kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И будет жить мелодия стиха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «И будет жить мелодия стиха» (на примере творческого содружества челябинского композитора Валерия Ярушина и челябинской поэтессы Аси Горской).

Цель: Формирование у обучающихся личностно-ориентированных высоконравственных качеств: доброты, отзывчивости, любви к русской, уральской природе, к близким людям, к Родине посредством приобщения к художественной и музыкальной культуре,  любви к поэзии, художественному тексту исполняемых произведений, бережному отношению к вокальной интонации, к средствам музыкальной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И будет жить мелодия стиха»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала










Методическая разработка

открытого урока по предмету Эстрадный вокал


Тема: «Вокально - репетиционная работа. Пение в ансамбле»






Преподаватель

Нечаева Т.В.







г. Бакал

2023 г.



Тема: «И будет жить мелодия стиха» (на примере творческого содружества челябинского композитора Валерия Ярушина и челябинской поэтессы Аси Горской).

Тип урока: Комбинированный. (Знакомство с новым материалом «Содружество двух муз» и закрепление - обобщение тем «Интонация» и «Средства музыкальной выразительности»)

Форма проведения: Открытое занятие в форме музыкально-литературной гостиной совместно с родителями обучающихся.

Цель: Формирование у обучающихся личностно-ориентированных высоконравственных качеств: доброты, отзывчивости, любви к русской, уральской природе, к близким людям, к Родине посредством приобщения к художественной и музыкальной культуре, любви к поэзии, художественному тексту исполняемых произведений, бережному отношению к вокальной интонации, к средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

1.Познакомить с творчеством челябинской поэтессы Аси Горской и челябинского композитора Валерия Ярушина.

2.Привить умение анализировать музыкальные и поэтические произведения, в процессе совместного обсуждения, уметь сформировать своё мнение и точку зрения.

3.Побудить к творческому самовыражению, повышению исполнительской культуры: выразительному исполнению поэтических и музыкальных произведений, применяя навыки средств музыкальной выразительности.

4.Проследить синкретизм (соединение) выразительных средств музыки и поэзии.

5.Закрепить понятия и умения по теме «Вокальная интонация» и «Средства музыкальной выразительности» на примере разученных ранее вокальных произведений В. Ярушина на стихи Аси Горской «Аквариум детства», «Хрустальная капель», «Кто берёзку причесал», «Калейдоскоп».

Продуктивная педагогическая воспитательная задача:

Выявить в произведениях Аси Горской и Валерия Ярушина нравственные ценности и наполнить ими сосуд - символ человеческой души.

Наглядное оформление:

1.Портреты А. Горской и В. Ярушина, пейзажи уральской природы, слова синкретизм, душевное богатство, смятение, исповедь, сосуд - картинка для заполнения нравственных ценностей.

2.На выставке поэтические и музыкальные сборники: «Аквариум детства», диски и ноты.

Эпиграфы на доске или на плакате:

«Ребёнок - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». (Э. Кант). «Стань факелом, наполненный сосуд!» (А. Горская)

Содержание занятия:

Введение в тему: 7мин

Педагог исполняет «Вальс» А. Грибоедова или даёт прослушать в записи и после прослушивания задаёт вопросы воспитанникам: «Что за музыка сейчас прозвучала?», «Кто написал эту музыку? Кем был автор этого произведения?»

Предполагаемые ответы обучающихся и родителей: «Это вальс», автор этого вальса Александр Грибоедов. Он был не только дипломатом, но и сочинил комедию «Горе от ума» и знаменитые «Два вальса». (Если воспитанники и их родители затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами или сам отвечает).

Педагог: Верно. Этот вальс, написанный очень талантливым человеком. Было традицией, что перед литературными передачами на ТВ и радио звучал именно вальс Грибоедова. И наша музыкально-литературная гостиная тоже открылась под звуки этого нежного вальса. Сегодня в нашей музыкально-литературной гостиной прозвучат стихи нашей землячки Аси Горской и песни, сочинённые на её стихи челябинским композитором Валерием Ярушиным. Посмотрите внимательно на портреты этих людей. Кажется, что они совершенно разные, но на самом деле духовно они очень близки, и сегодня вы поймёте, что значить духовное родство, духовная близость.

На плакате вы видите необычное слово «синкретизм», оно означает соединение. В древнем искусстве пляска, пение, инструментальное сопровождение существовали в единстве. И это единство принято называть синкритизмом. Подумайте, а в наше время, где можно наблюдать синкритизм? В каких видах искусства это понятие существует?

Предполагаемые ответы: «Театр», «Эстрадно-цирковое искусство», «Балет», «Опера», «Оперетта», др.

Педагог: Да, верно, в них происходит соединение разных видов искусств. Эти виды искусства ещё называют синтетическими. И мы с вами тоже в наших выступлениях стараемся соединить пение с элементами хореографии, видео – сопровождения. А сами песни – это тоже соединение поэзии и музыки.

Каждый композитор, прежде чем написать музыку, очень долго ищет тему в поэзии, удобную рифму, певучий слог, на который потом он напишет музыку. Это процесс синкретизма: соединение двух муз: поэзии и музыки. Давайте проследим синкретизм на примере творческого содружества поэтессы Аси Горской и нашего уральского композитора, ныне живущего и работающего в Москве, Валерия Ярушина.

Что вы знаете об Асе Борисовне Горской? Кто получил задание подготовить сообщение об Асе Горской? Кто расскажет о её творчестве? ( На доске или на экране слайд с портретом А. Горской)

Домашнее задание 8 мин (сообщения, стихи)

Обучающийся делает небольшое сообщение: по профессии она была учителем географии, поэтому ей была близка жизнь школы. Тематика её стихов: о природе, учениках и учителях, о дружбе, о предательстве, о добре и зле. В свет вышли сборники её стихов: «Открытый урок», «Живите любимые», «Зажжём в честь Пушкина свечу», «Аквариум детства». На стихи А. Горской написаны музыка композиторами Шмаковым, Сафоновым, Кривошеем, Ярушиным.

Педагог: К сожалению, Ася Борисовна ушла из жизни в 2003 году, а 30 октября 2012 года ей исполнилось бы 75 лет. Совсем недавно мне вместе с нашей солисткой Анфисой Гарбузовой посчастливилось выступать в концерте, посвящённом её памяти. Светлой памяти нашей челябинской поэтессы мы посвящаем нашу встречу в музыкально – литературной гостиной. Около портрета А. Горской педагог зажигает свечу.

А что вы, ребята, знаете о Валерии Ивановиче Ярушине? (педагог подходит к портрету В. Ярушина). Кто готовил сообщение об Ярушине?

Обучающийся: Валерий Иванович Ярушин - заслуженный артист России. В 1970 году он организовал вокально - инструментальный ансамбль «Ариэль», который завоевал мировую известность. В 1989 году возглавил ансамбль «Иваныч». Важное место в его творчестве занимает сочинение музыки. Обработки русских народных песен стали классикой современной эстрады.

Ход занятия:

(исполнение вокальных произведений, художественное чтение стихов, беседа, диспут, работа с карточками, наполнение сосуда, рассуждение, заключение) всего 45мин.

Педагог: Сегодня мы постараемся прочувствовать, понять поэзию и музыку челябинских авторов. Их славное содружество воплотилось в сборнике «Аквариум детства». Он предназначен для детей и взрослых, в нём 24 песни.

Начинается сборник с песни «Аквариум детства». Я попрошу исполнить эту песню группе девочек из нашего ансамбля. (исполнение 3мин)

Педагог: Замечательная песня. Скажите, благодаря чему, создан образ этой песни? Что помогло создать музыкальный художественный образ? Верно, темро - ритм, имитирущий плеск воды. Подумайте, какую проблему в этом произведении ставит автор?

Педагог, дети и родители (3мин) рассуждают о том, что автор раскрывает проблему становления человека, личности. Горская рассказывает о детстве ребёнка, окружённого вниманием семьи, в «аквариуме» - освещённого электрическим светом, теплом. Подобно рыбке, плывёт он себе к золотым островам. Но наступает ответственная пора, человек выходит из «аквариума», он учится, готовит себя к жизни. Для этого нужно приобрести и душевное богатство. От этого будет зависеть, состоялся ли человек, вышел ли он на правильную дорогу.

Педагог: В душе у каждого из нас живёт маленькая «золотая» рыбка детства. Композитор Валерий Иванович Ярушин почувствовал мечтательность, интонацию слога, романтизм поэтических строчек. А как это передаётся в мелодии? Каков её характер? Мелодия? Интонация? Верно, игривый характер мелодии, интонации.

Предполагаемые ответы: Мелодия стремительная, Быстрый темп, темпо- ритм, интонация, уходящая вверх, необычные мелодические обороты придают мечтательный характер, полёт души.

Педагог: Это средства музыкальной выразительности. Мы услышали мелодию души В. Ярушина, созданную на стихи А. Горской, а теперь хочется услышать, насколько стихи Аси Борисовны Горской сами по себе певучи? Музыкальны? Выразительны? Эмоцональны?

По просьбе педагога желающий читает выразительно стихи Аси Горской, слова из песни «Хрустальная капель» 3мин

«Откуда вы хрусталинки?

Откуда вы проталинки?

Откуда столько радостных людей?

От солнечной поляночки,

От папы и от мамочки,

Конечно, и от Вас учителей!» и дальше по тексту…

Беседа 3мин

Педагог: Какими душевными качествами обладает человек, написавший эти стихи?

Предполагаемые ответы: (Доброта, любовь к людям,)

Педагог: Кто такие хрусталинки? Это замечательные, талантливые дети. Они радуют нас, с ними легко и весело. И снова, посмотрите с помощью необычных текстовых интонаций, по ступенькам восходящим и парящим, создаётся образ. Эти радостные чувства передаёт и музыка. Давайте послушаем насколько музыка В. Ярушина точно передаёт настроение этих строк?

Участницы ансамбля исполняют песню «Хрустальная капель» 2,5 мин.

Работа с табличками «Нотный стан» под музыку В. Ярушина 3мин

Педагог: Какие цветовые гаммы вам представляются при прослушивании этой песни?

Предполагаемые ответы: Прозрачный цвет хрусталя ассоциируется с детской чистотой, непосредственностью, любовью, добром. Стихи наполнены цветом с множеством оттенков: голубым, солнечным жёлтым, розовым.

(Обучающиеся выкладывают на нотном стане (на доске или табличке, прикрепляя кнопками) звукоряд из цветных бумажных сосулек.)

Беседа 3мин.

Педагог: Стихи А. Горской – лирические, выражают чувства и переживания. Это исповедь (откровение) нашей современницы, разговор по душам о нравственных ценностях, о необходимости бережного отношения друг к другу. Посмотрите на плакат. Немецкий философ XVII века Кант писал:

«Учащийся – не сосуд, который надо наполнить,

А факел, который надо зажечь».

Педагог: Согласна ли Ася Горская с Кантом? Найдите ответ в тексте?

Предполагаемые ответы: Ася Горская считает, что сосуд должен быть заполнен содержимым: «По капельке, по крошечной частице, в нём должен накопиться «огонь», а искра сделает своё дело и факел вспыхнет.

Педагог: Посмотрите, на плакате изображение сосуда - символа накопления душевного богатства. Сегодня, перед вами стоит задача: прослушав стихи А. Горской и музыку В. Ярушина, наполнить сосуд-символ теми нравственными ценностям, о которых говорят авторы.

Чтение 2-х стихотворений и обсуждение (5мин)

Педагог читает стихотворение «Смятение души». Затем задаёт вопрос «Что такое смятение? Почему душа в смятении?»

Подменили душевное богатство – материальными благами, человек утратил совесть, честь. К чему призывает автор? Вернуть душевное богатство. Из чего оно состоит? Из каких нравственных ценностей?

Педагог читает выразительно стихотворение «Случай». Давайте поговорим.

Дети рассуждают о смысле слов – ушло добро, так значит победит зло в жизни? Нужно ли этого ждать? Люди ищут исчезнувшее добро, чтобы сохранить человеческое достоинство и нравственные ценности. Иначе мир рухнет под натиском зла.

Педагог: К чему призывает автор? Быть добрыми! Делать добро всем, кто окружает человека: это и семья, и школа, и природа.

На сосуде пишутся слова – «Доброта», «Благородство» или прикрепляется табличка.

Педагог: Горская с любовью пишет о родной русской природе, белая берёзка – символ России.

Послушайте песню «Кто берёзку причесал» в исполнении Анфисы Гарбузовой.

Исполнение 2,5 мин.

Давайте разучим движения к этой песне. Во время исполнения песни мы немного отдохнём – проведём валеологическую паузу - 4мин: на словах ветер – руки вверх и покачивание руками, солнце – руки в стороны – круговые движения рук, дождик – потряхивание руками сверху вниз, а затем поднимаем ладони вверх, сгибая руки в локтях.

Исполняется песня «Кто берёзку причесал?» с движениями (В идеале, на электронной доске текст песни или просто на плакате).

Беседа- 3мин

Педагог: Какой приём использовала Ася Горская, раскрывая образ берёзки?

Предполагаемые ответы: Берёзка, как русская девушка: скромна и нежна. Ствол – это стан. Ветви – это косы.

Педагог: Какие чувства выразили авторы в этой песне?

Предполагаемые ответы: Любовь к берёзке, русской природе, бережное отношение к природе, единение с природой, ведь человек – это часть природы.

Педагог: Какими выразительными средствами пользуется композитор Валерий Ярушин, чтобы передать образ русской берёзки?

Обучающиеся: Мелодия по характеру распевная, широкая, очень близка к народной песне. Темп – спокойный, неторопливый, форма – диалога.

Педагог: Это яркий пример синкретизма, когда музыка и слова создают единый эмоциональный художественный образ берёзки – символа русской природы. Музыка придают тексту нарядность, ярче представляются картины природы, образы ветра, солнца – источника тепла и жизни. Какова главная мысль этой песни? Любовь к природе, Родине. Это ценное нравственное качество?

На сосуде пишем слово – Любовь к природе.

Педагог: Ася Борисовна Горская олицетворяет природу. Как же природа реагирует на то, когда её разрушают?

Педагог читает стихотворение А. Горской «Не делай лесу больно» 4мин, затем просит послушать песню В. Ярушина «Не делай лесу больно» и задаёт вопрос, какой вред причинил мальчик лесу? К чему призывает автор?

На сосуде пишем слова: Борьба со злом.

П едагог: Вы согласны со мной, что необходимо бережное отношение к природе? Бережно нужно относиться и друг к другу, и к одноклассникам, и к родным. На сосуде пишем слова: Дружба и Верность. Педагог: На этой серьёзной нотке мы подведём итоги нашей совместной деятельности. Результатом стал совместный продукт – сосуд, наполненный нравственными ценностями. Итак, вспыхнет ли факел, огонь души человеческой, если эти качества в человеке есть?

(После ответов прикрепить на доске или экране к сосуду факел-огонь).

Заключение (4мин.)

Педагог: А теперь вернёмся к словам Аси Горской: «Стань факелом наполненный сосуд!» С кем вы согласны? Со словами Канта или А. Горской? Почему? Что извлекли вы для себя на нашей встрече в музыкально-литературной гостиной? Ответы. И завершаем нашу встречу мы стихами Аси Горской, которые вы видите на плакате (в идеале, на экране):

«Спасибо Вам, мои ученики,

Что вы со мной –

Как с речкой ручейки,

Меня не устаёте обновлять

А я Вас – снова в русло принимать.

Пускай же вечной, будет эта связь.

Вы для меня – а Я для Вас!»

