На тему: «Спящая красавица П. И. Чайковского»
Черкасовой Людмилы Васильевны.
1) Воспитывать интерес к музыке, музыкальный вкус, нравственно-эстетические чувства.
2) Формировать у учащихся потребность в восприятии музыки, облагораживающей внутренний мир.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация начала урока | Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. | Учащиеся приветствуют учителя |
2.Биография композитора | Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске на Урале. В 22 года он стал одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге. После ее окончания переезжает в Москву, где получает профессорскую должность. Потом П. И. Чайковский был музыкальным критиком в газете «Русские ведомости». Всемирную славу Чайковскому принесли: балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»; и оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Орлеанская дева». 120 лет назад в 1893 году было последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией. А через несколько недель в Санкт-Петербурге Пётр Ильич Чайковский скончался. Сейчас в Москве есть концертный зал, названный его именем. А раз в четыре года проводится международный музыкальны конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. | Дети внимательно слушают биографию Петра Ильича Чайковского. |
3.Сообщение темы урока | Ребята, а кто запомнил, какие балеты принесли Петру Ильичу всемирную славу? Сегодня мы с вами познакомимся с балетом Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». | «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». |
4.Сюжет произведения | Основа содержания балета — французская сказка «Спящая красавица». Кто автор этой сказки? Действие балета развертывается в сказочном королевстве. | Шарль Перро |
5.Знакомство с фрагментом «Тема феи Карабосс и феи Сирени» | На праздник по случаю крестин дочери короля — принцессы Авроры, приглашено много гостей. Но распорядитель забыл пригласить фею Карабосс. В разгар праздника разгневанная фея появляется со своей свитой и, мстя за оскорбление, произносит страшное заклятье: принцесса уколет себе веретеном руку и заснет вечным сном. Все присутствующие охвачены ужасом. Однако добрая фея Сирени, не властная совсем отменить страшное пророчество злой Карабосс, смягчает его: Аврора уснет, но не навсегда. Она будет спать 100 лет и проснется от поцелуя прекрасного принца, который придет освободить ее от злого колдовства (отрывок балета). Как передается образ феи Карабосс в музыке? Образ феи Карабосс передается тревожной, устрашающей музыкой. А образ феи Сирени? Образ феи Сирени передан светлой, нежной, лиричной, даже мечтательной музыкой. Образы контрастны или нет? Образы действительно контрастны. (Что воплощает образ Карабосс? – зло. Что воплощает образ Сирени? – добро.) Обобщение: сначала музыка тревожна, затем она становится спокойной, умиротворяющей. | Ответы детей. |
6.Знакомство и анализ отрывка «Вальс» | Наступил день совершеннолетия Авроры. Во дворце устраивается праздник. Во время танцев Аврора замечает старушку с веретеном. Взяв из ее рук веретено, Аврора кружится с ним в танце и неожиданно падает от укола. Перед всеми предстает злая волшебница Карабосс. Предсказанье свершилось. Аврора заснула, но вместе с ней фея Сирени погружает в сон и весь королевский замок и дворец превращается в дремучий сказочный лес (отрывок балета). Какое настроение передается в музыке? Обобщение: вальс передает настроение мечтательности, торжественности и восторженности. | Ответы детей |
7.Знакомство и анализ отрывка «Полонез» | Прошло 100 лет. В лесу после охоты отдыхает принц Дезире остается один, перед ним появляется фея Сирени и вызывает видение Авроры, чтобы показать ему образ его будущей возлюбленной. Восхищенный красотой девушки, Дезире следует за феей к заколдованному замку. Поцелуй Дезире пробуждает Аврору, а вместе с ней просыпается и все волшебное царство. Злые чары побеждены большой и прекрасной любовью Дезире. Пышный праздник, устроили по случаю свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире. Бал открывает торжественный танец полонез. Полонез — польский танец, который впоследствии стал светским и исполнялся на балах. Каков характер музыки? Обобщение: музыка очень торжественная и призвана показать величие высших слоев общества. | Ответы детей |
8.Знакомство и анализ отрывка «Кот в сапогах и белая кошечка» | На этот бал пришли сказочные герои, среди них были и Кот в сапогах и белая кошечка. Каков характер музыки? Обобщение: музыка шуточная, настороженная и игривая. Вы заметили какие-либо сходства в музыке и повадках животных? Обобщение: в музыке отчетливо можно услышать звукоподражания и резкие интонации. | Ответы детей Ответы детей |
9.Знакомство и анализ отрывка «Фея золота» | Так же среди гостей были и три феи. Сейчас мы познакомимся с музыкой характеризующей фею золота. Какова музыка? Обобщение: музыка вальсообразная, ласковая, напевная, нежная. | Ответы детей. |
10.Знакомство и анализ отрывка «Фея серебра» | Теперь давайте послушаем отрывок из балета под названием «Фея серебра». Какой характер у музыки? Обобщение: музыка энергичная, легкая, изящная и подвижная. | Ответы детей |
11.Знакомство и анализ отрывка «Фея бриллиантов» | Посмотрим отрывок из балета «Фея бриллиантов». Если прислушаться к музыке, то как можно её охарактеризовать? Обобщение: музыка игривая и легкая, не зря же она написана для выступления феи бриллиантов. | Ответы детей. |
12.Знакомство и анализ отрывка «Мазурка» | Вот и подошел к концу бал во дворце, звучит последний танец — мазурка. Мазурка — также польский танец, появившийся в области Мазурия, который впоследствии тоже стал исполняться на балах. Как вы можете охарактеризовать музыку? Обобщение: музыка торжественная, игривая и веселая. | Ответы детей |
13.Аудио викторина | А теперь мы с вами проведем викторину. Я буду включать вам отрывки произведения, а вы должны сказать его название. (викторина) | Дети слушают аудио записи и отвечают по заданию. |
14.Итог урока | Я надеюсь, вам понравился урок. Вы сегодня хорошо поработали. Можете быть свободны. До свидания. | |