kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент

(фортепиано)

Е.В. Лукьянова,

преподаватель музыкального инструмента

 

Специальность «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)». ПМ.01.02 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности.

Тема 1.2. Музыкальный инструмент (фортепиано).

Участники: студентка 41-М группы Степанова Дарья

Длительность: 45 минут (1 урок).

Место проведения: 120 ауд.

 

Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тема урока: Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент»

Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент

(фортепиано)

Е.В. Лукьянова,

преподаватель музыкального инструмента


Специальность «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)». ПМ.01.02 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности.

Тема 1.2. Музыкальный инструмент (фортепиано).

Участники: студентка 41-М группы Степанова Дарья

Длительность: 45 минут (1 урок).

Место проведения: 120 ауд.


Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тема урока: Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания.

Цель: Раскрыть многообразие музыкальных средств выразительности, их особенности и возможности при передачи музыкального образа произведения, совершенствовать музыкально-исполнительские навыки с использованием средств выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- продолжить обучение анализу музыкального произведения (настроение, характер, форма, средства музыкальной выразительности);

- совершенствование навыков фортепианной игры с использованием штрихов, динамических оттенков, темпов, используя возможности фортепиано;

Развивающие:

- расширять музыкально-теоретические знания студентки о значении музыкальных средств выразительности при создании музыкального образа в произведениях светского и духовного содержания ;

- развивать сценическое мастерство, выдержку, артистизм;

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, вырабатывать музыкальный вкус.

- пробуждать мотивацию к самостоятельным занятиям за инструментом и исполнительскому искусству игры на фортепиано.

Планируемый результат:

Развивать музыкально-исполнительские навыки, ПК 1.4; ОК 2, ОК4.

ПК 1.4. Демонстрировать навыки инструментального исполнения.

Показатели:

- теоретическое обоснование и практическое использование музыкальных средств выразительности;

- особенности звукоизвлечения;

.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Показатели:

- планирование этапов работы над произведением;

- точное прочтение нотного текста;

- передача музыкального образа в произведениях с применением средств выразительности,

- полнота и качество выполнения домашнего задания;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального личностного развития.

Показатели:

- знание автобиографической информации композитора;

- ориентация в стилях и жанрах музыкальных произведений и направлениях в искусстве.

- анализ музыкального произведения в соответствии с требованиями;

- самостоятельный поиск и прослушивание в записи, разучиваемого произведения.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Показатели:

- в процессе самооценки определять, планировать дальнейшую самостоятельную работу по совершенствованию исполнительской культуры, участвовать в исполнительских конкурсах, научно - практических конференциях, музыкальных гостиных.

Необходимое оборудование: компьютер, фортепиано.

Методическое обеспечение:

Методические пособия: «Глоссарий музыкально-теоретических терминов и понятий», «Аккомпанемент в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в классе музыкального инструмента фортепиано», нотные пособия: А. Гречанинов «Прелюдия», Л.Шитте –этюд ре минор, А. Геллер –этюд соль минор, муз. Е Птичкина, А.Пляцковского. «Сказки гуляют по свету».

Содержание урока


1. Организационный этап.

Представление студентки. Знакомство с темой урока, целью, задачами и планируемым результатом.

2. Краткое введение в тему урока.

3. Актуализация прежних знаний при разучивании произведения Л.Шитте –этюд ре минор.

4. Гармонизация мелодии песни по цифровым обозначениям- В. Шишкарев «В ночном саду».

5. Углубление в тему урока - работа над средствами музыкальной выразительности в произведении, С. Геллер – этюд ре минор.

6. Работа над мелодией и аккомпанементом. Исполнение аккомпанемента к школьной песне «Сказки гуляют по свету», муз. Е Птичкина, А.Пляцковского

7. Концертное исполнение А. Гречанинов «Прелюдия».

Предварительный анализ произведения, использование средств музыкальной выразительности.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

10.Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему:

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего, является обучением музыке.

У- Как ты думаешь, обучение игре на фортепиано можно ограничить чтением нот и развитием у ученика ловкости и быстроты движения рук?

С- Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если, развитие всех навыков способствует раскрытию музыкального образа, идейному замыслу композитора.

У- Музыка, по словам древнегреческого философа Платона является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

С- Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

- В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

- Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

- Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).

- Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни, независимо от того светская она или духовная.


3. Актуализация прежних знаний при разучивании произведения Л.Шитте –этюд ре минор.

.Беседа:

П-На прошлом уроке было задано домашнее задание – ознакомиться с материалом по теме «Музыкальные средства выразительности» (лад - мажорная тональность; темп - подвижный; ритм - ровные восьмые и четверти; штрихи - легато, нон легато).

