Цель: знание понятий: духовная православная и католическая музыка, умение приводить музыкальные примеры, знание основ православной и католической музыки.
Ход урока
Актуализация знаний:
«Каждый человек, — писал священник Александр Мень, — даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
ЗАДАНИЕ НА ОТДЕЛЬНОЙ КАРТИНКЕ: распределить тезисы по столбикам.
Проверка.
.
Духовная музыка всегда была связана с богослужением.
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.
ЗАПИСАТЬ: В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
«Цель музыки — трогать сердца» — эти слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху (1685—1750), великому композитору XVIII в. Многочисленные обязанности Баха — придворного композитора, органиста, руководителя церковного хора и оркестра, педагога-музыканта — вызвали к жизни произведения, предназначенные для исполнения во время церковных богослужений, музыкальных празднеств, на публичных концертах, вечерах в придворных салонах.
ПРОСМОТР ВИДЕО О БАХЕ
Самым величественным вокально-драматическим произведением, завершившим творческий путь Баха, который был глубоко верующим человеком, по праву считается «Высокая месса» (си минор).
Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха развертывается в совершенной полифонической форме — фуге.
Послушайте Баха «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы»
Какие чувства вызвала эта музыка?
Месса (от лат. missa — посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр - это многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. Бах писал «Высокую мессу» несколько лет. Судьба «Высокой мессы» необычна — предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.
Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Идея Мессы — «от страдания к радости» —
воплощается через сопоставление двух образных сфер, в выражении которых Бах достигает огромной силы и напряженности. Первая сфера — это образы скорби, горести и страдания, «вздохи и слезы», исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, — образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.
Это произведение относят к шедеврам мировой духовной музыки, а сейчас мы поговорим о русской духовной музыке.
Свою духовную культуру мы должны знать точнее и глубже, поэтому вернемся к истокам русской духовной музыки и проследим этапы развития православной музыки.
Записать подзаголовок: Русская духовная музыка.
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
Записать 1 этап988 год – Крещение Руси
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (acapella).
Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками).
ПРОСМОТР ВИДЕО О ЗНАМЕННОМ РАСПЕВЕ
2 этап: Очень важным в истории русского богослужебного искусства был 15век, когда из Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.
Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes – партия.
Основу партесного пения составляло четырехголосие.
С 17 века, с реформами Петра 1,партесное пение стало общепринятым на Руси.
3 этап:В XVIII веке в русской музыке появился новый жанр хорового творчества русских композиторов - духовный концерт.
Основными жанрами в религиозно-духовной музыке являются Всенощная и Литургия - главные церковные службы, образующее суточный круг.
Всенощная - вечерняя служба, состоит из двух частей: великой вечерни и утрени. Литургия - утренняя служба, в ней три части:
проскомидия - приготовления Святых Даров к причастию,
литургия оглашенных - тех, кто еще не принял веру,
литургия верных, уже принявших крещение.
Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались с каноническим текстом, привнося в эти произведения свое видение, черты своего собственного музыкального стиля.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) обращался к церковным мотивам в своём творчестве.
«Всенощная»(УДАРЕНИЕ НА Е)-это православное богослужение, которое совершается накануне воскресения, праздников и объединяет две службы вечернюю и утреннюю.
Всенощное бдение было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (1915 год). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости, бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.
В мелодиях Всенощной оживают детские впечатления Рахманинова о колокольных звонах новгородского Софийского собора. «Четыре ноты, - вспоминал композитор,- складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему: четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом».
«Всенощную» Рахманинова называют шедевром музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Многие поколения безвестных творцов-распевщиков сберегали драгоценный камень знаменного распева, а Мастер вывел на нем узор бессмертной красоты.
Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы русской природы, высокое эпическое и нравственное чувство были бы выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».
«Всенощное бдение» состоит из двух циклов. В нем 15 номеров большая часть которых основана на знаменных песнопениях, обогащённых композитором новыми мелодическими голосами и линиями.