И в заключении позвучит песня, которую мы споём все вместе, пусть она прозвучит, как Гимн творчеству двух замечательных людей, близких по духу друг другу и нам с вами.

Исполнение песни Валерия Ярушина на стихи Аси Горской «Калейдоскоп».

Техническое обеспечение:

1.Просторный кабинет или камерный зал.

2. Импровизированная сцена и стулья, стоящие полукругом для родителей и детей как в зрительном зале.

3.Звуковая аппаратура (ноутбук, микшерский пульт, колонки, усилитель, микрофоны, синтезатор)

4.Стол для педагога, ведущего занятие, на столе свеча.

5.Доска или стенд, на который можно поместить эпиграф, тему, портреты Аси Горской и Валерия Ярушина.



Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  1. Тексты песен и стихотворений.

  2. Ноты произведений (копии сборника В. Ярушина «Аквариум детства»).

  3. Портреты Аси Горской и Валерия Ярушина на А4.

  4. Фото ансамбля на выступлениях с произведениями В. Ярушина (на стенде в кабинете)

  5. Чистые листы для раскраски цветными полосками или карандашами.

  6. Фонограммы песен:

  • –Аквариум детства

  • Хрустальная капель

  • Кто берёзку причесал?

  • Калейдоскоп

Список источников:

  1. Ратников К. И будет жить мелодия стиха: памяти Аси Горской,К. Ратников//Вечерний Челябинск.-2003.-28 ноября.-С. (Вкл.Пергамент).

  2. Календарь знаменательных дат. Челябинская область.-2002.-Челябинск.2002.-С. 122-123.

  3. Радченко Е. Ася./Е. Радченко//Урал.-2007. №3.-с.240-243.

  4. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия. 5-9 кл. – 3-е изд./сост. Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалёва, Т. В. Соловьёва. -Челябинск: Взгляд, 2007.-495 с.

  5. Синецкая Т. Каталог произведений композиторов Южного Урала – Челябинск.-1996.

  6. Садчикова Л. Почему Челябинск забыл меня? / Л. Садчикова//Челябинский рабочий.-2007.-26 окт. – с. 4.

  7. Горская А. Б. Аквариум детства: Песни для детей и взрослых: Музык. Альбом/А. Б. Горская, В. И. Ярушин, - Челябинск: Версия, 1997.- 56с.

  8. Горская А. Б. Зажжём в честь Пушкина свечу: Стихи, песни, романсы: Лит.-музык. альбом.\А. Б. Горская, Л. Сотченкова.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.-50 с.

  9. Горская А. Б. Только в Челябинске: Лит.-музык. альбом. /А. Б. Горская, А. Сафонов -Челябинск:Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2001.-с.: ил.

  10. Адлер И. Поэт, Учитель, Краевед.//И. Адлер.//Мастер – класс.-2007, октябрь.







8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
И будет жить мелодия стиха

Автор: Нечаева Татьяна Владимировна

Дата: 22.10.2025

Номер свидетельства: 675936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Урок изобразительного искусства         «Люблю я Русь за осень золотую...»  (Уголки родного края, воспетые поэтом Сергеем Есениным в стихах) 4 класс "
    ["seo_title"] => string(149) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-liubliu-ia-rus-za-osien-zolotuiu-ugholki-rodnogho-kraia-vospietyie-poetom-sierghieiem-iesieninym-v-stikhakh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445544973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка  внеклассного  мероприятия "Осенины" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-osieniny"
    ["file_id"] => string(6) "195451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427906425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Интеллектуально- развлекательная игра «Угадай мелодию»"
    ["seo_title"] => string(54) "intielliektualnorazvliekatielnaiaighraughadaimielodiiu"
    ["file_id"] => string(6) "330390"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1464244708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Мой Президент"
    ["seo_title"] => string(15) "moi_priezidient"
    ["file_id"] => string(6) "428185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505401387"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Мероприятие  "День матери" "
    ["seo_title"] => string(27) "mieropriiatiie-dien-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "140500"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417962281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства