Просмотр содержимого документа
«"Что за прелесть эти сказки"»
«Что за прелесть эти сказки»
( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Проблема: Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане»
2.Расширить понятие регистр.
3.Вызвать интерес к классической музыке.
4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперыН. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).
Презентация.
Ход урока
(слайд № 1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?
Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)
Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
(слайд № 4)
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Слушание. (слайд № 5)
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Дети. ?????
Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Показ на синтезаторе различие звучания.
Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (слайд № 7)
(дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
(слайд № 8)
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.
Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)
Проговорим слова Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка
Лицом круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Молодой молодчик.
Он и ходит, он и носит
Дороги подарки.
Поем. Добиваемся чистоты пения.
А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.
Физминутка «Цыпленок»
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.
Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков
(Звучит фрагмент)
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу?
Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». (слайд № 13)
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Дети называют.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Дети отвечают.
Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.
Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Дети выполняют задание. (слайд № 14)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».
А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».
(Дети прикрепляют орехи).
Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15)