Предмет: фортепиано. Классы: 1,2,4,6.
Тип урока: творческая мастерская, систематизация ЗУН |
Цель: Помочь каждому ученику осознать себя личностью в творческом коллективе |
Задачи | Образовательные: развивать профессиональные компетенции учащихся как основу умения учиться. | Развивающие: прививать навыки целеполагания, планирования учебной деятельности, коррекцию своих действий в случае ошибок и неудач. | Воспитательные: воспринимать процесс познания, как средство улучшения личностных качеств. |
Планируемые результаты | Предметные: оценить уровень сформированности профессиональных компетенций по предмету. | Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности. | Метапредметные: формировать способность познавать окружающий мир через приобщение к музыкальному искусству |
Основные понятия: общность, единство, личность, творчество, музыка |
Межпредметные связи: музыкальная литература, теория музыки, литература, изобразительное искусство, хореография, архитектура |
Технологии: РО, ЛОО, ИКТ |
Форма урока: групповая, индивидуальная |
Подходы: мотивационный, компетентностный, деятельностный, метапредметный, рефлексивный |
Ресурсы: | Энциклопедический музыкальный словарь Издательство «Советская энциклопедия» Москва 1966 г. www.twirpx.com Детская энциклопедия т.12 «Искусство» http://vospitau.ru/ https://sibac.info |
Оборудование | ноутбук, проектор, электронная презентация, фортепиано. |
Исполняемая программа | Клиперт Снежанна 1 кл. О.Геталова «Колыбельная» Добжанская Полина 1 кл. П.Чайковский «Баба-Яга» Зиновьев Родион 4 кл. Ю.Рочеролл «Давай, Буги!» Лапина Алина 2 кл Т.Масон «Блюз» Лесечко Марьян 2 кл. Т.Масон «Буги» Ступа Вадим 4 кл. И.-С. Бах Прелюдия C-dur Орынканова Лаура И.-С. Бах Прелюдия C-dur Короткова Валя И.-С. Бах Прелюдия e-moll |
Организационная структура (сценарий) урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности Беседа, ответы на вопросы | Юные интерпретаторы приветствую вас на открытом занятии клуба. На нашем занятии присутствуют гости, преподаватели школы искусств. Тема нашего занятия «Единство всех и уникальность каждого». Как вы понимаете этот слоган применительно к нашему предмету? /Всех нас объединяет любовь к музыке, мы занимаемся одним делом – постигаем фортепианное искусство, но все мы разные – по характеру, темпераменту, по своим устремлениям, способностям, личностным качествам/. - Скажите, занятия музыкой как-то вас изменили, внесли коррективы в вашу жизнь? Уникальность каждого из нас и в то же время единство – вот основная ценность, основной принцип нашей деятельности. Вы можете мне сказать, у нас индивидуальные занятия, мы все готовимся к конкурсам, мы все соперники - зачем нам объединяться? Я могу вам ответить так – общаясь друг с другом, исполняя музыкальные произведения, вы можете оценить свой уровень, внести коррективы в свою работу, можете поделиться своим опытом работы и перенять что-то полезное. Вы учитесь общаться друг с другом, рассуждая не на пустые темы, а на тему высокого искусства, что я вам и предлагаю сделать сегодня. | Слушают педагога, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. | Личностные: положительно относятся к учению, формулируют собственные мысли. Познавательные: осознают познавательную цель занятия. Регулятивные: планируют вместе с преподавателем необходимые действия. |
Выступление юных мастеров фортепианной миниатюры. | В нашем клубе сегодня слёт юных мастеров. Первыми выступят мастера фортепианной миниатюры. Я приглашаю Клиперт Снежану, Добжанскую Полину. | Готовятся к выступлению, настраиваются на исполнение произведений | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: ответственность за исполнение произведений |
Актуализация знаний Практическая индивидуальная работа: презентация интерпретация произведений | /Цикл фортепианных миниатюр – это серия пьес объединённых общим замыслом. Детский альбом П.Чайковского, «Лето в деревне» О.Геталовой – музыкальным языком рассказывают нам об одном дне из жизни ребёнка. Произведения программные, в них заостряются выразительные и изобразительные средства музыки, вызывающие определенные ассоциации, зрительные, звуковые представления. Цель – выразить музыкальный образ произведения/ Скажите, какие средства выразительности использует композитор, чтобы выразить музыкальный образ в произведении? А что вам помогло создать музыкальный образ, помимо непосредственной работы над произведением (выучка текста, техническая отработка и т.д.)? | Рассказывают о программной музыке, об особенностях фортепианных циклах Формулируют цель учебной деятельности Презентация пьес. Называют средства музыкальной выразительности | Коммуникативные: обмен информацией Познавательные: усвоение знаний, анализ произведений Регулятивные: постановка учебной цели Личностные: самооценка исполнения |
Постановка целей для дальнейшей работы | Я хочу вам прочитать отрывок из произведения А.Толстого «Хмурое утро». Эти слова идут от лица главной героини, которая начала обучать детей грамоте в школе. «Вот книжка, — белые страницы, черные буквы, серые строчки. Глядите на нее хоть с утра до вечера, — ничего в ней больше нет. А если научишься читать, писать да узнаешь историю, географию и арифметику и еще много другого, книжка эта вдруг оживет…» «Ты начал учить - а, б, в, потом писать буквы на доске, потом по буквам читать слова, а потом – непременно вслух читать слова подряд от точки к точке… И вдруг, в один прекрасный день, строчки начнут пропадать у тебя в глазах, вместо строчек — увидишь синее море и бегущую на берег волну и услышишь даже, как волна разобьется о берег, и выйдут из морской пены сорок богатырей в железных кольчугах и шлемах, веселые и мокрые, и с ними бородатый дядька Черномор…» Так и у нас, музыкантов, нотные знаки должны оживать. И уже мы видим не ноты, а летящую Баба Ягу, спящего малыша, маму, поющую колыбельную…Но это может произойти только тогда, когда вы серьёзно увлечётесь музыкальным произведением, будете трудиться, проявлять фантазию, оценивать свои достижения. Вы готовитесь к конкурсу «Юный музыкант», я желаю вам успешно выступить и порадовать нас своими выступлениями. | Слушают, делают выводы | Познавательные: устанавливают связь между литературой и музыкальным искусством Личностные: осознают свои возможности, связывая успехи в обучении с трудолюбием, самооценкой своих выступлений. |
Выступления юных интерпретаторов джазовой музыки | Приглашаю мастеров джаза: Лесечко Марьяна, Зиновьева Родиона, Лапину Алину. | Готовятся к выступлению, настраиваются на исполнение произведений | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: ответственность за исполнение |
Актуализация знаний: беседа о зарождении джаза. | /Джаз – род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник на рубеже19-20 веков в США. Истоки джаза - импровизационное народное музыкальное творчество негров. Центр джаза Новый Орлеан, где возникли первые негритянские оркестры духовых инструментов. Для джазовой музыки характерна повышенная эмоциональная насыщенность исполнения. | Рассказывают о джазовой музыке, её истоках, особенностях | Познавательные: в сотрудничестве приобретают новые знания Коммуникативные: работа в группе |
Просмотр видео | Предлагаю вам просмотреть исполнение танца Буги-вуги, и Блюз в исполнении знаменитого джазового музыканта Рея Чарльза. | Смотрят видеоматериалы | Познавательные: связь музыкального искусства и хореографии |
Практическая индивидуальная работа | Попрошу джазовых музыкантов исполнить произведения и рассказать об особенностях, характерных чертах Буги и Блюза. /Буги – модный эксцентрический танец, для фортепианного буги характерны – остинатный бас, опора на гармонический квадрат T-S-D-T, пунктирный ритм. Блюз – в переводе меланхолия, уныние. Сольная лирическая песня. Форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта часто играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка»/. Размер— 4/4. Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III, V и VII ступени - «блюзовые ноты». | Интерпретация произведений с учётом полученных знаний об особенностях исполнения Буги-вуги, Блюза. | Коммуникативные: обмен информацией Личностные: самооценка исполнения произведения |
Выступление мастеров полифонической музыки | Я приглашаю мастеров полифонической музыки исполнить произведения И.-С.Баха, творившего в эпоху барокко, Ступу Вадима, Орынканову Лауру, Короткову Валю. | Готовятся к выступлению,настраиваются на исполнение произведений | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: ответственность за исполнение |
Просмотр слайдов | Перенесёмся в стиль барокко. Посмотрите, как выглядят здания, которые построены в этот период. Они удивительно гармоничные, светлые и лёгкие, из белого мрамора и камня сияют под лучами солнца, радуя и восхищая людей своей красотой. Многие здания, выстроенные в эпоху барокко, являются мировыми шедеврами. | Смотрят презентацию | Познавательные: связь архитектуры и муз-го искусства |
Постановка проблемы | По мнению неподготовленного слушателя, ваши произведения могут показаться одинаковыми, их не отличить друг от друга. Что вы можете ответить на такое высказывание? | Обдумывают ответ, формулируют собственные мысли | Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения |
Работа с памяткой групповая | /Произведения имеют сходство, т.к. это произведения одного композитора и одного жанра, но они различаются фактурой изложения, образной тематикой, все эти тонкости может заметить человек, обладающий специальными знаниями. При работе над произведениями И.-С.Баха поможет памятка: Стиль - мужественный, величественный, приподнятый. Даже самые печальные настроения И.-С.Бах излагает сурово и торжественно. Средства выразительности - артикуляция и ритм. Ритм – точный, сосредоточенный, активный. Мелодика – И.-С.Бах использует скрытую полифонию, мотивное строение мелодии, задержанные звуки – органный пункт в басу. Динамика фактурная. Меняется после кадансов, пауз, фермат. Темп - у И.-С.Баха нет необузданных темпов. Мелизмы - исполняются в долю, учить их нужно как мелодию – певуче./ | Отвечают на вопрос, высказывают, обосновывают свою точку зрения | Регулятивные: планируют работу над произведением по памятке Коммуникативные: работа в группе Познавательные: в сотрудничестве приобретают новые знания Личностные: оценивание собственных знаний |
Применение знаний на практике | Исполните свои произведения и постарайтесь выполнить требования, которые предъявляются к произведениям И.-С.Баха | Исполнение произведений | Личностные: ответственность за интерпретацию пр-ний |
Актуализация личностных качеств | А как вы думаете можно ли гордиться тем, что вы имеете такие знания, можете рассуждать о творчестве великого композитора, исполняете трудные произведения? | Отвечают на вопрос Самооценка личности | Личностные: самооценка личности |
Рефлексия | Выступили все юные мастера. Вы внимательно слушали друг друга, и я хочу вам предложить такую игру «закончи предложение» Теперь я могу… Я научился… Было трудно... У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Сегодня я узнал(а) В заключение хочется сказать: если вам удастся добиться успеха в школе, то у вас есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих. Занятия в нашей школе дают вам возможность развиваться, быть успешными учениками, в каждом из вас мы видим уникальную личность, стараемся развивать вас. Ведь чем интереснее личности, составляющие единство, тем интереснее, сильнее наша школа, а значит и общество, в котором мы живём. | Отвечают на вопросы Подводят итог занятию Оценка собственной личности в творческом коллективе | Регулятивные: оценивают свою работу Личностные: самооценка успешности |