kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, но
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, выделена как приоритетная.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В музыкальной деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Привычные виды детской музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать образовательную деятельность с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, музыкотерапией.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания детей в условиях внедрения ФГОС ДО »

Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи как средство педагогического воздействия в условиях внедрения ФГОС ДО

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач, но
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, выделена как приоритетная.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В музыкальной деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Привычные виды детской музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать образовательную деятельность с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, музыкотерапией.

Валеологические песенки-распевки. С них начинается музыкальная образовательная деятельность. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат образовательной деятельности, подготавливают голос к пению. Песенки-распевки могут сопровождаться массажем.

Игровой массаж. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Выполнение массажных манипуляций активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребенок «разговаривает» со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальчиками, «рисовать» спиральки от висков к затылку, взъерошивать или приглаживать волосы. Такие упражнения улучшают кровообращение, снимают головную боль, успокаивают или, наоборот, активизируют ребенка, в зависимости от выбора массажного комплекса. Самомассаж ушей – дети разогревают трением свои ладони, соединив их вместе, и массируют ушные раковины.

Обучение простейшим приемам массажа и самомассажа происходит в игре. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Чтобы детям было еще интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. В музыкальной образовательной деятельности массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном.

Речевая зарядка. Речевая зарядка проводится перед пением и в ее содержание могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмо-декламация. Речевая зарядка обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевая зарядка дает еще и терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей.

Пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Музыкотерапия. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для образовательной и свободной деятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Мышечная и эмоциональная релаксация укрепляет нервную систему. С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, спокойней, избавляются от напряженности, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи. Их внимание делается устойчивее, нормализуется работа сердца и ритм дыхания. Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, детям будет легче переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая детей с кроватей. Представители отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для расслабления и лечения – классическая (особенно Моцарт) и народная.

Таким образом, организация музыкального воспитания в ДОУ с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, способствует преодолению речевых нарушений у дошкольников и формированию полноценной личности ребенка.


Литература

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2008.

3. Иванова Е.С. Релаксационная гимнастика // Ребенок в детском саду, 2006.

4. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

5. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шулаева Светлана Геннадьевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад по теме: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе""
    ["seo_title"] => string(81) "dokladpotiemiezdoroviesbierieghaiushchiietiekhnologhiivobrazovatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "310704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459086419"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект образовательной деятельности "Насекомые - наши друзья" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-nasiekomyie-nashi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "246427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446379970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект образовательной деятельности "Путешествие в зимний лес" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-putieshiestviie-v-zimnii-lies"
    ["file_id"] => string(6) "246429"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446380104"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства