, совершенствовать музыкально-исполнительские навыки с использованием средств выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- продолжить обучение анализу музыкального произведения (настроение, характер, форма, средства музыкальной выразительности);

- совершенствование навыков фортепианной игры с использованием штрихов, динамических оттенков, темпов, используя возможности фортепиано;

Развивающие:

- расширять музыкально-теоретические знания студентки о значении музыкальных средств выразительности при создании музыкального образа в произведениях светского и духовного содержания ;

- развивать сценическое мастерство, выдержку, артистизм;

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, вырабатывать музыкальный вкус.

- пробуждать мотивацию к самостоятельным занятиям за инструментом и исполнительскому искусству игры на фортепиано

Просмотр содержимого документа
«Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.»

Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент

(фортепиано)

Е.В. Лукьянова,

преподаватель музыкального инструмента

Специальность «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)». ПМ.01.02 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности.

Тема 1.2. Музыкальный инструмент (фортепиано).

Участники: студентка 41-М группы :Живанкина Е.

Длительность: 45 минут (1 урок).

Место проведения: 119 ауд.

Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тема урока: Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.

Цель:

Раскрыть многообразие музыкальных средств выразительности, их особенности и возможности при передачи музыкального образа произведения, совершенствовать музыкально-исполнительские навыки с использованием средств выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- продолжить обучение анализу музыкального произведения (настроение, характер, форма, средства музыкальной выразительности);

- совершенствование навыков фортепианной игры с использованием штрихов, динамических оттенков, темпов, используя возможности фортепиано;

Развивающие:

- расширять музыкально-теоретические знания студентки о значении музыкальных средств выразительности при создании музыкального образа в произведениях светского и духовного содержания ;

- развивать сценическое мастерство, выдержку, артистизм;

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, вырабатывать музыкальный вкус.

- пробуждать мотивацию к самостоятельным занятиям за инструментом и исполнительскому искусству игры на фортепиано.

Планируемый результат:

Развивать музыкально-исполнительские навыки, ПК 1.4; ОК 2, ОК4.

ПК 1.4. Демонстрировать навыки инструментального исполнения.

Показатели:

- теоретическое обоснование и практическое использование музыкальных средств выразительности;

- особенности звукоизвлечения.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Показатели:

- планирование этапов работы над произведением;

- точное прочтение нотного текста;

- передача музыкального образа в произведениях с применением средств выразительности,

- полнота и качество выполнения домашнего задания;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального личностного развития.

Показатели:

- знание автобиографической информации композитора;

- ориентация в стилях и жанрах музыкальных произведений и направлениях в искусстве.

- анализ музыкального произведения в соответствии с требованиями;

- самостоятельный поиск и прослушивание в записи, разучиваемого произведения.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Показатели:

- в процессе самооценки определять, планировать дальнейшую самостоятельную работу по совершенствованию исполнительской культуры, участвовать в исполнительских конкурсах, научно - практических конференциях, музыкальных гостиных.

Необходимое оборудование: компьютер, фортепиано, нотный материал, презентация..

Методическое обеспечение:

Методические пособия: «Глоссарий музыкально-теоретических терминов и понятий», «Аккомпанемент в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в классе музыкального инструмента фортепиано», нотные пособия:

Содержание урока

Тема урока: Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания

Цель: раскрыть многообразие музыкальных средств выразительности, их особенности и возможности в передаче художественного образа музыкального произведения.

Задачи:

- продолжить умение анализировать музыкальное произведение,

- определять настроение и характер;

-совершенствовать навыки фортепианной игры;

-продолжить развитие навыка опережающего чтения текста и гармонизации мелодии;

1. Организационный этап.

Представление студентки. Знакомство с темой урока, целью, задачами и планируемым результатом.

2. Краткое введение в тему урока.

3. Актуализация прежних знаний - разучивание произведения

П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

4.Чтение с листа и гармонизация произведения – М. Быстровой «Мама». Различные виды гармонизации при передачи музыкального образа

5. Исполнение произведения в целом. П. И Чайковского «Молитва». Предварительный анализ произведения, использование средств музыкальной выразительности.

6. Работа над аккомпанементом песни И. Кошминой «Осень время года золотое» ,над художественным образом.

7.Чтение с листа Е. Дмитриевой «Песенка Красной Шапочки», В. Сусловой «Совушка» с применением средств музыкальной выразительности

8.Исполнение ансамбля М. Глинки «Вальс». Работа над синхронностью, цезурами, единством звукоизвлечения, агогикой, в процессе раскрытия музыкального образа.

9.Концертное исполнение произведения Р. Ловланда «Песня в таинственном саду»

10. Итог урока

11. Рефлексия.

12.Домашнее задание-


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Краткое введение в тему урока.

П- Музыка, по словам древнегреческого философа Платона является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

С- Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

П- В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

С- Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

- Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).

- Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

3. Актуализация прежних знаний - разучивание произведения

П Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

П- Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни, независимо от того светская она или духовная.

В ритмическом рисунке отражаются такие существенные характеристики пьесы, как жанр и – в связи с темпом – тип движения. Многие жанры выработали в течении длительного времени устойчивые ритмические формулы, которые служат важнейшим отличительным признаком данного жанра – марша, вальса, полонеза, мазурки, польки, колыбельной…

Вопросы:

-какой размер характерен для марша?