Вопросы:

Проанализируйте музыкальные средства выразительности (лад – минорный, тональность ре минор; темп - подвижный; ритм - ровные восьмые и четверти; штрихи - легато, портаменто).

- Определи музыкальный образ, запрограммированный автором:

- определение основных задач при исполнении этюда;

П- Вспомни, свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?

С- Взволнованный, но достаточно собранный, торжественный, решительный музыкальный образ, идейный замысел композитора предполагает показ мужественного начала, четко организованного, а в среднем эпизоде- торжественного .

Практическая часть

- выявление проблемных фрагментов;

1.- Проигрывание на инструменте мелодического рисунка произведения отдельно от партии сопровождения.

- разучивание проблемных фрагментов с применением средств музыкальной выразительности.

Вопросы:

У- Определи кульминацию в данном фрагменте, продумай как ярче показать

С- использование агогики и динамики

У- Что необходимо для точной фразировки?

С- добиться хорошего легато с помощью интонирования(туше) каждой ноты с возрастающей или затухающей динамикой и мягкого окончания.

У- С помощью каких средств выразительности покажешь контраст аккордового проведения и поступенного движения нот?

С- использование штрихов – стаккато и легато, динамических оттенков, контрастного ритмического рисунка


У- Значит какие средства выразительности помогли создать нам музыкальный образ?(агогика, туше, лад, ритм, штрихи, динамика).

Итак, музыкальный образ передан достаточно точно - взволнованный, возбужденный, героический;

продемонстрировано владение различными видами инструментального исполнения на фортепиано и применение различных средств музыкальной выразительности.

- Возможно ли использование этюда в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования?

П- это произведение можно отнести к духовному или светскому?

С- Произведение светское. Хотя и нет точных границ. Существует ряд произведений, которые пронизаны духовными интонациями, но их можно отнести к светским по предназначению, например по словам в песне, по виду деятельности (в каких конкретных ситуациях может использоваться то или иное произведение)

П- Вот мы и подошли к сегодняшней нашей теме «Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания».

П- Как ты думаешь, различаются ли средства музыкальной выразительности в раскрытии образа в духовном и светском произведениях?

С- Нет различия.

П – Более полный ответ мы получим после работы над произведением В. Шишкарева «В ночном саду».

4. Гармонизация мелодии песни по цифровым обозначениям- М Шишкарев «В ночном саду».

Беседа:

У- Это произведение современного композитора, о котором мы говорили на прошлом занятии, вспомни слова песни- проанализируй, замысел автора слов и композитора?

- Слова рассказывают о библейских событиях - О рождении Христа.

У - Можно ли о песне сказать, что она духовного характера?

С- К духовным произведениям мы относим те, которые опираются на Евангельские, Библейские сюжеты, а если произведение не программное, то мы рассматриваем высокохудожественные, классические произведения, которые по своей сути духовные.

П - Любое истинное произведение искусства несет в себе проявление высокого духа. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь.

С- Данное произведение несет в себе духовное содержание, так как в нем повествуется о библейских событиях- Рождении Христа.

Вопросы:

- Какое настроение и характер в этом произведении?

- Какой вид аккомпанемента применим в данной песне?

- Какие наиболее характерные средства выразительности применимы для передачи образа?

С- характер произведения песенный;

- настроение проникновенное, светлое, трепетное;

- наиболее применим арпеджированный аккомпанемент;

- применимы средства выразительности: мягкое туше, деликатная динамика, агогика; основной штрих-легато.

П- Можно ли сказать, что средства выразительности такие же как и в светских песнях?

С- Да. Только меняется качественная характеристика. Более деликатное туше, качество звукоизвлечения, корректная агогика идинамика, штрихи.

Интонации любви передаются с помощью легато, интонирования каждой ноты, «пропевания» каждой фразы.

Вывод:

Добиться качества звука в исполнении песни духовного содержания помогают:

- мягкая атака звука;

- распевание гласных и выдержанных нот;

- деликатность цезур;

- предельное легато в исполнении фразировки.

Исполнение песен духовного содержания требует особого настроя, особой пластики рук, мягкого туше, деликатной динамики, агогики, возвышенного произнесения слов.

- В каких формах работы ты можешь использовать это произведение как педагог дополнительного образования?

-в работе с вокальным ансамблем. Во внеурочной деятельности.


5.Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении, С. Геллера – этюд ре минор.

П- Что ты смогла подготовить по домашнему заданию?

- проведена работа над метро-ритмом;

- над средствами музыкальной выразительности;

- текстовыми, техническими трудностями.

- краткая характеристика музыкального произведения;

- предполагаемые средства музыкальной выразительности при раскрытии образа;

- преодоление технических сложностей в исполнении.

Вопросы:

- Какие основные средства музыкальной выразительности применимы при раскрытии музыкального образа?

- С какой целью используется пунктирный ритм?

- Применима ли агогика в исполнении этюда?

- Какое значение отводится фактуре произведения?

С- твердая атака звука, пунктирный ритм, контрастная динамика, аккордовая фактура,

- пунктирный ритм придает этюду твердость, решительность;

- агогика применяется перед отклонениями и цезурами;

- аккордовая фактура позволяет достичь мощи, величия,

П- какой музыкальный образ возможно раскрыть в данном произведении?

С- данная характеристика музыкальных средств выразительности и текста позволяют предположить, что композитор хотел передать решительный мужественный образ. Героический, бунтарский характер.

1. Исполнение произведения в целом.

2. Отработка проблемных фрагментов с использованием средств музыкальной выразительности.

3. Итоговое исполнение произведения.

Вывод: В произведении светского характера как и в произведениях духовного содержания используются - агогика, туше, лад, ритм, штрихи, динамика при раскрытии музыкального образа, но качественная характеристика отличается- конкретикой звучания, контрастностью, ритмической твердостью ,яркостью динамических оттенков, туше


6. Работа над мелодией и аккомпанементом. Исполнение аккомпанемента к школьной песне «Сказки гуляют по свету».

Краткий анализ песни:

Вопросы:

- Какое настроение и характер в этом произведении?

- Какие наиболее характерные средства выразительности применимы для передачи образа?

- Какой художественный образ передают слова?

- Что важнее в песне музыка или слова?

Практическая часть, использование методов.

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка песни отдельно от партии сопровождения.

2.Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента, пение под собственный аккомпанемент.

Вывод:

Средства музыкальной выразительности и литературный текст играют доминирующую роль при раскрытии музыкального образа в песне.

Домашнее задание: выучить наизусть вокальную партию, затем исполнять аккомпанемент под собственное пение, с учетом правила концертмейстера.

(солирует голос, аккомпанемент сопровождает.)


7. Исполнение произведения в целом. А. Гречанинов «Прелюдия».

Предварительный анализ произведения, использование средств музыкальной выразительности.

П- Сегодня мы постараемся исполнить музыкальное произведением А. Гречанинова «Прелюдия» в концертном варианте

Но предварительно вспомним - какое было домашнее задание?

С- Прослушать данное произведение в записи, которую должна была найти самостоятельно, проанализировать и сделать выводы.

Вопросы:

- Какое впечатление произвело данное исполнение?

- Что необходимое, полезное можно взять на заметку?

Совместно со студенткой выясняем - композитор А. Гречанинов был глубоко верующим, следовательно не мог он создавать музыку бездуховную. Фортепианные произведения А. Гречанинова многие музыканты сравнивают с произведениями П. Чайковского по богатству красок, гармонии, колориту, по эмоциональному воздействию. Даже хрестоматийное небольшое произведение является жемчужиной мировой классики и требует особого исполнения:

- глубокое, мягкое туше;

- деликатное исполнение стаккато, цезур;

- бережное отношение к средствам выразительности (динамика, агогика, фразировка).

В процессе работы студентка приобретает данные навыки исполнения музыки духовного содержания, совершенствует:

- теоретическую подготовку;

- эмоциональный отклик;

- музыкальный слуховой багаж.

Постарайтесь исполнить произведение на хорошем профессиональном уровне, по возможности передать свое видение «Прелюдии» А. Гречанинова.

Вспомните кратко особенности биографии композитора. Это поможет точнее передать идейный замысел произведения, музыкальный образ.


Исполнение пьесы А. Гречанинова «Прелюдия». в необходимом темпе, настроении, музыкальном образе;

- краткий анализ произведения;

- характеристика предполагаемого музыкального образа;

- обоснование используемых средств музыкальной выразительности.

Так устроен мир, что вначале человек должен пройти трудный путь, в котором много соблазнов, испытаний, горечи, разочарований. А Божественный мир устроен без зла и страданий, наполнен любовью и радостью. И чтобы приблизиться к совершенству Божественной жизни, люди сочиняли возвышенную музыку, проникновенные стихи и добрые сказки.

Вопросы:

- Можно ли предположить конкретные события в данном произведении?

- Что переживал композитор, когда писал эту музыку?

- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

Ввод:

Грамотное исполнение музыкальных произведений во многом зависит от того, насколько сумел вникнуть в идейный замысел композитора, в содержание произведения, а также насколько рационально поработал над преодолением исполнительских трудностей, над средствами музыкальной выразительности.

Итак, музыкальный образ: драматичный, тревожный. При раскрытии музыкального образа продемонстрированы умения владения различными средствами выразительности: деликатное туше, осознанная динамики, пульсирующий метро - ритм.


9. Вывод по уроку:

-С На сегодняшнем уроке мы говорили о том, что образ музыкального произведения возможно раскрыть не только с помощью эмоционального настроя, с опорой на мышечную память, но и с использованием средств музыкальной выразительности: динамики, агогики, штриха, туше, цезуры.

В процессе работы над произведением духовного содержания, которое передает настроение света, добра, любви, студенты постигают особенности исполнения, приобретают знания о духовной музыке, умения в исполнении произведений.

Музыка имеет общие законы: движения, ритма, мелодии, гармонии, формы, оркестровки и многим другим, связанным с общим пониманием того, что такое музыка. Осваивая эти законы, мы идем от общего к частному, к конкретным произведениям и их авторам. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств (лад, ритм, темп, фактура, динамика, агогика, туше) или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду. Студенты, воспитывающиеся на духовных произведениях композиторов-классиков в исполнительской деятельности школьного репертуара приобретают эмоциональную чуткость и деликатность (П. Чайковский «Молитва», «Хор», А. Гречанинов «Жалоба», Прелюдия).

Р S Знаменитый русский пианист А.Рубинштейн на всех своих концертах играл с огромным успехом, даже тогда, когда в его игре обнаруживались помарки, и очень заметные. Другой пианист тоже концертировал, но не так успешно, хоть и играл без помарок. Успех А.Рубинштейна не давал ему покоя: «Может быть, все дело в ошибках великого мастера?» - рассказывал пианист. И на одном концерте решил сыграть с ошибками. Его освистали. У Рубинштейна были ошибки, но была и музыка.

Хочу пожелать вам, чтобы в вашем исполнении всегда присутствовала музыка.


10. Домашнее задание:

1Работа над текстом, туше, цезурами, агогикой в произведении А. Гречанинова «Прелюдия».

2 Ежедневное проигрывание произведения в целом А. Геллер – этюд ре минор, работа над сценической выдержкой. отработка трудных фрагментов.

3 Работа над штрихами, метро -ритмом, агогикой в этюде ре минор Л.Шитте,

4. Работа над штрихами, динамикой, совмещением вокальной партии и аккомпанемента в школьной песне «Сказки гуляют по свету».

5. Работа над различными видами гармонизации в песне «В ночном саду», поиск оригинального проигрыша, окончания, вступления.

Изучение студентами лучших образцов классики и современной музыки разных жанровых стилей позволяет связывать музыкальные явления с окружающей действительностью и целенаправленно формировать область духовных, эстетических эмоций и чувств.

11. Рефлексия

Работа над средствами музыкальной выразительности является творческой, интересной и позволяет воссоздать живой музыкальный образ, требует тщательного планирования этапов работы.

Литература:

  1. Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.

  2. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., - 1984г.

  4. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К., 2001г.

  5. Нейгауз.Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».



Приложение.

Биография А. Гречанинова

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Затем его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Музыкой он начал заниматься поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения. «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела сентиментальные мещанские романсы, а отец любил петь церковные песни, «дьячил», - как выражалась мать. «По субботам - всенощная, по воскресеньям- ранняя обедня, были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом стал петь и в церкви на клиросе». Молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию по классу фортепиано у Николая Кашкина. А в1890 году закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, и продолжил обучение по композиции в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова. Спустя два года Гречанинов вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, позднее руководил детским хором в частной школе Т. Л. Беркман. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий, но он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый. Гречанинов писал духовную музыку и музыку для детей. Поэтому популярность стала велика среди широких масс слушателей, любящих музыку несложную, понятную. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского. Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен. Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста, этому способствовала православная и христианская направленность его творчества. А Гречанинову так и не удалось вернуться на Родину, воспоминания о которой он сохранил на всю жизнь на и запечатлел в своем творчестве.

Произведение Александра Гречанинова «Прелюдия» входит в хрестоматийный материал для детей, потому, что оно доступно и по восприятию, и по содержанию и по форме. Эта миниатюра наполнена легкой грустью в начальном эпизоде, танцевальностью - в среднем фрагменте. А в финале дублируется начальный эпизод, но уже в более трагическом настроении, с ярко выраженной агогикой, что позволяет нам предположить желание автора передать картину болезненной тоски по безвозвратно ушедшему прошлому, тоску по Родине.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конкурсный урок по МДК.01.02 Тема 1.2. Музыкальный инструмент

Автор: Лукьянова Елена Васильевна

Дата: 17.09.2019

Номер свидетельства: 520025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Конкурсный урок "Использование средств музыкальной выразительности в процессе раскрытия музыкального образа в произведениях духовного и светского содержания""
    ["seo_title"] => string(80) "konkursnyi_urok_ispol_zovaniie_sriedstv_muzykal_noi_vyrazitiel_nosti_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "426870"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504122972"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства