«Возможности развития навыков самостоятельной работы учащихся в фортепианном классе».
«Возможности развития навыков самостоятельной работы учащихся в фортепианном классе».
Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Но сейчас заинтересовать ребёнка, увлечь идеей творчества, организовать его самостоятельную работу дома особенно трудно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Возможности развития навыков самостоятельной работы учащихся в фортепианном классе».»
«Возможности развития навыков самостоятельной работы учащихся в фортепианном классе».
Юдина О.Б., преподаватель
высшей квалификационной категории
Содержание:
Значение выработки навыков самостоятельной работы у учащихся ДШИ.
Грамотный, самостоятельный разбор нотного текста – основа профессионального развития учащихся.
Предмет «Творческое музицирование» – мотивация развития самостоятельной музыкальной деятельности учащихся.
I. Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Но, надо сказать, сейчас заинтересовать ребёнка, увлечь идеей творчества, организовать его самостоятельную работу дома особенно трудно.
В соответствии с вновь принятыми нормативными документами, регулирующими образовательный процесс, объём учебной нагрузки не должен превышать допустимые нормы. Но мы живём в «безумное» время, когда амбиции родителей очень высоки. Они нагружают своих детей занятиями с репетиторами, записывают в различные кружки и секции. Многим педагогам известна практика совмещения занятий на музыкальных инструментах с занятиями на хореографическом или художественном отделении. И все преподаватели требуют, настаивают и считают свой предмет главным. Что делать бедному ребёнку? Приходится приложить немало усилий, чтобы настроить их на работу на фортепиано, чтобы все проблемы ушли на второй план и в мыслях царила только музыка.
В сложившейся ситуации понимаешь, какое огромное значение имеет привитие им навыков самостоятельной работы, умение научить их рационально заниматься дома, наиболее целесообразно использовать каждую минуту, выделенную на подготовку заданного.
Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
самостоятельная работа учащегося непосредственно на уроке;
домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке.
Оба раздела тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно помнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках. Во-вторых, любое новое задание должно опираться на усвоенное под руководством педагога знание.
II. Элементарной основой профессиональности музыканта является умение самостоятельно, без ошибок разобрать незнакомый нотный текст и исполнить его от начала до конца (или отдельными частями) на уроке в темпе, позволяющим выявить общее представление ученика о характере музыки.
Для правильного развития учащихся очень важна методика изучения музыкальной грамоты. ИКТ позволяют использовать на уроках музыкальные сайты, где в интересной игровой форме объясняются и закрепляются знания музыкальной «азбуки». Обучение учащихся разбору нотного текста должно занять значительное место на самом уроке. Если ребёнок при разборе играет фальшивую ноту, я его останавливаю, предлагаю вслушаться в звучание, а не внимательно посмотреть в текст, и исправить ошибку. Воспитывая привычку слушать себя, избавляю ученика от небрежного прочтения текста. При необходимости я объясняю новые, доселе неизвестные ученику моменты, касающиеся грамотного прочтения текста. Но ни в коем случае нельзя бесконечно объяснять то, что ученик должен знать.
В практической работе, к сожалению, педагоги увлекаются пометками в нотах. Упомянутый «метод» занятий является признаком ремесленнического отношения к преподаванию и огромным тормозом в деле привития учащимся навыков самостоятельной работы. Пометка в нотах стимулирует лишь исполнительность ученика, цель же состоит в том, чтобы научить детей правильно и сознательно читать нотный текст.
Очень важно, чтобы учащийся, знакомясь с новым произведением, сам умел правильно разобраться в ритме. Я, уверена, что на практике все педагоги сталкиваются не просто с проблемой небрежного отношения учащихся к ритму, но и с нежеланием подумать, разобраться в ритмическом рисунке нового произведения. Учащийся должен усвоить и твёрдо знать, что ритм – это не просто счёт вслух. Ритм даёт звукам жизнь. Ученик должен понимать, какое огромное выразительное значение имеет ритмичная игра музыкальной речи. С первых уроков обязательным условием разбора, даже простейших попевок, для учащихся моего класса является равномерное просчитывание без исполнения, а затем просчитывание при исполнении педагогом. Таким образом, ученик начинает работу над ритмом раньше, чем выучивает ноты. Это метод усваивается, закрепляется в сознании учащихся и прививает осознанность в работе над ритмом. В дальнейшей работе при наличии ошибок в ритме я предлагаю ученику самостоятельно исправить неритмичность. Затем обращаю его внимание на то, как от неправильного исполнения ритма меняется выразительность музыки и в целом её звучание.
Здесь же необходимо предостеречь от формального отношения кпаузам. Если паузы длинные, то ученики часто их сокращают, более короткие – не замечают вовсе. Необходимо помнить, что постоянный счёт вслух отвлекает ученика от слушания произведения, не говоря уже о том, что он утомляет и притупляет его эмоциональное восприятие.
Помимо точности в звуковысотном и ритмическом соотношениях разбор нотного текста требует самостоятельного умения найтиоправданную аппликатуру.Для этого необходимо давать ученику систематические задания по подбору аппликатуры. Педагог никогда не должен заранее писать в нотах удобную для него самого аппликатуру, чтобы этим не сковывать инициативу учащегося. В каждом новом произведении я прошу, чтобы ученик сам её обозначил в нотах, причём не всю сплошь, а в основных моментах и сознательно применял в сходных фактурах. Каждое своё объяснение педагог должен направлять на последовательное привитие аппликатурных принципов.
Работу над разбором произведения значительно облегчает навык точного воспроизведения штрихов. Нельзя позволять ученику даже малейшей небрежности. Более глубокому пониманию необходимости точного воспроизведения штрихов помогает сравнение с разговорной речью. Здесь можно привести фразу и показать, как бессмысленна буден она при потере тяготения к смысловым точкам. Подобный метод, особенно, когда учащийся сам слышит, что та или иная фраза начинает выходить всё лучше, постепенное овладение необходимым штрихом позволяет выразительно играть мелодическую ткань, – безусловно, повышает интерес к изучаемому произведению, а, следовательно, и способствует развитию творческой самостоятельности.
Правильно должны быть прочитаны и поняты указания динамических оттенков, темпов и характера исполнения. Указания динамики являются наименее сложными для запоминания. Если я слышу, что при разборе ученик не обратил внимание на обозначения динамики, то необходимо проверить знание терминологии. Часто моим домашним заданием для учеников является расстановка динамических оттенков в новом произведении. Такую творческую работу можно сравнить с работой художника пишущего акварелью. Музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее, как и картины в цвете. Такая работа помогает ребёнку включить свои чувства, понимание того, как эта пьеса должна звучать.
Для развития навыков самостоятельной работы, учащихся большое значение имеет умение свободно читать нотный текст. Очень полезно для развития самостоятельности систематически включать в работу учеников произведения, выученные без помощи педагога. Уже со второго, третьего года обучения ученики моего класса получают задание выучить самостоятельно более лёгкие пьесы, чем те, которые разучиваются по программе.
III. Часто самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сыграть и спеть песенку на день рождения мамы,выступить на концерте перед одноклассниками. Я всегда приветствую такие начинания, отмечаю их важность и помогаю, если возникает такая необходимость. Для учащихся ФГТпредмет «Творческое музицирование», входящий в вариативную часть учебной программы, направлен на соединение и применение теоретических знаний с практическим опытом. Этот предмет мотивирует развитие самостоятельности в применении базовых знаний, умений, навыков по изучаемому предмету с творческой деятельностью. Дети учатся подбирать мелодии и аккомпанемент к ним, транспонировать, пробуют сочинять, у них развиваются способности к музыкальной деятельности. Они становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать выразительный, яркий музыкальный образ.
С момента поступления в школу искусств фортепиано становится спутником ребёнка, который помогает реализовать его творческие потребности, выражает детские переживания и замыслы. Чтобы ребёнок с удовольствием занимался самостоятельно ему важно иметь дома хороший инструмент. И в последние годы педагоги сталкиваются с проблемой нежелания родителей приобретать фортепиано. Многие считают достаточным иметь синтезатор. Сколько же приходится убеждать, доказывать, сравнивать звучание. Надо признаться, что не всегда удаётся добиться положительного результата.
Подводя итог выше сказанному, хочу подчеркнуть, что именно в музыкальном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребёнка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагог должен помочь ребёнку открыть в себе музыкальность, развить способности, которые помогут ему стать личностью, научить мыслить и чувствовать.
Литература:
1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. Классика – XXI. 2008.
2. Бучинский Г. Д. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся детских музыкальных школ. Киев. Мистецтво. 1964.
3. Кафинка М. Н. Воспитание самостоятельности музыкального мышления и исполнительского поведения учащегося. Киев. Мистецтво. 1964.