-это произведение светское или духовное?

-какие основные средства музыкальной выразительности применимы при раскрытии образа?

С-Это марш детский, игрушечный или солдатский?

4. Чтение с листа и гармонизация произведения – М. Быстровой «Мама». Различные виды гармонизации при передачи музыкального образа.

Вопросы:

-Какое настроение и характер в этом произведении?

-С какой целью композитор применяет вальсовый характер?

-Какой вид аккомпанемента применим в данной песне?

-Какие наиболее характерные средства выразтельности применимы для передачи образа?

5. Исполнение произведения в целом П. И Чайковского «Молитва». Предварительный анализ произведения, использование средств музыкальной выразительности.

Земной мир. Так устроен мир, что вначале человек должен пройти трудный путь, в котором много соблазнов, испытаний. А Божественный мир устроен без зла и страданий, наполнен любовью и радостью. И, что бы приблизиться к совершенству Божественной жизни, люди сочиняли возвышенную музыку, проникновенные стихи и добрые сказки.

П- Сегодня мы постараемся исполнить музыкальное произведением П. И. Чайковского «Молитва» в концертном варианте

Но предварительно вспомним - какое было домашнее задание?

С- Прослушать данное произведение в записи, которую должна была найти самостоятельно, проанализировать и сделать выводы.

Вопросы:

- Какое впечатление произвело данное исполнение?

- Что необходимое, полезное можно взять на заметку?

Совместно со студенткой выясняем - композитор П. И Чайковского «Молитва», был глубоко верующим, следовательно, не мог он создавать музыку бездуховную. Фортепианные произведения узнаваемы по богатству красок, гармонии, колориту, по эмоциональному воздействию. Даже хрестоматийное небольшое произведение является жемчужиной мировой классики и требует особого исполнения:

- глубокое, мягкое туше;

- деликатное исполнение стаккато, цезур;

- бережное отношение к средствам выразительности (динамика, агогика, фразировка).

В процессе работы студентка приобретает данные навыки исполнения музыки духовного содержания, совершенствует:

- теоретическую подготовку;

- эмоциональный отклик;

- музыкальный слуховой багаж.

Постарайтесь исполнить произведение на хорошем профессиональном уровне, по возможности передать свое видение

Вспомните кратко особенности биографии композитора. Это поможет точнее передать идейный замысел произведения, музыкальный образ.

Исполнение пьесы П. И. Чайковского «Молитва» в необходимом темпе, настроении, музыкальном образе;

- краткий анализ произведения;

- характеристика предполагаемого музыкального образа;

- обоснование используемых средств музыкальной выразительности.

Вопросы:

-Можно ли произведение отнести к духовной музыке?

-Что ты понимаешь под определением- духовность?

-Что ты можешь рассказать детям о произведении?

- В каких классах может использоваться это произведение по слушанию?

-Какой музыкальный образ представляешь?

- Какие средства выразительности используем в исполнении произведения?

6.Гармонизация мелодии песни по цифровым обозначениям И. Кошминой «Осень время года золотое». Разучивание.

Беседа:

П- Это произведение современного композитора, о котором мы говорили на прошлом занятии, вспомни слова песни- проанализируй, замысел автора слов и композитора?

С- Слова повествуют о Святом Сергии Радонежском

П - Можно ли о песне сказать, что она духовного характера?

С- К духовным произведениям мы относим те, которые опираются на Евангельские, Библейские сюжеты, или посвящены Святым, или высокохудожественные, классические произведения, которые по своей сути -духовные.

П - Любое истинное произведение искусства несет в себе проявление высокого духа. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь.

С- Данное произведение несет в себе духовное содержание, так как в нем повествуется о Святом Сергии Радонежском.

Вопросы:

- Какое настроение и характер в этом произведении?

- Какой вид аккомпанемента применим в данной песне?

- Какие наиболее характерные средства выразительности применимы для передачи образа?

С- характер произведения песенный;

- настроение проникновенное, светлое, трепетное;

- наиболее применим арпеджированный аккомпанемент;

- применимы средства выразительности: мягкое туше, деликатная динамика, агогика; основной штрих-легато.

П- Можно ли сказать, что средства выразительности такие же как и в светских песнях?

С- Да. Только меняется качественная характеристика. Более деликатное туше, качество звукоизвлечения, корректная агогика и динамика, штрихи.

Интонации любви передаются с помощью легато, интонирования каждой ноты, «пропевания» каждой фразы.

Вывод:

Добиться качества звука в исполнении песни духовного содержания помогают:

- мягкая атака звука;

- распевание гласных и выдержанных нот;

- деликатность цезур;

- предельное легато в исполнении фразировки.

Исполнение песен духовного содержания требует особого настроя, особой пластики рук, мягкого туше, деликатной динамики, агогики, возвышенного произнесения слов.

- В каких формах работы ты можешь использовать это произведение как педагог дополнительного образования?

-в работе с вокальным ансамблем. Во внеурочной деятельности.

