Открытый урок по предмету "Эстрадный вокал". Ученица 3 класса. Ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.,легкое пение с закрытым ртом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
получение новых знаний с опорой на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов (литературное чтение, окружающий мир) или из жизненного опыта обучающейся.
Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;
Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.
Задачи:
Обучающая– познакомить обучающуюся с понятием «динамика», «динамические оттенки»;
научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов.
Развивающая –развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательная– уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь обучающуюся в активную деятельность.
Применяемые методы:
Метод импровизации;
Репродуктивный метод;
Игровые методы;
Пластическое интонирование;
Объяснительно-иллюстрированный метод;
Метод общения
Тип занятия:
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Используемое оборудование:
Фортепиано, мультимедийная установка.
Ход занятия:
1 . Приветствие.
Распевание голоса. 5 минут.
Педагог: Таня, давай вспомним тему нашего прошлого занятия?
Таня: -"Микрофон и его виды".
Педагог: Молодец, теперь расскажи нам и покажи как надо пользоваться микрофоном и какие виды микрофонов бывают.
(ответ обучающейся)
Педагог: Спасибо!
Основная часть.
Педагог: Сейчас я тебе прочитаю стихотворение "О чем спорят свойства звуков? (читает стихотворение)
Свойства звуков вместе
Однажды собрались.
Спорили, решали, чуть не подрались.
Что же в музыке важнее?
Кто для музыки нужнее?
Длительности сразу встали
И решительно сказали:
-Всем вам заявить должны,
Что мы больше всех нужны!..
Высота же им в ответ:
-Нет!
Уверяю вас, друзья,
В музыке важнее Я.
Сила звука тут же подскочила,
Тихо зашептала, громко завопила:
Что тут спорить, это я!..
Без меня никак нельзя!
Тембр тоже не смолчал
И уверенно сказал:
Бесконечный разговор,
Ни к чему весь этот спор!
Каждый это подтвердит:
Без меня – не зазвучит...
Тут такое началось!..
Кто главнее, кто сильнее,
Кто быстрее, кто длиннее...
Что же делать?
Как тут быть?
Нужно нам их помирить!
Мы Мелодию позвали,
Попросили рассудить:
-Ты ответь нам поскорее,
Кто для музыки важнее?
А Мелодия сказала:
-Начинайте все сначала.
О себе нам расскажите,
Себя в деле покажите...
Тут обратилась к нам сила звучания:
-Прошу внимания,
Уважаемое собрание...
Изучение новой темы.
Педагог: Таня, все это знают, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.
И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.
Например, когда у тебя хорошее настроение, ты включаешь магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?
Обучающаяся: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.
Педагог: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.
В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.
Проведем эксперимент: Постучит по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!
Обрати внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется... Это ты узнаешь, если разгадаешь наш кроссворд.
(На доске плакат с кроссвордом).
Педагог: Впиши по вертикали названия аппаратов или инструментов воспроизводящих звук, в той последовательности, как я тебе их покажу и в клеточках по горизонтали прочтешь как называется важное свойство мелодических звуков.
1. Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио).
2. Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).
3. Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон).
4.Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).
5.Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).
6.Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).
7.Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).
8.Музыкальный инструмент из металла (металлофон).
Физ.минутка.
Педагог: А сейчас давай поиграем! Я включу тебе запись на проигрывателе, а ты угадывая что это за песня, танцуешь изображая ее смысл слов. 5 минут.
Педагог: Асейчас давай вернемся к кроссворду.Каким слогом заканчиваются почти все слова кроссворда?
Обучающаяся: "Фон".
Педагог: Правильно, "фон" означает "громкость".А какое слово получилось у нас по горизонтали?
Обучающаяся: ДИНАМИКА.
Педагог: Запомни! Динамика (греч. слово – сила звука) и тема нашего занятия – ДИНАМИКА.
Музыка, как и человеческая речь наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.
Скажи, ведь мы никогда не говорим только громко или только тихо. Сила звучания зависит оттого, что и как мы хотим сказать. Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством. Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.
Итальянские слова forte (форте) обозначает громко, а piano (пиано) обозначает тихо.
Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?
Обучающаяся: Музыкальный инструмент.
Педагог: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громко-тихо»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.
3. Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
Педагог: Какой музыкальный прием здесь используется?
Обучающаяся: Музыка чем ближе, тем громче.
Педагог: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшай громкость. Какой динамический прием мы использовали?
Обучающаяся: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.
Педагог: Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запиши и запомните динамические оттенки:
Pp (пианиссимо) – очень тихо
P (пиано) – тихо
mp (меццопиано) – не очень тихо, чуть громче, чем пиано
mf (меццофорте) – не очень громко
f (форте) – громко
ff (фортиссимо) – очень громко
А теперь наступил момент познакомиться с динамическими вилочками.
Чем ближе – тем громче (усиление звука) крещендо.
Чем дальше – тем тише (ослабление звука) диминуэндо. Это легко запомнить на примере клюва птицы. (Педагог рисует на доске).
Заключительная часть.
Педагог: А теперь , зная динамические оттенки, продолжим разучивать песню "Мама и дочка". Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной? Куплеты исполняем на p, а припев на f.
(При разучивании песни учитель уделяет внимание на звуковедение, дыхание, динамические оттенки.)
Домашнее задание. Выучить новые термины.
Итог урока. Что нового ты сегодня узнала? Что такое «динамика», «динамические оттенки».
Использованная литература:
1. Агин М.С. Вокально-энциклопедический словарь: В 5 т. – М., 1991–1994.
2. Булахов П. Романсы. Сайт http://www.notarhiv.ru