Просмотр содержимого документа
«Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста»
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы восприятия музыки как средства развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема развития способностей в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………...
1.2. Сущность «восприятия музыки» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников…………………………………………………………
1.3. Музыкальные предпочтения современных детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..
Глава 2. Методика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки
2.1. Исследование проблемы развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….
2.2. Основные методы развития способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности…………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Это подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.В. Кенеман, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других.
Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И. Катинене, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева, Л.В. Школяр).
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания развитию у детей музыкальности. Родители редко предлагают детям слушать классику.
Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью развития музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе приобщения детей к наследию музыкальной культуры и недостаточной исследованностью данной проблемы.
В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия преодоления указанного противоречия в теории и практике музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучение сущности понятия «восприятие музыки» и нахождение эффективных педагогических условий для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, ориентированное на восприятие музыки и формирование основ музыкальной культуры.
Предмет исследования: процесс развития музыкальности у старших дошкольников.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: восприятие музыки у старших дошкольников рассматривается нами как формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени
осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, а также первоначальных оценках.
Успешность развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности;
применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей;
использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
изучить сущность понятия «восприятие музыки» у детей старшего дошкольного возраста;
исследовать особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников;
выявить педагогические условия, способствующие восприятию музыки.
Методологической основой исследования явились положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, Н.Л. Лейзеров, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Р.М. Чумичева и другие); о закономерностях развития интереса в деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о личности как выразителе отношений к окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие); о роли присвоения опыта в процессе становления личности (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова и другие).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялся метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
1.1. Проблема развития способностей в психолого-педагогических исследованиях
Одной из острейших проблем современности является формирование познавательной активности и самостоятельности старших дошкольников.
Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить дошкольников к учению. Развить способности у ребенка можно лишь в рамках такого процесса обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы именно во внутреннем положительном расположении ребенка к учению, в стремлении развивать познавательный интерес.
Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А. Коменского, который писал в «Великой дидактике», что «… нужно прежде всего возбудить у дошкольников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность».
Данная проблема отражена в работах И.Г. Песталоцци, отмечающего, что дошкольное учреждение должно организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их «ум, сердце и руки», опираясь на их способности.
До II половины XVIII века определенных высказываний о способностях к обучение сводилось к зазубриванию текстов.
Но во II половине XVIII века стало очевидным, что схоластические знания не отвечали уже потребностям общественно-экономического развития России. К поиску новых путей усвоения знаний были привлечены образованнейшие люди – И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Н.И. Новиков в работах доказывал, что чувственное удовольствие препятствует интересу к делам, требующим напряжения мысли. В то же время, опосредуемый чувством удовольствия, разум глубже проникает в познаваемое, упорядочивая представления.
Н.И. Новиков впервые увидел в любопытстве одну из форм проявления способностей, возбуждения желания к учению. Однако, находясь на идеалистических позициях, исходя из своих воззрений на природу детей, он не мог на подлинно научной основе решить проблему способностей.
Несколько по-иному, с материалистических позиций развивал эту проблему во II половине XVIII века А.Н. Радищев, который рассматривал способности не как самостоятельную категорию, а отождествлял его с потребностью, стремлением, жаждой знаний. Свои мысли об обучении А.Н. Радищев высказал в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Учение, писал он, должно быть без навязывания детям готовых рассуждений и зубрежки, без перегрузки памяти, меньшими предметами, а с опорой на собственные силы детей и их стремление к познанию многих наук. Он отстаивал учение, способное развить в ребенке потребность в знаниях.
Не менее значительными для нашего исследования являются высказывания В.Ф. Достоевского, предпринявшего попытку осмыслить проблему способностей с точки зрения психологии.
Большой вклад в изучение феномена интереса внесли В.Г. Белинский и А.И. Герцен доказав, что способности к учению не является имманентно присущим ребенку свойством, что только стимуляция познавательной деятельности с раннего детства позволяет развить способности. Материалистическая позиция В.Г. Белинского и А.И. Герцена, начиная с середины XIX века, получила свое продолжение в трудах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.
