Просмотр содержимого документа
«Что роднит музыку и изобразительное искусство?»
Урок музыки
5 класс
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
1. Организационный момент Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Я –Сегодня урок музыки у вас проведу я, меня зовут Елена Евгеньевна, и хотя с начала урока прошло всего лишь несколько минут, мне показалось, что между нами установился контакт! Как вы думаете, благодаря чему это произошло? Что нас всех объединило?
Ответ детей –музыка.
Я –Я рада встрече с вами, встрече с музыкой. Я надеюсь, что мое настроение передастся и вам. Ведь еще древние люди знали, что через музыку можно передать не только свое настроение, но и эмоции, мысли, самые глубокие чувства, с помощью музыки можно рассказывать о различных событиях, в том числе, исторических.
2. Основная часть урока.
Я- Посмотрите в окно. Какими бы красками вы нарисовали сегодняшнее утро?
Ответы детей- серое, светлое, ясное
Я- А чувства можно изобразить цветом?
Дети: Да
Я- Какого цвета доброта? Дружба? Любовь?
Я- Что мы можем изобразить при помощи красок?
Ответы детей: все.
Я- А можно ли музыкой изобразить свое настроение, нарисовать картины природы, изобразить какие-то события?
Дети: да
Я- Сегодняшний урок я назвала «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку..»
Лев Николаевич Толстой говорил: «Музыка - высшее в мире искусство».
Как вы понимаете это высказывание?
Дети: помогает осмыслить, познать действительность (это идеал ответа)
Я- Так о чем же сегодня пойдет речь на уроке?
Дети: музыка- изобразительное средство.
Я- Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись? Вернемся к этим вопросам в конце урока.
На экране картина «Рассвет»
Я - Ребята, что изображено на этой картине?
Ответы детей- Рассвет, восход солнца…
Я - Да это действительно рассвет. Автор этой картины художник Алексей Сарычев, она так и называется «Летний рассвет». И я хочу сегодня вам предложить самим сочинить, смоделировать музыку, которая могла бы показать образ рассвета, попробуем свои силы в роли композиторов.
Как вы думаете, с чего начинает свою работу композитор?
Дети: ищет образ, вдохновение, озарение
Я- Я предлагаю вам самим составить образ рассвета, основываясь на увиденной картине, которая для нас на уроке будет вдохновением..
На экране«Мы-композиторы»
Я –Глядя на картину, послушайте себя. Подумайте, какую интонацию вы бы взяли за основу, чтобы показать рассвет. Слайд в помощь. Постарайтесь среди них найти ту, которая на ваш взгляд более созвучна той музыке, которая у вас сейчас звучит внутри. Подберите, пожалуйста, подходящие характеристики интонации и назовите их.
Слайд «Интонация» (нежная, плавная, отрывистая и т.д.)
Ответы детей.
Я- Хорошо, молодцы, теперь подумаем, а какого ритма у нас должна быть музыка рассвета?
Слайд «Ритм» пунктирный (острый) и ровный
Ответ детей – острый илировный.
Я- Вы считаете, что острый ритм может нам помочь показать образ рассвета?
Попробуйте простучать острый ритм. Что у нас получается?
Ответы детей- марш
Я- конечно, марш! Так может ли марш, с его точностью, резкостью, показать нам рассвет?
Ответы детей.
- Ну, а с точки зрения звуковедения мелодии?
Слайд «Мелодия»
Я- Ну а как быть с характером мелодии? Какая она должная быть по вашему?
Ответ детей- плавная, ровная.
Я – Хорошо. Как правило, музыку исполняет оркестр или ансамбль. Продирижируйте отчетливую мелодию. Какой инструмент мы можем использовать для исполнения нашей музыки?
Дети дирижируют.
Я- А теперь плавную, ровную.
Слайд «Темп»
Я- А как вы думаете, какой темп мы можем взять для своей мелодии? Вспомните свой жест. И подумайте, какой темп поможет нашей музыке проявить себя?
Ответы детей- адажио, анданте.
Я - А почему вы выбрали только медленные темпы, почему не быстрые?
Ответы детей.
Слайд «Динамика»
Я- Какой вид динамики поможет нам воплотить нашу задумку?
Ответы детей- тихо, умеренно тихо.
Слайд «Лад»
Я - Ну. а с точки зрения лада, какая музыка должна быть- мажорная или минорная?
Ответы детей- мажор.
Слайд «Тембр» окраска
Я- Ну, а если говорить о тембре. Как вы считаете, какой должна быть музыка рассвета- вокальной, которую исполняет хор или певец, или инструментальной, которую исполняет только оркестр?
