kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эвристические задания как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к урокам по музыке. Примеры эвристических заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эвристические задания как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся»

Эвристические задания как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Что такое эвристика? Термин происходит от греческого «heuresko » - отыскиваю, открываю. Обратите внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приёмов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределённости. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристическое (открытое) задание. Такие задания становятся мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке и, в то же время, успешно решающим образовательные задачи.

Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей. Ещё один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.

Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.)

- креативные (вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

- оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

Фантазийное по своей сути задание для школьников позволяет учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы, заложенной в стандарт. Помимо этого:

- ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника;

- он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;

- он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;

- он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость;

- происходит личное приращение ребёнка, его знаний, чувств, способностей, опыта.

Итак, открытые задания на уроке решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят учеников далеко за рамки требований этой системы.

А теперь о самих заданиях.

1 задание. ЗВУКАРИК.

Люди – ноты, люди – звуки

Среди нас живут без скуки.

Семь имён произнеси –

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Ольга Кесслер)

С какими нотами и почему ассоциируются у тебя знакомые и близкие люди? Составь свой звукарик (словарь звуков), где каждая нота будет соответствовать близкому тебе человеку, и поясни его.

2 задание. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛКУ. В сказке «Три поросёнка» волк разрушил дома поросят из-за того, что они пели ему песню-дразнилку «Нам не страшен серый волк». Придумай другое продолжение сказки – попробуй успокоить волка песней. Сочини колыбельную песню для волка.

Сочини свою колыбельную для волка - представь её текст:

- если умеешь, запиши её нотами и пришли рисунок;

- если получится, сделай запись своей песни (например, с помощью диктофона) в формате mp3 и пришли вместе с работой.

3 задание. ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ – ВЫШЛА ПЕСЕНКА СМЕШНАЯ. Сочини частушку-веселюшку на известную мелодию, на тему «Буфет-минутка». Запиши её текстом и зашифруй её музыкальными знаками в виде ребуса.

4 задание. ПАМЯТНИК МУЗЫКЕ. 1 октября весь мир праздновал Международный День Музыки. А можем ли мы увидеть музыку? Ведь она живёт только, когда звучит… Придумай и нарисуй звучащий памятник Музыке и объясни, как он звучит.












Просмотр содержимого презентации
«Эвристические задания как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся»

учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности.

учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности.

Отсутствие заранее известного ответа Актуальная проблема, противоречие, потребность Результат – уникальный творческий образовате- льный продукт Опора на творческий потенциал  Универсальная предметная основа + уникальность её  рассмотрения учеником

Отсутствие

заранее

известного

ответа

Актуальная

проблема,

противоречие,

потребность

Результат –

уникальный

творческий

образовате-

льный

продукт

Опора на

творческий

потенциал

Универсальная

предметная

основа +

уникальность

её

рассмотрения

учеником

когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.); креативные (вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.) ; оргдеятельностные
  • когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.);
  • креативные (вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.) ;
  • оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника; он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны; он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение; он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость; происходит личное приращение ребёнка,
  • ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника;
  • он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;
  • он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;
  • он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость;
  • происходит личное приращение ребёнка,

его знаний, чувств, способностей, опыта.

6 октября 2010 года

6 октября 2010 года

1 задание. ЗВУКАРИК. Люди – ноты, люди – звуки Среди нас живут без скуки. Семь имён произнеси – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.  (Ольга Кесслер)  С какими нотами и почему ассоциируются у тебя знакомые и близкие люди? Составь свой звукарик (словарь звуков), где каждая нота будет соответствовать близкому тебе человеку, и поясни его.

1 задание. ЗВУКАРИК.

Люди – ноты, люди – звуки

Среди нас живут без скуки.

Семь имён произнеси –

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Ольга Кесслер)

С какими нотами и почему ассоциируются у тебя знакомые и близкие люди? Составь свой звукарик (словарь звуков), где каждая нота будет соответствовать близкому тебе человеку, и поясни его.

2 задание. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛКУ. В сказке «Три поросёнка» волк разрушил дома поросят из-за того, что они пели ему песню-дразнилку «Нам не страшен серый волк». Придумай другое продолжение сказки – попробуй успокоить волка песней. Сочини колыбельную песню для волка.  Сочини свою колыбельную для волка - представь её текст:  - если умеешь, запиши её нотами и пришли рисунок;  - если получится, сделай запись своей песни (например, с помощью диктофона) в формате mp3 и пришли вместе с работой.

2 задание. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛКУ. В сказке «Три поросёнка» волк разрушил дома поросят из-за того, что они пели ему песню-дразнилку «Нам не страшен серый волк». Придумай другое продолжение сказки – попробуй успокоить волка песней. Сочини колыбельную песню для волка.

Сочини свою колыбельную для волка - представь её текст:

- если умеешь, запиши её нотами и пришли рисунок;

- если получится, сделай запись своей песни (например, с помощью диктофона) в формате mp3 и пришли вместе с работой.

3 задание. ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ – ВЫШЛА ПЕСЕНКА СМЕШНАЯ.  Сочини частушку-веселушку на известную мелодию, на тему «Буфет-минутка». Запиши её текстом и зашифруй её музыкальными знаками в виде ребуса.  4 задание. ПАМЯТНИК МУЗЫКЕ.  Недавно, 1 октября, весь мир праздновал Международный День Музыки. А можем ли мы увидеть музыку? Ведь она живёт только когда звучит… Придумай и нарисуй звучащий памятник Музыке и объясни, как он звучит.

3 задание. ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ – ВЫШЛА ПЕСЕНКА СМЕШНАЯ.

Сочини частушку-веселушку на известную мелодию, на тему «Буфет-минутка». Запиши её текстом и зашифруй её музыкальными знаками в виде ребуса.

4 задание. ПАМЯТНИК МУЗЫКЕ.

Недавно, 1 октября, весь мир праздновал Международный День Музыки. А можем ли мы увидеть музыку? Ведь она живёт только когда звучит… Придумай и нарисуй звучащий памятник Музыке и объясни, как он звучит.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эвристические задания как средство раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Автор: Волкова Людмила Семёновна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 410027

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения""
    ["seo_title"] => string(70) "proghrammapovnieurochnoidieiatielnostitiekhnikaeffiektivnoghochtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "273675"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452256224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Внутреннее строение Земли. Литосфера "
    ["seo_title"] => string(44) "vnutriennieie-stroieniie-ziemli-litosfiera-1"
    ["file_id"] => string(6) "193084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427562346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства