5. Б.Милич, Фортепиано, Маленькому пианисту, М., Кифара, 2002г. 6.О.П. Камозина, Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории!, издание 6-е, исправленное, Ростов-на-Дону, Феникс, 2015г.
План – конспект
открытого урока по сольфеджио преподавателя Петровой Ольги Юрьевны
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Сясьстройская детская музыкальная школа»
Дата проведения: 5.12.2014г.
Урок проводится с группой учащихся 2 класса фортепиано музыкального отделения. На занятии присутствовало 10 детей: 8 девочек, 2 мальчика. Возраст 7-8лет. Группа со средними учебными возможностями. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. В данной группе опора в обучении на игру выводит детей из-под дидактического «пресса», а главное – влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).
Тема урока: «Интервал секунда».
Место учебного занятия в дополнительной образовательной программе: Программа по учебному предмету Сольфеджио, раздел «Интервалы», второй год обучения.
Степень сложности: Средняя, доступная для данной группы.
Цель:Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Научить отличать большую и малую секунду по тоновой величине. Научить исполнять голосом интонацию малой и большой секунды. Формировать первичные навыки для определения большой и малой
секунды на слух.
2.Развивающие: Развивать мелодический и гармонический слух и музыкальную память. Развивать умение применять знания на практике. Развивать познавательный интерес. 3.Воспитательные: Воспитывать музыкально-художественный вкус. Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Форма учебного занятия – урок. Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над интервалами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей. Форма организации работы – групповая.
Структура учебного занятия
Продолжительность занятия – 45 минут.
1.Вводная, организационная часть – 10 мин. Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели занятия. 2. Основная часть - 30 мин. Повторение интервалов: Музыкальная игра – считалка с пальчиками. Исполнение песенки «Интервалы». Работа с раздаточным материалом. Музыкальные загадки – вопросы для освоения музыкальных терминов. Исполнение песенки «Диссонанс, консонанс». Упражнение для усвоения понятия тон, полутон. Знакомство с новым материалом - большая и малая секунды: Разучивание рус нар песни «Бабка – ежка» - секунда в мелодическом звучании.
Освоение понятий большая секунда, малая секунда. Закрепление секунды в мелодическом звучании – песенки «Мы танцуем и поем»-б.2, «Не танцуем, не поем» - м.2. Игра- разминка «Зайцы -музыканты» - определение на слух б.2 и м.2 в мелодическом звучании. Исполнение рус. нар. песни «Как пошли наши подружки» , секунда в гармоническом звучании.
Закрепление секунды в гармоническом звучании – слушание пьесы Д. Кабалевского «Ежик». Определение на слух б.2 и м.2 в гармоническом звучании – отвечаем с помощью карточек. 5.Заключительная часть – 5 минут. Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка результатов. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Учитель– Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается тем, что в гости к нам пришли мои коллеги-преподаватели. Итак, поприветствуем друг друга. (Распевка «Здравствуйте, ребята») Учитель-«Здравствуйте, ребята» ( V-III ступень) Ученики-«Здравствуйте!» (Т 53 вниз )
Проверка домашнего задания
Учитель - На прошлом уроке мы записали ритмический рисунок стихотворения «Петушок». Дома нужно было сочинить мелодию на звуках до, ре, ми, фа, соль, записать ее, играть , петь с названием нот и со словами, хлопать ритм с названием ритмослогов. (Г.Ф. Калинина. Рабочая тетрадь с.28 №2 а). Ученики исполняют
свои варианты мелодий. Ребята выбирают самый удачный вариант песенки, автор получает оценку «5».
Повторение интервалов
Учитель-Сегодня мы продолжим знакомство с интервалами. Те из вас, кто будет активен и внимателен на уроке, получат хорошие оценки. Что такое интервал? Ученики- Это расстояние между двумя звуками. Если звуки ходят парами, Их называют интервалами. Учитель – Верно. Интервалы – это кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение. Перечислите интервалы, которые вы знаете, вспомните игру – считалку для пальчиков. Ученики –Всего 8 интервалов. Произносят считалку и загибают пальчики: прима – 1 секунда – 2 терция – 3 кварта – 4 квинта – 5 секста - 6 септима – 7 октава -8 –--Учитель- Молодцы. Спойте песенку «Интервалы» и «сыграйте» ее на своих кла Ученики поют и «играют». Учитель – Если интервал – это расстояние, чем его можно измерить? Ученики – Количеством ступеней. Сколько ступенек охватывает интервал, такой цифрой его обозначают. Учитель – Верно. Поиграем с пуговичками. Я буду называть звуки, а вы их выкладывайте пуговичками на своих клавиатурах, считайте ступени и называйте получившийся интервал. Ученики выполняют задание. Учитель – Молодцы. А сейчас будем отгадывать музыкальные загадки. Внимательно послушайте два интервала, как вы их назовете? (На ф-но исполняется мелодический и гармонический интервал) Ученики - Первый интервал мелодический - звуки шли друг за другом. Второй интервал гармонический - звуки одновременно прозвучали. Учитель – Отгадайте вторую загадку. Послушайте еще два интервала, чем они отличаются друг от друга? (На ф-но исполняются диссонанс и консонанс) Ученики – Первый интервал певучий – это консонанс, а второй – резкий – это диссонанс.
-Словно ежики с колючками -А другие очень милые, Бывают интервалы злючками. Благозвучные, красивые. Это резкое звучание Мы певучие созвучия Называют «диссонанс». Называем «консонанс». Учитель – Молодцы! Не забыли стихи. А теперь вспомним песенку«Консонанс и диссонанс». Ученики- поют песню.
Учитель – Отгадайте третью загадку . Чем отличаются следующие два интервала? (Исполняются широкий и узкий интервалы). Ученики – Водном звуки расположены близко – это узкий интервал, а в другом далеко друг от друга – это широкий интервал. Учитель – Молодцы, хорошо отвечали на вопросы и пели. А теперь споем гамму До мажор и упражнение, которое поможет нам изучать интервалы: До-Ре – это тон, Ре-Ми – это тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – это тон, Соль-Ля – это тон, Ля-Си – это тон, Си-До – полутон. Сколько раз в гамме встретился полутон? Ученики – Два раза. Учитель – Верно. Вспомните считалочку о строении мажорной гаммы. Ученики – 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Учитель – Молодцы!
Знакомство с новым материалом Секунда большая и малая в мелодическом звучании. Учитель – А теперь выучим новую русскую народную песню «Бабка - ежка». Ученики поют песню сначала со словами, затем с названием нот с тактированием по учебнику.Учитель – На скольких звуках построена песенка? Ученики – На двух звуках: соль и фа. Учитель – Правильно. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал секунду. А одинаково ли звучала секунда?Ученики – Нет, одна была веселее, а другая грустная. Учитель – Да, одна секунда «соль-фа» была величиной целый тон, а вторая «соль бемоль-фа»…
Ученики – Полтона.Учитель – Значит, секунда в 1 тон – большая, а секунда в полтона? Ученики – Маленькая.Учитель – Мы будем ее называть – малая. Послушайте большую и малую секунду еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат? Ученики – Малая секунда звучит «жалобно», «осторожно», а большая – шире и смелее. Учитель – Правильно.Обозначать мы их будем так: , большая секунда – б.2, малая секунда – м.2. Давайте поиграем песенку «Бабка – ежка» на пианино.Ученики играют песенку на ф-но.Учитель – Какой вывод мы можем сделать, ребята? Ученики – Вначале песенки Бабка – ежка веселая, звучит большая секунда, а в конце, когда она ножку сломала, стало грустно, звучит малая секунда.Учитель – Молодцы. Перепишите песенку в тетрадь, аккуратно, без ошибок. За эту работу каждый получит оценку. Ученики списывают песенку.
Закрепление секунды в мелодическом звучании Учитель – Чтобы еще лучше запомнить, как нужно петь большую и малую секунды, разучим 2 короткие песенки. Исполняются педагогом : - Мы танцуем и поем, Очень весело живем! (В основе мелодии – большая секунда)
Не танцуем, не поем, Очень скучно мы живем. (В основе мелодии – малая секунда) Ученики разучивают песенки.
Учитель - А теперь поиграем в игру «Зайцы - музыканты». Вы должны угадать на слух, когда звучит большая секунда, а когда малая. Встаньте в 2 шеренги, первая шеренга – «зайцы»- большие секунды, вторая – «зайцы» - малые секунды. Когда услышите свой интервал (в мелодическом звучании), подпрыгивайте 2 раза.
Секунда в гармоническом звучании
Учитель – А сейчас споем русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Сколько куплетов мы с вами знаем? Ученики – Три куплета. Учитель – Из чего состоит куплет – только из запева или запева и припева? Ученики - Из запева и припева. Учитель – В припеве: «Сею, вею, вею, вью, в лес по ягоды гулять» какой интервал вы слышите в конце ? Ученики – Большую секунду. Учитель – Петь будем таким образом: 1 ряд поет все запевы и хлопает доли, а 2 ряд поет все припевы и хлопает ритм. (Дети исполняют песню) Как вам кажется, подружки живут дружно? Ученики – Да, дружно. Учитель – Однажды подружки поссорились и песенка зазвучала так. (Исполняется мелодия песни в секунду). Какой интервал изобразил ссору подружек? Ученики – Секунда. Учитель – Значит, когда в секунде два звука звучат одновременно, то она стано Закрепление секунды в гармоническом звучании.
Учитель – У поэта Бориса Заходера есть интересное стихотворение: -Что ты, еж, такой колючий? -Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. -Ребята, послушайте пьеску композитора Дмитрия Кабалевского и угадайте, кого изображает музыка – волка, медведя, ежа или лису? (Пьеса исполняется на ф-но). Ученики – Ежа! Учитель – Почему вы так решили? Ученики – Потому что музыка колючая. Учитель – Попробуйте угадать на слух, когда звучит большая секунда, а когда малая в гармоническом виде.(Исполняется б.2 и м.2 ) Ученики – Первая была большая секунда, она не такая «резкая», как вторая, значит, вторая была малая секунда. Учитель – Сейчас я раздам вам карточки. Попробуйте угадать на слух секунды, которые я буду играть и поднимайте карточку с ответом.
Ученики внимательно слушают и поднимают карточки.
Песенку «Бабка – ежка» петь со словами, сольфеджировать с тактированием, найти и подписать в мелодии б.2 и м.2.
Выучить правило про б.2 и м.2 (Р.т. с. 4)
Планируемый результат
- закрепить ранее полученные знания об интервалах - освоить новые музыкальные термины - осознать и запомнить ступеневую и тоновую величину большой и малой секунды - научиться эмоционально воспринимать и сравнивать малую и большую секунды на слух
Методы обучения
Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (показ, исполнение педагогом) Практический (пение упражнений, игра на инструменте) Игровой
Применение педагогических технологий :
1. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Сколько ступеней в секунде?», «Одинаково ли звучали секунды?», «Сколько раз в
гамме встретился полутон?». Ученики включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества. 3.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально – волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод эврестической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его). 4. Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте!», «Музыкальная игра – разминка» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация) . 5.Здоровьесберегаю На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс элементов ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально – эмоциональной терапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).
Материально – техническое оснащение занятия
Занятие проходит в аудитории размером 30 кв. метров, 3 окна, хорошая освещенность. Мебель: 10 парт, 22 стула, 5 шкафов для нотной литературы, письменный стол, доска с дополнительным освещением. Фортепиано, банкетка для ф-но, музыкальный центр, телевизор. Наглядный и раздаточный материал: клавиатуры на партах у каждого ученика, наборы пуговичек, карточки с нотками, правила на демонстрационных плакатах. Учебники сольфеджио. Канцелярские принадлежности