Требуя интересной постановки преподавания, они защищали при этом серьезное, глубокое содержание обучения, они считали, что только обучение, которое дает пищу для ума, может развить способности. В связи с этим необходимо использовать содержание учебных предметов для развития способностей: нужно начинать с введения элементарных понятий, знакомых детям, с живого занимательного их раскрытия, а не с отвлеченностей, фантастики, которые уводят детей от жизни.
К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория способностей в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей. При этом способности тесно связаны с интересом к обучению. Видя в интересе основную движущую силу познания, К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».
Привлекает наше внимание педагогическая идея Л.Н. Толстого о том, что развитие способностей как феномен имеет большую значимость в развитии личности дошкольника, его познавательной сферы.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что педагогическая мысль II половины XIX века была единодушна в том, что способность к обучению особенно важно развивать уже на первоначальном этапе.
В конце XIX – начале XX века теория и практика проблемы развития способностей обогащается работами известных педагогов А.И. Анастасиева, К.В Ельницкого, П.Ф. Каптерева.
Для развития способностей необходимы наглядность, эвристика, повторение с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.
К.В. Ельницкий писал, что способности – это одно из условий успешного обучения, помогающее ребенку преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Автор высказывается против забавляющего обучения, отмечая, что это серьезный, самостоятельный труд.
А.И. Анастасиев в труде «Дидактический катехизис» отмечал, что интерес должен быть предметом постоянной заботы каждого мыслящего и преданного своему делу учителя.
В лекциях для родителей А.С. Макаренко раскрыл некоторые методические приемы поддержания и развития способностей: подсказку, вызывающую догадку, постановку интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, будящих интерес к подробностям, причинам. Большое значение в развитии способностей ребенка он придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету.
Проблема способностей не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих ее с различных позиций. В работах ученных М.Ф. Беляева, А.А. Невского, Ю.К. Бабакского, развитие способностей выступает в основном как средство обучения.
Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития способностей как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая развитие способностей как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом развитие способностей как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность.
Развитие способностей как мотив является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами познавательного интереса, долга, ответственности, необходимости самоутверждения и другими. Это необходимо учитывать, развивая способности, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию благотворно влияет на другие мотивы.
Однако, взаимосвязь мотивации и способностей – явление сложное. Прежде всего, следует определить место способностей в общей структуре мотивации: оно может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у детей с ярко выраженной общественной направленностью.
Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся способностей к познанию в наиболее четком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой. Автор подчеркивает, что способности лежат в основе интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяются как эмоционально познавательное отношение к предмету.
В работе «Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы» П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчеркивают, что развитие способностей обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Опора на способности повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.
Итак, проблема развития способностей широко рассмотрена в историко-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования.
Сегодня проблема развития способностей все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет воспитателям успешно формировать и развивать их познавательный интерес, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.
1.2. Сущность «восприятия музыки» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания:
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности, у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при прослушивании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма.
Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой
предмет, живой организм, в том числе и человеческий.
Тихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»). Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочней, такой же, как и предложенный для сравнения рисунок в красках.
Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно. Сила любого звука составляет одну из важных его свойств, одну из особенностей.
В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Громкое звучание называется «Форте» (обозначается знаком F), тихое – «Пиано» (P), умеренно громко обозначается словом «Меццо – форте» (MF), внезапно громко – «Сфорцандо» (SF). Кстати, от слияния двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) – произошло название известного всем клавишного инструмента - фортепиано.
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.
Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят педагоги, по своей длительности.
В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.
Длительность – одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.
Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.
Таким образом, необходимо с дошкольного возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.
1.3. Музыкальные предпочтения современных детей старшего дошкольного возраста
Восприятие музыки зависит от музыкальных интересов и предпочтений детей. Нет необходимости утверждать, что музыка интересна и привлекательна для ребенка-дошкольника. Это очевидный факт. Возникает вопрос, а какая именно музыка интересна современному дошкольнику, каковы его музыкальные предпочтения?
Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха.
Почему именно европейская музыка XVII—XVIII вв. оказывает развивающее влияние на растущий в утробе матери организм?
Конечно, музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус малыша, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов, происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается.
Прежде чем анализировать музыкальные интересы современных дошкольников, попробуем рассмотреть динамику музыкальных интересов детей, скажем, в течение последних пятидесяти лёт.
Детям 1960-х гг. рождения нравились русские народные песни и эстрадный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надежда»), песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.
Для детей 1970 —80-х гг. рождения был привлекательным и интересным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Филиппенко, В. Шаинского, Г. Гладкова. Многие из песен были знакомы детям по любимым мультфильмам и радиопередачам. Помимо детских песен, дошкольникам нравились и эстрадные песни, такие, как «Малиновка», «Синий иней», «Поворот».
Для детей, родившихся в 1980-е гг., любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Ласковый май»). Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания». К числу интересных музыкальных произведений можно отнести и музыкальные сказки, часто звучавшие по радио.
Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, патриотические песни из кинофильмов про гражданскую и отечественную войну («Там вдали, за рекой», «О Щорсе», «Дан приказ ему на запад...», «Смуглянка», «Погоня», «Катюша», «День победы»). Классическая музыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они в большинстве своем слушали пьесы отечественных и зарубежных композиторов в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведения, их авторов.
А вот дети 1990-х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли «Есаул», «Морячка», «Ксюша», «Леха», песни из репертуара А. Пугачевой, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, М. Распутиной и др. Привлекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфильмов («Русалочка», «Король Лев», «Синбад-мореход», «Анастасия», «Чип и Дейл спешат на помощь»). В это время практически уходит из музыкального опыта ребенка детская песня. Привычный и доступный детский песенный репертуар сменился набором маловыразительных, неярких мелодий, новые песни, в отличие от прежних, не стали привлекать ребенка.
Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне, часто звучавших в эфире в дни празднования Победы. Это лишний раз подтверждает факт влияния средств массовой информации на музыкальные интересы и предпочтения дошкольников. Безусловно, дети отражают ту социокультурную ситуацию, в которой живут.
Следует, однако, отметить, что сегодня интерес дошкольников снова направлен в сторону песен из отечественных мультфильмов, таких, как «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др. и это отрадно.
Изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику, в основном это пьесы П. И. Чайковского. Из предпочитаемых детьми классических произведений им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П.И. Чайковского, Д. Кабалевского.
В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».
В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».
Дошкольники знают, что музыку сочиняет композитор, они имеют довольно четкие представления о его деятельности, о различных музыкальных инструментах, с помощью которых «получается музыка». Наиболее знакомый и популярный музыкальный инструмент у детей – пианино, затем они называют барабан, дудку, металлофон. Менее знакомы детям балалайка и баян.
Дошкольники также знают, что музыка бывает вокальной и инструментальной, хотя можно порой услышать и такое высказывание: «Есть музыка, и есть песня, это две разные музыки». Они имеют представления о том, что музыку можно исполнять на одном или нескольких инструментах.
Примечательно, что на портретах дети почти безошибочно узнают П. И. Чайковского. Остальных композиторов они либо не узнают, либо путают с писателями, поэтами, иногда художниками. Рассматривая портреты, современный ребенок обращает внимание главным образом на внешний вид композитора. Часть дошкольников не могут соотнести знакомое им музыкальное произведение с его названием и фамилией композитора, т. е. эту информацию они не запоминают. Дети могут сориентироваться только в тех произведениях, которые недавно слушали на музыкальных занятиях, но поскольку именно эти произведения чаще всего не звучат в другой обстановке, ребенок не задерживает их в памяти, а значит, они не отражаются в опыте малыша.
Детям знакомы некоторые жанры музыки, они могут отличить марш от вальса, песни, но само слово «жанр» они еще не воспринимают.
У дошкольников хорошо сформированы представления о балете, большинство из них может ответить, что: «это когда танцуют», «это танцы под музыку, там есть сюжет», «история, которую не рассказывают, а показывают, там все герои танцуют», «это когда в театре звучит музыка, на сцене красивые декорации и только танцы, они разные и очень красивые». В отличие от балета дети ничего не могут сказать об опере. Представления о хоровой музыке также не сформированы и в музыкальном опыте детей представлены крайне слабо.
Наиболее любимым детьми музыкальным жанром является песня.
2. Методика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки.
2.1. Исследование проблемы развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, а так же на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
На опыте работы с детьми можно убедиться в эффективности музыкального развития с помощью музыкально – ритмических движении и речи. Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии: недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и. т. д. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые виды арт-терапии, например, музыка и движение.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Э. Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве.
При проведении занятий с дошкольниками особое внимание уделяется развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Их движения резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.
Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.
С упражнений в спокойной ходьбе и маршировки, как правило, начинаются все музыкальные занятия. Они позволяют настроить детей на занятие, организовать их внимание на выполнение коллективных действий. Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.
При этом происходит развитие двигательной сферы: у детей развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки, умение передавать в движениях смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка).
Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинают с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи.
При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма, сначала привлекают внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платки, бубен, палочки, шумелки и др.
На заданиях по слушанию музыки детям предлагаю как вокальную, так и инструментальную музыку. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т. д. Часто предлагают, слушая музыку детям под нее двигаться. После прослушивания полезно вместе с детьми обсудить это музыкальное произведение.
При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаю детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т. д.
Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.
Речедвигательные упражнения – это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаются коррекционные задачи.
Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразным видам движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.
Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования, а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.
Танец и пантомима – это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.
Используя импровизацию, мы тем самым уходим от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание что-либо выполнять, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается.
Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая творческие способности детей, необходимо основываться на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
2.2. Основные методы развития способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному и, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность – это значит «завести» механизм формирования способностей.
Н.С. Лейтес отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения, большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен.
Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:
в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:
воспитывать любовь и интерес к музыке;
обогащать музыкальные впечатления детей;
знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;
развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.
Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Н.А. Ветлугина описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей. Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
Музыкальная способность
Методы обучения
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
Ладовысотный слух
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
Музыкально ритмическое чувство
Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
Музыкально - творческие способности
Упражнения по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры. Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.
Цель игры
Задачи, решаемые в процессе игры
Виды игр
Развитие ладового чувства
Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные.
Развитие музыкально-слуховых представлений
Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте
Настольные,
Хороводные.
Развитие чувства ритма
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные,
Творческие.
Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос.
Некоторые педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда необходимо идти от простого к более сложному, словно постепенно подниматься по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Методика разучивания песен.
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками – парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда нужно помнить: прежде, чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
Таким образом развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
Заключение
Таким образом, изучение проблемы развития музыкальности позволило выявить сущность понятия «восприятие музыки» у детей старшего дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и воспитателей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, по Б.М. Теплову, это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т.д.); творческие музыкальные способности. Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других. Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности. При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Исследование выявило и подтвердило эффективность следующих педагогических условий, необходимых для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста: накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия классических музыкальных произведений разных эпох и стилей как ценностных эталонов при условии доступности музыкального репертуара эмоциональному опыту ребенка; использование системы игр, направленной на активизацию эмоционального и интеллектуального компонентов структуры развития, стимулирующей творческие проявления и выражение ценностного отношения; организация музыкального воспитания с учетом вариативных форм детской музыкальной деятельности, а также педагогических методов и приемов, исключающих возникновение стереотипов.
Научно-практический интерес представляет создание системы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах музыкального воспитания.
Моя выпускная итоговая работа проводилась в два этапа:
Первый этап включал изучение и теоретический анализ эстетической, психологической, педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были сформулированы предмет, цель, гипотеза.
Второй этап. Разработана методика восприятия музыки как средства развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
разработано определение понятия «восприятие музыки» старшим дошкольником;
теоретически обоснована эффективность педагогических условий, необходимых для развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста (накопление музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных произведений как эталонов красоты; использование системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности).
Таким образом, разработана методика развития музыкальности и рекомендации по ее использованию в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
Список литературы
1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки.- Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.
2. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
3. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии.-1988- № 4.- 155-160 с.
4. Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 1981. – 280 с.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978.№ 4.
6. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. - 194 с.
8. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.-240с.
9. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
10. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320с
12. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов н/ Д:Феникс, 2008 – 428 с.
13. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
14. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.- М.: Просвещение, 1985-160с.
15. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Изд. «ТЦ Сфера», 2010
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - Н.: Просвещение, 1984. – 204 с.
17. Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1975. – 340 с.
18.Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 55 с.
19. Я.А.Коменский «Великая дидактика», педагогическое наследие М., 1984 – 416 с.
20.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 1990-159с.
21. Костина Э.П. Камертон: программа муз. Образования для детей раннего и дошк. возраста. – 2 – е изд. – М. :Просвещение, 2006. – 223 с.
22.Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература, 1969. – 150 с
24.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
25. И.Г.Песталоцци «Избранные педагогические сочинения» в 2 – х томах, М.,1981.
26.Скопинцева О.А. Развитие музыкально – художественного творчества дошкольников: рекомендации, конспекты занятий; под ред. Стюхиной Г.В.-
Волгоград :Учитель, 2011 – 111 с.
27.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
Приложение
1.Сказка
Жил кот Василий.
Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел-
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!» -
И в рассыпную они понеслись.
( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
2.Сказка
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как- то подарили ей пианино
на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам,
перепугала даже кошку Мурку.
Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: « бум-бум!»
Обернулась Ксюша, услышав шум
Видит - пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой - клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое фортепиано
Проглотит девочку Оксану.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать да не может.
Но тут кошка на клавиши прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось-
Кошка вдруг говорить научилось:
«Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь секрет покажу!»-
Ксюше она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет-
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее-
Звуки все выше, нежнее.
В пианино заглянула Ксюша, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан,
а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и стройный,
А чем толще, длиннее струна-
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает-
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.
Думает девочка Оксана,
«Совсем нестрашное фортепиано.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш.
В ответ послышались добрые голоса струн.
Е. Королева.
У рояля много клавиш!
Ты их всех звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
тот же голос, что у нас.
Н. Кончаловская.
3.Дружная семья.
Жила - была большая дружная семья:
прабабушка
две бабушки
мамы с папами
и ребятишки
Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселее
было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке
была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только
до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после
каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано - сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
Раз и, два и, три и, четыре и,
Видишь, как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:
Раз и, два и, три и, четыре и
Вот что у них получилось.
Ну и бабушки, чтоб не отстать,
Тоже стал шаги считать
Вот так:
Раз и, два и, три и, четыре и
Тут прабабушка тихо сказала:
- А я тоже шаги сосчитала:
Раз и, два и, три и, четыре и
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит сказку пора кончать.
4.Громко - тихо запоем.
Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. В игре могут принять участие несколько человек. Ими
могут быть либо родные малыша, либо его друзья. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся дети договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего - найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее.
Если ребенок успешно справился с заданием при повторении игры, он имеет право спрятать игрушку.
5.Кошка Мурка и музыкальные игрушки.
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик,
музыкальный молоточек; кошка ( мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает
оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые отдаст детям, если они узнают их по звучанию.
Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных
игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит
колокольчиком ( постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
6.Два брата.
( Сказка )
В давние - давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, А солдатам - песню запевать.
Солдаты были у него необычные -
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - Дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата - Лада.
Один был веселый плясун - хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого
звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин - Дон, - говорят. -
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал звукам король, -
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
- Давай, - говорят, -
Дин - Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор звуки в ряд -
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон - полутон рассчитайся!». Звуки быстренько
расчи-и-тайсь!» Звуки почему - то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон,
Тон, тон, полутон,
Тон, тон.
- Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин - Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появиться.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.
7.Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1 - ую и 2 - ую строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3 - ей и 4 - ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.
Пояснение. Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко
выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю: ¯ Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко и т.д.
8. Упражнения для развития чувства ритма.
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)
- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
8. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.-240с.
9. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
10. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320с
12. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов н/ Д:Феникс, 2008 – 428 с.
13. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
14. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.- М.: Просвещение, 1985-160с.
15. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Изд. «ТЦ Сфера», 2010
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - Н.: Просвещение, 1984. – 204 с.
17. Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: Советский композитор, 1975. – 340 с.
18.Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 55 с.
19. Я.А.Коменский «Великая дидактика», педагогическое наследие М., 1984 – 416 с.
20.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 1990-159с.
21. Костина Э.П. Камертон: программа муз. Образования для детей раннего и дошк. возраста. – 2 – е изд. – М. :Просвещение, 2006. – 223 с.
22.Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Л.: Детская литература, 1969. – 150 с
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
["file_id"] => string(6) "362708"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1480157423"
}
}