Ответы детей- инструментальная.
Я – Молодцы, ну, а теперь подведем итоги нашего творчества.
Проговариваем получившуюся модель мелодии.
Я- А сейчас ребята, я предлагаю вам услышать звуки рассвета с помощью музыкальных инструментов. Итак, я приглашаю из каждой группы по 3 человека, которые, объединившись, образуют оркестр. Разберите, понравившиеся вам музыкальные инструменты. Ваша задача, внимательно слушая мое повествование о рассвете, воспроизвести его звуки с помощью своих инструментов по моему знаку.
Последние звезды тихо гаснут в посветлевшем небе (треугольники).
Утро. Начало светать… первые лучи теплого весеннего солнца разлились по еще не проснувшемуся небу (арфа).
Воздух ранним утром чист и прозрачен. Иногда можно увидеть легкий золотой туман. Край неба, обращенный к востоку, начинает розоветь. На фоне светлеющего неба проступают силуэты деревьев, и кустарников, с которых ветер осторожно срывает капельки росы (металлофон). Вот показался краешек солнышка, и все вокруг заискрилось, засверкало тысячами разноцветных переливающихся огоньков (колокольчики) и вдруг оно выкатилось на простор золотым колесом со своими огненными лучами (гусли). Вместе с солнечным светом начинает оживать природа. Тихо веет теплый ветерок, неся с собой сорванные листочки (маракасы). Просыпаются птицы, дятел застучал по дереву (барабан), а тут и пастух начал собирать свое стадо (блок-флейта).
Я- Молодцы. Спасибо.
Я- А сейчас я вам предлагаю послушать музыкальный фрагмент оперы великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина», точнее, вступление к опере, которое автор назвал «Рассвет на Москве-реке» и посмотреть, как композитор использует средства музыкальной выразительности. А также попробуйте увидеть в этой музыке образ рассвета.
СЛУШАНИЕ Звучит «Рассвет на Москве-реке» (2 мин)
Я- Какие образы встали у вас перед глазами, слушая это произведение?
Ответы детей.
Я- Молодцы ребята, а вы услышали в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам? Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.
Я- А сейчас мы поработаем в группах, у вас на партах лежат «Листки слушателя» заполните их по критериям (как работали сами выше, этот же план) а ребята-художники, с помощью красок, нарисуют нам цвета рассвета.
Слайд- «Задание» 1. Внимательно прослушайте музыку. 2. Обратите внимание на выразительные средства
Я- Проверим, что у вас получилось. Ребята, как вы считаете, совпала ли наша музыкальная мысль о рассвете с замыслом М.Мусоргского? (разобрать совпадения и различия, заполнить на доске столбец «Мелодия»- интонация, ритм, мелодия, динамика, темп, тембр, лад)
Мне показалось, что вы были очень близки к авторскому варианту. Как вы думаете, о чем это говорит? Вы почувствовали образ рассвета и показали его в своей музыке!
Возвращаясь к названию нашего урока «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку» можем ли мы сказать, что мы сегодня услышали музыку?
Ответы детей – Да
Я- можем ли мы сказать, что мы «увидели» музыку?
Ответы детей- Да.
Я- Действительно, Мусоргский через свою музыку показывает нам природу России, культуру нашего народа. «Рассвет на Москве реке» - всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. С чем у вас ассоциируется рассвет? С каким действием, с каким чувством? Таков и был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. М.П.Мусоргского называют художником в музыке. Не случайно, в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны, и в это время по радио зазвучал…… «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни. Я думаю, и вы со мной согласитесь, что для сегодняшней новой, возрождающейся России эта музыка тоже актуальна.
Я- Сейчас я предлагаю послушать отрывок из произведения Георгия Струве «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»
СЛУШАНИЕ.
Я- Что вы почувствовали, слушая это произведение? Есть ли связь с теми образами музыки и художественного искусства, о которых мы сегодня говорили на уроке?
Автором слов этой песни является ваша ровесница, 10-летняя Ира Исакова.
Я предлагаю исполнить эту песню, поем один куплет и припев.
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели- это музыка, И капели- это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей.
Я – Урок подходит к концу.. Я хочу вас попросить продолжить фразу «Урок музыки для меня- это урок…»
Ответы детей-урок творчества, урок искусства, урок души.
Я- Благодарю вас, ребята за урок, надеюсь на то, что он оставил в ваших душах определенный след. До свидания.