Восприятие музыкальных образов природы как средство эстетического и экологического воспитания школьников
Восприятие музыкальных образов природы как средство эстетического и экологического воспитания школьников
В статье рассматривается проблема экологического и эстетического воспитания школьников средствами восприятия музыки о природе и даются фрагменты методических разработок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Восприятие музыкальных образов природы как средство эстетического и экологического воспитания школьников»
В статье рассматривается проблема экологического и эстетического воспитания школьников средствами восприятия музыки о природе и даются фрагменты методических разработок.
А.А. Захарова,
учитель музыки
МБОУ « Школа № 14»
Восприятие музыкальных образов природы как средство эстетического
и экологического воспитания школьников
Природа для меня огонь, вода, камни, растения, животные- всё это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.
М. Пришвин.
Вопрос об экологическом воспитании учащихся в школе возник в связи с необходимостью решения проблемы улучшения и сохранения окружающей среды. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Экологическая культура вбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. В него входит осознание сущности экологических законов; понимание причин противоречий (конфликтов) в системе «природа – общество» как несоответствие природных и социальных законов; осознание опасности глобальных экокатастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом; познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для охраны природы он должен развивать себя.
Для этого прежде всего надо помочь ребёнку сформировать определённую систему ценностей, выработать модель поведения. И, конечно же, такое воспитание тесно связано с экономическими, социальными, культурными проблемами и с эстетическим воспитанием школьников. Такие связи нужно наглядно демонстрировать детям.
Восприятие Родины, первые яркие незабываемые краски и сильные эмоциональные впечатления, как правило, дарит человеку природа. Природа, воздействуя на детей своей простотой, изяществом, гармонией, воспитывает у них тонкий эстетический вкус. Человек, понимающий красоту природы, старается и жизнь сделать красивой. Он добр и отзывчив к людям. В. А. Сухомлинский считал, что ребёнка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в активный, преобразующий труд. И это действительно так! Школьники с удовольствием озеленяют школьные дворы, разбивают клумбы, ухаживают за цветами, поливают и пропалывают, организуют выставки цветов, устраивают в школе зимние сады.
Следовательно, наиболее эффективное эстетическое воздействие оказывает на детей природа при непосредственном общении с ней. Для того чтобы у детей воспитывалось бережное отношение к природе и её богатству, развивалось стремление приумножать их, следует проводить экскурсионную и туристско-краеведческую работу, связанную с изучением и охраной природы, с её украшением и преобразованием, устраивать беседы и серии уроков на школьных предметах по данной теме, так как природа воспета во всех видах искусства, из неё черпают материал и художники, и поэты, композиторы, а также народное творчество.
Проблема экологического состояния Земли заставляет нас, учителей, вновь обратиться в воспитании учащихся к первоосновам жизни и использовать природу как средство духовного роста и гармонизации; развивать у учащихся чувство прекрасного, научить эмоционально, адекватно ориентироваться в окружающей действительности, отличать истинно красивое, действительно беречь, ценить его во всех проявлениях.
Природа во всем ее многообразии обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом для развития личности; при этом воздействие, ею оказываемое, по силе и «мягкости» не сравнимо ни с одним из известных методических приемов и средств обучения и воспитания, потому что ведь именно таково ее призвание. Как бы виртуозно композитор ни изображал природные явления, его произведение не оживет без чего-то иного, – без раскрытия сущностных взаимоотношений мира и человека. Мера глубины этих отношений и определяет долговечность произведений, посвященных теме природы. Познание красоты природы, ее созерцание и бережное отношение к ней без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием её. Развивать чувство прекрасного, экологически воспитывать школьников можно и нужно путём объяснения, активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства, таких как живописи, литературы, музыки, фотографии, кино и хореографии.
Школьники учатся оценивать эстетические достоинства природных объектов в самой природе и в формах ее художественного освоения - в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино и другом. Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувствительных пространств сознания.
Мир музыки и мир природы... Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека...
В дневниках и письмах П.Чайковского можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она «открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью», природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать «жажду жизни». Чайковский писал в дневнике о своей способности «в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни».
Анализируя программный материал для начальной школы и среднего звена, можно прийти к выводу о том, что на каждом уроке происходит интеграция искусств. Музыкальность стихов органично переплетается с образами музыкальных сочинений. Так, народные стихи об осени можно предложить разыграть в народной манере, сочетая пение с движениями, изображающими сюжет, затем сравнить свои варианты импровизации на этот текст с народной песней, которая приводится в хрестоматии музыкального материала для 1 класса (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).
На одном из уроков по теме «Музыка осени» в 1 классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов. На уроках звучат следующие произведения: «Осень» Г.В.Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», фортепианная пьеса «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», песни «Капельки» В.Павленко (слова Э.Богдановой) и «Скворушка прощается» Т.Попатенко (слова И.Ивенсен). Предлагаю фрагмент урока в 1 классе по теме «Музыка осени».
Учитель:
-Давайте попробуем с вами «услышать» и «увидеть» одно из времён года, о котором сочинил свою пьесу Р.Шуман (он был не только замечательным немецким композитором и пианистом, но и талантливым журналистом).
Слушание.
- Вы прослушали музыкальное произведение «Первая утрата» Р.Шумана, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
-Если бы вы были художниками, то какими красками нарисовали музыку? (тёмными, тусклыми).
-Какого времени года может быть раскрашено такими красками? (осень или весна)
-Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку? (тёмное небо, слякоть, холодный пронзительный ветер, вся природа плачет и увядает).
-Ребята, в названии произведения автор использует слово «утрата», а что означает это слово? (В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение этого слова: утрата - потеря, ущерб, урон)
-Какому времени году соответствуют данные характеристики? (осени)
Дети, несомненно, обратят внимание, прослушав тему из 5-й (заключительной) части Пасторальной симфонии Л.Бетховена, на то, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая изображает красоту природы. Песенность, народный склад музыки – её отличительные особенности. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе. Дети узнают в звучании произведения не только музыкальные инструменты, но обогащают словарный запас и накапливают тезаурус - интонационно-образный словарь.
Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по теме «Музыка и ты», имеют одно общее свойство – трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы ХХ в.: «Пастораль» (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) и «Наигрыш» – А.Г.Шнитке, «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» - Г.В.Свиридов.
Страницы учебника-тетради для обучающихся 1 класса знакомят детей с темами утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства. Разворот учебника «Музыка утра» предлагает учащимся прослушать и сопоставить два контрастных произведения: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского и «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. Предлагаю фрагмент урока по данной теме:
Учитель: Музыка, как и изобразительное искусство, может рисовать картины природы, она обладает удивительным свойством: без слов передавать мысли, чувства, характер человека, состояние природы, движение. Убедимся в этом на музыкальных примерах. Для работы воспользуемся эмоциональными словами-помощниками:
мечтательно напевно игриво нежно
твёрдо заворожено сурово хмуро
возбуждённо волшебно взволнованно светло
Прослушайте пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома».
Какое время суток показано в музыке? Почему вы так считаете? (утро, т.к. мелодия нерешительная, она изображает пробуждение природы, в музыке ощущается просветление).
А какое время года изображено в произведении? Почему вы так думаете? (зима, т. к. слышатся колкие, острые звуки).
- Пьеса П.И.Чайковского так и называется «Зимнее утро».
Кто может испытывать такие чувства: ребёнок или взрослый? (ребёнок). Докажите своё мнение.
Дети: Так как пьеса из «Детского альбома», слышим непоседливость мелодии, высокие звуки, интонации жалобы, мольбы и просьбы, «вздох от запрета».
Ребята, а почему слышится «вздох от запрета»? Придумайте небольшую историю...
- Сравним пьесу «Зимнее утро» с произведением норвежского композитора Э. Грига.
Слушание композиции Э.Грига «Утро» (название не сообщать).
Какой характер музыки? (светлый, напевный, мягкий, нежный, волшебный, завораживающий).
Как вы считаете, что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать, маршировать? (петь и медленно танцевать, например, танец распускающегося цветка или зелёного листика).
А в какое время суток происходят эти события? (утром).
Что такое утро? (зарождение нового дня, начало его, восход солнца, пробуждение спящей природы и жизни).
Э.Григ об этом произведении сказал следующие слова: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака».
Ребята, давайте изобразим движением, слушая музыкальное произведение Э.Грига «Утро», просыпающийся утром маленький алый цветочек. Дети выполняют музыкально-ритмические движения.
Драматургия урока «Музыка вечера» выстраивается по принципу динамического нарастания с логической кульминацией на «Вечерней музыке» В.Гаврилина. Условно схема урока выглядит так: интонации колыбельной – исполнение колыбельных – поэтические зарисовки вечера – фортепианные пьесы на выбор (С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» из «Детской музыки», А.Хачатурян «Вечерняя сказка», В. Салманов «Вечер») – «Вечерняя музыка» В.Гаврилина.
Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2 классе. Слушается фрагмент вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина», который рисует картину наступающего дня. Мелодия этого вступления звучит совсем как русская народная песня, постепенно разворачивается, «светлеет», а сопровождают её глухие, отдалённые звуки колоколов московских церквей, возвещающих о наступлении утра.
В 3 классе учащиеся знакомятся с романсами известных композиторов. Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, поэзия А.Плещеева, живопись В.Марковой дают почувствовать им идиллическую картину вечернего покоя, тишины.
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе – такие близкие, родственные чувства.
В среднем звене учащимся предлагаются для слушания следующие музыкальные произведения: «Жаворонок» М.И.Глинки, «Поёт зима, аукает» Г.Свиридова, «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского. Сравниваются два произведения искусства: «Прелюдия соль мажор» С.Рахманинова и картина И.Левитана «Весна. Большая вода». Дети сами чувствуют, что музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью; определяют настроение картины, ощущают радостное ликование пробуждающейся природы родного края.
В 6 классе изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующая картины природы, рассказывающая об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Учащиеся всё больше убеждаются в том, что искусство (это относится и к музыке, и к литературе, и к изобразительному искусству) связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека, что музыка часто бывает красива именно потому, что рассказывает о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.
Песня «Ты слышишь, море?» А. Зацепина также связана с темой природы, с романтической мечтой ребят о море.
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н.А.Римский- Корсаков. В большинстве своих произведений композитор воспевает природу: море, лес, разное время суток и времена года. Из всех его произведений на первое место может быть поставлена одна из самых поэтичных опер во всём мировом оперном искусстве – «Снегурочка». Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года – весна - неизбежно уходит, уступая место лету. Слушая музыку, ощущаешь очарование русской природы, красоту русской песенности, пронизывающей всю оперу. Сто лет слушают миллионы людей – и детей и взрослых - эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства.
В образах природы школьники видят отблеск собственной духовности, свой идеал и своё совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание.
Ребёнок развивается умственно, учась на собственном опыте, на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с трудами великих композиторов, художников, литераторов, школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности и разных видов искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.