kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Картины природы в музыке Грига"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эдвард Григ вошел в историю музыки не только как самый значительный норвежский композитор, но и как музыкант, сумевший поднять музыку своей страны до уровня высокохудожественных образцов мирового значения.

Музыка северных стран Европы на протяжении долгих столетий была мало известна на континенте. Так, норвежское музыкальное искусство обрело европейское, а затем и мировое признание только в конце 19 века благодаря Эдварду Григу. Несомненно, его творчество было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны.

Народ в Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир, населенный гномами, троллями, эльфами, великанами… Нередко в этих поэтических сказках говорится о тех красивых напевах, прихотливых танцах, чудесных наигрышах, звуки которых раздаются в горах Норвегии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Картины природы в музыке Грига"»

Картины природы в музыке Грига

Фахрутдинова Альбина Равильевна, педагог по классу фортепиано

МБУДО «Детская музыкальная школа №21» г. Казани


Эдвард Григ вошел в историю музыки не только как самый значительный норвежский композитор, но и как музыкант, сумевший поднять музыку своей страны до уровня высокохудожественных образцов мирового значения.

Музыка северных стран Европы на протяжении долгих столетий была мало известна на континенте. Так, норвежское музыкальное искусство обрело европейское, а затем и мировое признание только в конце 19 века благодаря Эдварду Григу. Несомненно, его творчество было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны.

Народ в Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир, населенный гномами, троллями, эльфами, великанами… Нередко в этих поэтических сказках говорится о тех красивых напевах, прихотливых танцах, чудесных наигрышах, звуки которых раздаются в горах Норвегии.

Могучий дух обитает в горах,

И голос его свободный

Звучит с колыбели в наших сердцах

И в чуткой душе народной.

Тот ласковый голос, глубокий, родной,

Как говор листвы, как ручей лесной.

Живое эхо свободы

Он будет в душе народа…

Он – песни знакомой мотив родной.

Он – повесть и он же – сказанье,

Он горе смягчает в груди больной,

Он счастью дает сиянье,

Он – память о прошлом, он – сила любви,

Он – честь и геройство в нашей крови,

Он в самом далеком скитанье

Звезды путевой сиянье!

Эти стихи Генриха Ибсена точно и всеобъемлюще отражают образный мир, запечатленный в произведениях Эдварда Грига.

Через все творчество композитора проходит тема Родины. Красоту суровой норвежской природы, норвежского народа, его быт, искусство воспевает в своей музыке Григ.

Слова, которые он сказал о знаменитом норвежском скрипаче Уле Булле, можно отнести и к самому композитору: «За то, что ты, как никто другой, прославил нашу страну, за то, что ты, как никто другой, повел наш народ к светлым высотам искусства, за то, что ты, как никто другой покорял сердца, горячо и неустанно пролагал путь молодой национальной музыке, за то, что бросил семена, которые взойдут в будущем и за которые благословят тебя потомки наши за все сделанное тобой, - от имени норвежского музыкального искусства приношу великую благодарность…»

Григ с детства слышал норвежские пастушеские наигрыши, старинные баллады, острохарактерные норвежские танцы, и любовь к ним, желание запечатлеть их в своем искусстве, показать их своеобразную красоту всему миру он пронес через всю жизнь.

Яркая самобытность стиля Эдварда Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. «…Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство».

Григ страстно любил норвежскую природу, с 1885 года и до самой смерти Трольхауген («холм троллей», название, данное месту самим Григом) был основным местом жизни композитора.

Для Грига жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но и источником силы, творческого вдохновения. В горах приходят»исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек».

Вот как пишет он в 1897году: «…я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами, возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!»

Преклонение перед величием и красотой природы, тонкое чувство природы сказалось в творчестве Эдварда Грига. Это его песни («В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром»), многие страницы «лирических пьес» («Ноктюрн», «Птичка»), «Пер Гюнт» («Утро») и другие произведения композитора.

Разнообразное по жанрам, творчество Грига разнообразно по тематике. Картины народной жизни, родной природы, образы народной фантастики, человек с полнотой его жизнеощущения – таков мир музыки Грига.

Произведения Грига, о чем бы он написал, овеяны лиризмом, живым и трепетным отношениям композитора к темам своего творчества. «Слушая Грига, инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений, глубоко поэтических образов. Поэтому большое значение в его музыке приобретает программность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта.

Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные инструментальные наигрыши.

«Я записал народную музыку моей страны». За этими словами скрывается благовейное отношение Грига к народному искусству и признание его определяющей роли для собственного творчества.

«Лирические пьесы» составляют большую часть фортепианного творчества Грига. Непосредственность высказывания, лиризм, выражение в пьесе преимущественно одного настроения, небольшие масштабы, простота и доступность художественного замысла и технических средств – вот черты романтической миниатюры, которые свойственны «Лирическим пьесам» Эдварда Грига. Этот цикл произведений можно назвать «музыкальным дневником» композитора. Сюда Григ «вписал» самые разнообразные свои впечатления, чувства, мысли. По «Лирическим пьесам» видно, как много дум и чувств отдавал Григ родине. Тема Родины звучит в торжественной «Родной песне», в жанрово – лирической сцене «На родину», в многочисленных народно – танцевальных пьесах. Тема Родины продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах» Грига, в своеобразных мотивах народно – фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольт»).

Живые непосредственные зарисовки «с натуры» («Птичка», «Бабочка»), отзвуки художественных впечатлений («Песня сторожа»), музыкальный портрет («Гаде»), страницы лирических высказываний («Воспоминания») – таков круг образов этого цикла.

Особенности стиля «лирических пьес» так же разнообразны, как и их содержание. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности широкой, контрастной композиции («Шествие гномов», «ноктюрн»). В одних пьесах слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие впечатляют виртуозным блеском концертности («свадебный день в Трольхаугене»).

«Лирические пьесы» отличаются большой жанровой разнохарактерностью. Это элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, песня и ариетта. Художественную ценность циклу придает принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком, определяющий ее поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с каким воплощается в музыке «поэтическое задание».

В третьей тетради «Лирических пьес» доминируют светлые, поэтические образы природы: «Бабочка», «Весной», «Птичка».

Пьеса «Птичка» - пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких «поющих» трелей и «скачущего» ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. «Порхающие» фигурки коды создают ощущение легкости, простора.

В пятой тетради «Лирических пьес» появляются новые стилистические черты. Григ отходит от миниатюры, от камерных звучаний. Масштабы развития, контрастность образов, сочные тембровые краски позволяют говорить об оркестральности. Композитор словно переносит на фортепиано характерные особенности оркестрового письма: тембровое разнообразие, регистровые контрасты, рельефные фактуры.

«Шествие гномов» - один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания «шествия». Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на ее фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкоп; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; «стучащая» мелодия и резкие «свистящие» мелодические фигурки; динамические контрасты (pp –ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения. Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии. Чистый, ясный строй ее отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и ее параллели).

«Ноктюрн» - изумительный по тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живописной ясностью, но ни одна «живописная» деталь не выпадает из общего, глубоко лиричного тона «картины». Пьеса написана в динамической трехчастной форме. Основу первой части составляет лирическая мелодия, возникают живописные образы: трели птиц, легкое дуновение ветерка. С мастерством колориста Григ сумел придать красочность, тембровую окраску каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка – теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели – звонкий и чистый звук флейты. Средняя часть, легкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями. В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая, сильная кульминация темы звучит как выражение полного восторженного чувства.

Фортепианный концерт Грига – одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины 19 века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и Шумана. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие концерта. Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматическая первая часть, лирическая вторая и народно – жанровая картина в третьей.

Мощными аккордами рояля открывается первая часть. Звучит характерный норвежский оборот: начинаясь с тоники в высоком регистре, мелодия движется вниз, а потом мощным потоком устремляется вверх. Бурный пассаж охватывает весь диапазон рояля – и вдруг в среднем регистре возникает спокойная, лирическая тема. Затем она постепенно приобретает взволнованный характер, широкое, насыщенное звучание. Но вновь контраст, появляется остроритмичный народный наигрыш, потом задушевная песня. В каденции мягкая, скромная основная тема преображается в торжественный гимн.

В совершенно иной мир переносит слушателя вторая часть концерта. Перед мысленным взором предстает суровый северный край, где родился Григ. Оркестровая тема звучит неспешно, сдержанно, как задумчивое повествование о давно минувших днях. К ней присоединяется партия рояля, спокойное развитие которой напоминает струящийся ручей. Но вскоре динамика нарастает, и звучит восторженная, светлая песнь – вдохновенный гимн родной природе. Постепенно все замирает, словно растворяется в наступившей тишине. А через мгновение в оркестре возникает еле слышная ритмическая пульсация и начинается финал – праздничный, ликующий, напоминающий бурную народную пляску. Мелодии – одна лучше другой – сменяют друг, друга, и наконец, торжественная, радостная песнь заканчивает все это прекрасное сочинение.

Романсы и песни – один из основных жанров творчества Эдварда Грига. Связь со словом, лиризм, возможная близость к народной песне, широкая доступность произведений песенного жанра – все это отвечало самому существу дарования Грига.

Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов появился в год окончания консерватории, а последний – совсем незадолго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет ее в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу большинства романсов и песен Грига. Среди поэтических текстов песен Грига – стихи Ибсена, Бьернсона, Андерсена.

В песнях Грига встает большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы, написанные ярко и живописно, присутствуют в огромном большинстве песен, лирического образа всего как фон лирического образа («В лесу», «Море в ярких лучах сияет»). Тема Родины звучит в возвышенных лирических гимнах («К Норвегии»), в образах ее людей и природы (цикл песен «Со скал и фиордов»). Но, о чем бы не «пели» песни Грига, они несут ощущение полноты и красоты жизни.

У Грига много песен, основанных на цельной широкой мелодии, передающий общий характер, общее настроение поэтического текста («С добрым утром», «Избушка»). Наряду с такими песнями есть и романсы, в которых тонкая музыкальная декламация («Лебедь», «В разлуке»). Не нарушая цельности мелодии и обобщенности художественного образа, Григ выразительностью отдельных интонаций, удачно найденными штрихами инструментальной партии, тонкостью гармонической и ладовой окраски умеет конкретизировать, сделать ощутимыми детали поэтического образа.

«В лесу» - своеобразный ноктюрн, песнь о любви, о волшебной красоте ночной природы. Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют поэтический облик песни. В мелодии, широкой, свободно развивающейся, соединяются порывистость и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада, подвижность мелодических интонаций, аккомпанемент, чутко следующий за мелодией, - все это придает образную многогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха. Легким музыкальным штрихом в инструментальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пение птиц.

«Избушка» - музыкально – поэтическая идиллия, картина счастья, красоты жизни человека на лоне природы. Жанровая основа песни – баркарола. Спокойное движение, равномерное ритмическое покачивание как нельзя лучше отвечает поэтическому настроению (безмятежность, покой) и картинности стиха (движение и всплески волн). Необычный для баркаролы пунктирный ритм сопровождения, частый у Грига и характерный для норвежской народной музыки, сообщает четкость, упругость движению.

«С добрым утром» - светлый гимн природе, полной радости, ликования. Яркий мажор, быстрый темп, четко ритмованное, близкое к танцу, энергичное движение, единая мелодическая линия, устремленная к вершине и венчающая кульминацией, - все это дополнено тонкими выразительными деталями: «вибрато», «украшения» мелодии, словно звенящей в воздухе («лес звенит, шмель жужжит»); вариантный повтор части мелодии («встало солнце») в ином, тонально более ярком звучании; короткие мелодические взлеты с остановкой на мажорной терции; яркая «фанфара» в фортепианном заключении.

Среди песен Грига выделяется цикл песен на стихи Г. Ибсена. «Лебедь» - одна из вершин творчества Грига. Красота, сила творческого духа и трагедия смерти – такой представляется символика стихотворения Ибсена. Музыкальные образы, так же как и поэтический текст, отличаются предельным лаконизмом. Контуры мелодии обусловлены выразительностью декламации стиха. Но скупые интонации, прерывистые фразы вырастают в мелодию, единую и непрерывную в своем развитии, стройную по форме. Мерное движение и малая подвижность мелодии вначале, строгость фактуры сопровождения и гармонии создают ощущение покоя. Эмоциональное напряжение в средней части достигается при еще большей концентрированности, «скупости» музыкальных средств. Гармония застывает на диссонантных звучаниях. Мерная, спокойная мелодическая фраза достигает драматизма, увеличивая высоту и силу звучания, регистрового колорита, выделяя повторами вершинную, конечную интонацию. Красота тональной игры в репризе, с постепенным просветлением регистрового колорита, воспринимается как торжество света и покоя.

Много песен написал Эдвард Григ на стихи норвежского крестьянского поэта Осмунда Винье. Среди них один из шедевров композитора – песня «Весна». Мотив весеннего пробуждения, весенней красоты природы, связан здесь с необычным лирическим образом: остротой восприятия последней в жизни человека весны. Музыкальное решение поэтического образа, это светская лирическая песня. Широкая плавная мелодия состоит из трех построений. Сходные по интонационной и ритмической структуре, они являются вариантами начального образа. Но не возникает ощущения повторов. Напротив: мелодия льется на большом дыхании, с каждой новой фразой приближаясь к возвышенному гимническому звучанию.

Очень тонко, не меняя общего характера, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких – к эмоциональным («вдаль, вдаль простор манит»): исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми. Резкий тональный контраст (G-dur – Fis – dur) способствует четкости грани между разными образами поэтического текста.

В 1894 году Григ писал в одном из писем: «я … настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и, я думаю, они лучшее из когда – либо созданных мною». Автор многочисленных обработок народных песен, композитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой, Григ в конце своего творческого пути вновь и с новым интересом обращается к новой песне. «Я раздобыл этим летом в горах множество еще не опубликованных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлинным наслаждением изложить их на фортепиано. Так возник в 1896 году цикл «Норвежские народные мелодии» - девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэтических картинок природы и лирических высказываний.

Среди романсов позднего периода встречаются чисто декламационные, в которых основная смысловая нагрузка ложится на фортепианную партию. Ярким примером этого является романс «Светлая ночь» на стихи Отто Венцона, в котором ощутимы черты импрессионизма.

Едва ли не самым известным произведением Грига стали две его сюиты из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».

«Дорогой г. Эдвард Григ!... Я намерен приспособить для сцены «Пера Гюнта». Согласны ли Вы, написать к пьесе необходимую музыку?» - пишет Ибсен из Дрездена письмо Григу. Письмо Ибсена большое, с подробным разбором пьесы и указанием тех мест, где должна звучать музыка. Григ с радостью принимается за работу, так начинается плодотворное сотрудничество двух норвежцев, давшая миру одно из удивительных творений – музыкальную драму «Пер Гюнт». Содержание ее – жизнь Норвегии, ее быт, природа, фантастика, а главное люди. Герои Ибсена – обычно люди смелые, сильные, целеустремленные. Драматург не редко обращался к историческим событиям, древним скандинавским сагам. Вот и образ героя драмы «Пер Гюнт» писатель взял из норвежского фольклора, но превратил сказку в философское произведение и социальную сатиру, придав главному герою черты современного человека. Пер Гюнт – выдумщик, чудаковатый мечтатель, хвастун. В поисках своего личного счастья, богатства он скитается по свету и нищим, уставшим от жизни, возвращается на родину, где уже много лет ждет его в лесной избушке, верная, любящая Сольвейг. Пер не лишен обаяния, привлекательности, однако он готов идти по любой дороге, лишь бы избежать трудностей; он всегда приспосабливается к тому окружению, среди которого он очутился. А вот невеста Пера – Сольвейг, как и в сказке навечно остается верной, преданной своей любви.

Григ пишет музыку к «Перу Гюнту» поблизости от родного города Бергена. Он специально уединяется на время работы в маленьком деревянном домике – беседке, которую снял у местного пивовара. Домик стоит на склоне холма, утопая в густой зелени деревьев. Отсюда хорошо видно гавань, корабли, входящие в порт, и можно бесконечно любоваться красотою северного края.

Не все в пьесе Ибсена было близко Григу. Так, он не чувствовал в себе сатирического, обличительного дара, ему были чужды сарказм и язвительность, зато вдохновляли картины изумительной природы Норвегии, фантастические лесные сцены, и, конечно, эпизоды, в которых запечатлелись чувства и переживания героев – любовь и отчаяние, воспоминания и надежды.

Григ долго работал над партитурой к «перу Гюнту», и спектакль с его музыкой имел колоссальный успех.

Созданная для театральной постановки, музыка к «Перу Гюнту» получила значение самостоятельного художественного произведения. То соотношение музыки и драмы, которое устанавливает Григ, отличается своеобразием. Среди музыкальных номеров «Пер Гюнта» нет такого, который в обобщенной форме, концентрированно передавал основную идею произведения. Отдельные номера подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы: возвышенный, чистый лирический образ Сольвейг, трагедию Осе, поэзию природы, яркость фантастики.

«Пер Гюнт» Грига получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. В первую сюиту включены «Утро», «Смерть Осе», «Принц Анитры», «В пещере горного короля». Вторая сюита состоит из следующих пьес: «Жалоба Игрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта», «Песня Сольвейг».

Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композитора. «Утро» Грига – чудесный музыкальный пейзаж. В пьесе яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. Светлая прозрачная мелодия напоминает спокойный пастушеский наигрыш, тем более что ее исполняет флейта. Но дальше она звучит у разных инструментов в разных тональностях, расцвечиваясь самыми разнообразными красками. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха; «чистые» гармонические краски в сопоставлении друг с другом воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша появляются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. В широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно – образные к звучанию охотничьих рогов, легкие трели флейт – все это воспринимается, как лесные голоса на фоне тишины, покоя утренней природы. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнца, прорывающегося сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

…Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край фьордов и скал, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Через все свое творчество Григ пронес любовь к своей Норвегии, к прекрасной, суровой красоте родного края. Имя Эдварда Грига стало символом норвежской музыки.

П.И. Чайковский писал о музыке Грига: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величество широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик… Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту написал человек, движимый неотразимый влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры, повинующейся… напору живого, искреннего художнического чувства…»

Музыка Эдварда Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.


Литература

  1. «Музыкальная литература зарубежных стран». Выпуск №5. Изд. «Музыка». Москва 1965 г.

  2. М.Друскин «История зарубежной музыки». Изд. «Музыка». Москва 1967 г.

  3. Б. Астафьев «Григ» Изд. «Музыка», Ленинград, 1984 г.

  4. Н. Гриндэ «История норвежской музыки». Изд. «Музыка». Ленинград 1982 г.

  5. И. Кошмина, В. Ильинский «Путешествие в мир: Музыка» М:Олма – Пресс Гранд 2003 г.

  6. Л.С. Мархасев «Любимые и другие» Л., «Детская литература» 1978 г.

  7. Е.Л. Гуревич «История зарубежной музыки» Изд. «Академия» Москва 1999 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Картины природы в музыке Грига"

Автор: Фахрутдинова Альбина Равильевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок музыки 3 класс  По теме: «Картины   природы в музыке» "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-muzyki-3-klass-po-tiemie-kartiny-prirody-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "222338"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436185936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Разработка открытого урока по музыке в третьем классе по теме "Картины природы в музыке""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotkaotkrytoghourokapomuzykievtrietiemklassiepotiemiekartinyprirodyvmuzykie"
    ["file_id"] => string(6) "335510"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466446347"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Музыка утра.Конспект музыкального занятия. "
    ["seo_title"] => string(45) "muzyka-utra-konspiekt-muzykal-nogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "209632"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431251775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Открытый урок на тему:"В сказочной стране гномов""
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi_urok_na_temu_v_skazochnoi_strane_gnomov"
    ["file_id"] => string(6) "517920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566206113"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Лекция-концерт "Музыка зимы""
    ["seo_title"] => string(31) "liektsiia-kontsiert-muzyka-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "271926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451840484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства