Утренняя гимнастика как одна из форм формирования музыкально -танцевальной деятельности дошкольников
Утренняя гимнастика как одна из форм формирования музыкально -танцевальной деятельности дошкольников
Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
Радость от мышечных ощущений, удовольствие от утренней гимнастики создают условия для подготовки дошкольников к самостоятельному выполнению зарядки. Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гимнастики поможет формирование у них определенных знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Утренняя гимнастика как одна из форм формирования музыкально -танцевальной деятельности дошкольников »
Сообщение из опыта работы по теме:
«Утренняя гимнастика как одна из форм формирования музыкально – танцевальной деятельности детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Садовая Ю.В.
музыкальный руководитель
МБДОУ «ДСКВ «102»
I кв. категория.
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, музыкально – ритмические композиции, основанные на движениях под музыку будут развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Об этом знали еще в Древней Греции. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души....»
Тему по самообразованию «Утренняя гимнастика как одна из форм...» я выбрала, предварительно изучив (в течении нескольких лет), программу по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, главным достоинством которой считаю репертуар: музыкальный, доступный для исполнения, привлекательный для детей и взрослых, а главное, развивающий выразительные возможности тела. Именно его я и взяла за основу работы по теме.
Музыкально – ритмические композиции по программе «Ритмическая мозаика» различаются по своей функциональности и содержат разные типы двигательных упражнений, а развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества и умения, как известно, требуют системной работы. Именно поэтому считаю целесообразным, полезным и интересным для детей освоение этих композиций во время ежедневной утренней гимнастики.
В этом году утреннюю гимнастику проводила с детьми средних групп «Рябинка» и «Аленький цветочек», подготовительной группой «Ромашка». В старших группах «Всезнайки» и «Улыбка» работа велась первую половину учебного года (затем ее «подхватила» инструктор по ФИЗО), а со второй половины учебного года с подготовительной речевой группой «Родничок».
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости и хорошего настроения на весь день для каждого человека, поэтому процесс разучивания музыкально-ритмических композиций проходил в форме игрового общения с детьми, в теплой, дружественной атмосфере.
Учитывая продолжительность утренней гимнастики (в средней группе 6-8 минут, в подготовительной 10-12 минут) составляла композиции в комплексы, соблюдая определенную последовательность и интенсивность физической нагрузки для каждого возраста. Каждый комплекс повторялся и совершенствовался в течение 2 недель.
При подборе музыкально – ритмических композиций по возможности старалась учитывать и календарно-тематическое планирование ДОУ. Например: На тематической неделе «Мир профессий» к детям на зарядку пришел игрушечный поросенок в строительном костюме. Дети быстро догадались, что это Наф-наф - самый трудолюбивый и серьезный из трех поросят и с огромным удовольствием размялись с ним «перед началом строительных работ» исполнив музыкально-ритмическую композицию «Три поросенка». В рамках темы недели «Домашние птицы» дети средних групп познакомились с композицией «Цыплята», а осенью (тема недели «Животные Прибайкалья») дети делали зарядку с «Плюшевым медвежонком» и т.д. Некоторые композиции, такие как: «Зарядка», «В лесу родилась елочка», «Las Ketchup» и др. придумала сама с учетом вышесказанных требований к проведению.
Если взглянуть более детально на систему работы по данной теме, то условно можно выделить 2 этапа:
1-й этап – подражание. В процессе совместной деятельности являлась образцом исполнения движений применяя «вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой), «зеркальный» и «опережающий», т.е. на доли секунды движения опережают музыку для того, чтобы дети успевали «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию.
2-й этап - Самостоятельность. Развивала у детей умение самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения, т.к. в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля.
Существует и 3-й этап этой работы - Самовыражение (Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения), но реализация этого этапа проходит на музыкальных занятиях.
Во время гимнастики следила за самочувствием детей. В дни активных промышленных выбросов, когда невозможно было проветрить помещение, сводила физическую нагрузку к минимуму и больше уделяла внимание разминочным упражнениям, посвящала его на исследование самих себя.
В игровой и серьезной форме рассказывала и показывала, где находится голова, плечи, руки, локти, лопатки, пальцы рук, ноги, колени, пальцы ног, корпус. Направляла внимание детей на понятия, определяющие действия: поднять, опустить, вытянуть, согнуть, напрячь, расслабить, подойти, повернуться и пр. Постепенно дети осознавали суть этих понятий и использовали их на практике естественно и непринужденно.
В процессе освоения движений использовала профессиональные термины: «1-я позиция ног (в композиции «Чебурашка»), «flex» - «point» в разминке стоп и т.д., которые помогают раскрывать суть движения (действия) и самого ребенка.
Итогом этой целенаправленной работы явились зрелищные, танцевальные композиции, представленные на праздничных мероприятиях в ДОУ и за его пределами (конкурсы и фестивали).
Используемая литература:
И. Э. Бриске «Основы детской хореографии». Челябинск 2012.