Вопросы:

-Какое настроение присуще данной песне?

-Какой художественный образ передают слова?

- Песня светская или духовная?

7.Чтение с листа Е. Дмитриевой «Песенка Красной Шапочки», В. Сусловой «Совушка» с применением средств музыкальной выразительности

-Навык чтения с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики.

Есть два исходных условия свободной игры по нотам – знание «языка нот» и ускоренное чтение. Музыкант не имеет возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. На помощь ему приходят различные приёмы ускоренного чтения. Один из них – «относительное чтение», которое осуществляется на основе четкого представления пространственных дистанций между нотными знаками: одна нота (обычно нижняя нота интервала или аккорда, первая нота в горизонтальной последовательности звуков) воспринимается по абсолютному положению на нотном стане, остальные – по расстоянию между ней и соседними нотами, т.е. относительно. Ускоренному восприятию нотной картины способствует так же высокоразвитое, доведённое до автоматизма умение мгновенно распознавать наиболее распространённые ритмоинтонационные комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты и т. п., чтение с листа основано на органическом синтезе зрения, слуха и моторики.

Предлагаю студентке продемонстрировать чтение с листа: Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста по крупным смысловым членениям, является « фотографирование». Ученику, предлагается на мгновение отрывок нотного текста – мотив, фраза, предложение, которые он должен запомнить. Мысленно представить в звучании. А затем сыграть.

Вопросы:

-Что помогает нам передать настроение, художественный замысел?

-Какую роль играют слова в песне, при передачи музыкального образа?

-Какие три составляющих участвуют в чтении с листа?

8.Исполнение ансамбля М. Глинки «Вальс». Работа над синхронностью, цезурами, единством звукоизвлечения, агогикой, в процессе раскрытия музыкального образа.

Вопросы:

-Что необходимо соблюдать исполнителям в ансамблевой игре?

-Какое настроение вальса предполагал композитор?

-Как можно исполнение симфонического оркестра частично воспроизвести

на фортениано?

9. Р. Ловланд «Песня в таинственном саду». Концертное исполнение.

Вопросы:

- Это произведение духовного содержания или светского?

- Какое настроение передает композитор?

-Можно ли предположить конкретные события в данном произведении?

Умение быстро анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику позволяет более точно передать замысел композитора. Фортепианная ткань, как правило, многомерна, многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и вертикали: необходимо осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного строения, соотношение и функции голосов, логику развёртывания ритма и мелодики, характер ладогармонического развития и т. п.

10.Вывод по уроку:

-С На сегодняшнем уроке мы говорили о том, что образ музыкального произведения возможно раскрыть не только с помощью эмоционального настроя, с опорой на мышечную память, но и с использованием средств музыкальной выразительности: динамики, агогики, штриха, туше, цезуры.

В процессе работы над произведением духовного содержания, которое передает настроение света, добра, любви, студенты постигают особенности исполнения, приобретают знания о духовной музыке, умения в исполнении произведений.

Музыка имеет общие законы: движения, ритма, мелодии, гармонии, формы, оркестровки и многим другим, связанным с общим пониманием того, что такое музыка. Осваивая эти законы, мы идем от общего к частному, к конкретным произведениям и их авторам. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств (лад, ритм, темп, фактура, динамика, агогика, туше) или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду. Студенты, воспитывающиеся на духовных произведениях композиторов-классиков, в исполнительской деятельности школьного репертуара приобретают эмоциональную чуткость и деликатность (П. Чайковский «Молитва», «Хор», А. Гречанинов «Жалоба», Прелюдия).

11. Рефлексия

Работа над средствами музыкальной выразительности является творческой, интересной и позволяет воссоздать живой музыкальный образ, требует тщательного планирования этапов работы.

12.Домашнее задание:

1Работа над текстом, туше, цезурами, агогикой в произведении П. И. Чайковского «Молитва»

2 Ежедневное чтение с листа с предварительным анализом произведения.

Ежедневное проигрывание произведения в целом А. Геллер – этюд ре минор, работа над сценической выдержкой. отработка трудных фрагментов.

3 Работа над штрихами, мето-ритмом, агогикой в «Вальсе» М. Глинка. 4. 4.Работа над штрихами, динамикой, совмещением вокальной партии и аккомпанемента в песне И Кошминой «Осень время года золотое».

5. Работа над различными видами гармонизации в песне М. Быстровой «Мама», поиск оригинального проигрыша, окончания, вступления.

Изучение студентами лучших образцов классики и современной музыки разных жанровых стилей позволяет связывать музыкальные явления с окружающей действительностью и целенаправленно формировать область духовных, эстетических эмоций и чувств.

Литература:

Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.

Нейгауз.Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К., 2001г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лукьянова Елена Васильевна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Конкурсный урок "Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания""
    ["seo_title"] => string(80) "konkursnyi_urok_ispol_zovaniie_sriedstv_muzykal_noi_vyrazitiel_nosti_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "426870"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504122972"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация к конкурсному уроку по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_konkursnomu_uroku_po_priedmietu_muzykal_nyi_instrumient_fortie"
    ["file_id"] => string(6) "426872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1504124029"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства