Просмотр содержимого документа
«Странички интересных заданий по музыкальному искусству»
Глава 2. Практичекие задания.
Дорогой друг, мой любимый ученик! Эти задания ты не найдешь ни в одном учебнике по музыкальному искусству. Почему? А потому, что их придумал я, твой учитель. Не только для того, чтобы тебе было интересно на уроках, а еще и потому, чтобы ты расширил свой кругозор, учился мыслить нестандартно, творчески. Все задания создавались(придумувались) под девизом: «Ужасно интересно все то, что неизвестно.Ужасно неизвестно все то, что интересно».
Оценить задания, выразить свое отношение к ним ты сможешь с помощью условных об означений:
+ - это задание мне понравилось;
! – очень заинтересовало;
? – заставило задуматься(подумать);
0 – не заинтересовало.
Желаю успеха!
1.Восстановите страничку из личного дневника Л.Бетховена, которую вы случайно нашли в библиотеке.
2.О чем бы вы спросили В.Моцарта, если бы случилась такая возможность?
3.Прослушав музыкальное произведение напишите сочинение-миниатюру, начиная его таким образом: «Услышав музыку(указать автора), я представил…(почувствовал, подумал)…Например:
«Услышав музику С.Рахманинова, я подумал о том, что однажды человек встретился с грустной новостью. Ему стало невесело и тяжело. Он почувствовал себя птицей в клетке. И, чтобы вырваться из душевного плена, человек пошел к тихому и молчаливому созданию-природе».
«Послушав музыку П.Чайковского, я почувствовал грусть осенней поры. Человеку легче от того, что природа сочувствует ему».
«Прослушав музку Ф.Шопена, я представил зимний вечер. Композитор смотрел в окно. Он занимался своей любимой работой-сочинял музику. И сейчас она с новой силой зазвучала у него в душе».
«Я думаю, что в музыке больше минорного настроения, а светлый эпизод, как легкий порыв ветра, который быстро исчезает».
4.Придумайте диалог с одноклассником, который только что вернулся из музея Ф.Шопена(концерта). Каково его впечатление?
5.Представьте себя археологом, который нашел рукопись и в ней остались некоторые фразы. Попробуйте воссоздать текст:
«Й.С.Бах – не только композитор……. Он любил починять полифоническую музыку потому, что… Его называют философом…»
6.Напишите письмо Д.Шостаковичу с благодарностью за..
7. «Творческое кредо».
Проанализировать произведения композитора, сформулировать его кредо, воплотившись в образ этого композитора.
8.Представьте, что вы подошли вечером к кровати, а она поет. Ваши действия. Повторите песню.
9. Спойте историю конфеты, парты, мороженого. Создайте канон или дуэт.
10.Представьте, что вы первобытный человек. Создайте свою мелодію.
11. Спойте свой лучший сон.
12.В современном мире человек переживает много стрессовых ситуаций. Представьте, что
вы-психолог. Какой музыкой вы бы помогли пациенту?
13.Собранные осенью листя (или сделанные из бумаги), распределите по цветовой гамме в зависимости от изменений динамики в произведении.
14. Представьте себя на месте П.Чайковского в период написания им «Симфонии №6». Докажите, что композитору удалось реализовать свою мечту под названим «жизнь».
15. Подумай:
- что случится, если тему птички из симфонической сказки «Петя и волк» исполнят на валторне;
-тему волка-на флейте?
16. «Дерево мудрости». Учитель рассказывает материал, а 1 группа учеников записывает некоторые факты на листочках. Потом складывают их на столе учителя. 2 группа учеников берут эти листочки и проверяют точность записанных фактов.
16. «Картина, которая звучит». Нужно озвучить картину, например, И.Левитан «Весна. Большая вода». Можна предложить выбрать музыкальные произведения, например:
- С.Рахманинов «Прелюдия G – dur»;
- Ф.Шопен « Прелюдия C – dur»;
- С.Рахманинов «Прелюдия g – moll».
17. «Цветные ассоциации». Создать композицию в технике аппликации на музыкальные темы:
- «Карнавал»; -«Звуки джаза»; -«Вальс»
18. «Озвучь декорацию». Нужно объединить декорации, героев и музыкальное произведение.
ДЕКОРАЦИИ ГЕРОИ
Пещера Золушка
Сказочный замок Волк и семеро козлят
Деревянный домик Сказочный горный король
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
С.Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»
Е.Григ «В пещере горного короля»
М.Коваль «Волк и семеро козлят».
Создайте сенкан:
1. Прокофьев Й. С. Бах Д.Шостакович
5. Реформатор Философ Гумманист
20. «Самоанализ». Опишите музыкальное произведение с точки зрения одного из персонажей (по своему выбору):
- профессионального критика;
- начинающего работать журналиста;
- учителя;
- человека, который случаймо попал на концерт.
21. Размести фамилии композиторов в соответствии с названим стиля, в котором ои писали:
А. Лысенко, О. Бородин, Ф.Шопен, М.Мусоргский классицизм,
22. Объедините композиторов разных стран по хронологическим периодам:
В.Моцарт, К.Данкевич, М.Глинка, М.Березовский, 18 ст.
Л.Бетховен, А.Бородин, Й.С.Бах, А.Хачатурян, Э.Григ, 18-19 ст.
П.Чайковский, М.Вериковский, Я.Степовой, Д.Верди, 20 ст.
Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ж.Бизе, Д.Гершвин.
23. Назовите произведения, в которых героями стали реальные исторические личности:
-Наполеон Бонапарт;
- Богдан Хмельницкий;
- Михаил Кутузов;
-Борис Годунов.
24. Искусствоведческая эрудиция. В группах (в парах) создайте за определенное время ассоциативный ряд к следующим понятиям: «Романтизм», «Джаз», «Авангардизм в музыке».
27. Расскажите о композиторе, не называя его так, чтобы все догадались, о ком идет речь.
28. Расскажите о музыкальном произведении так, чтобы все догадались, о чем идет речь.
29.Проблемные вопросы:
Почему фольклор является неисчерпаемым источником творчества композиторов?
В чем секрет популярности композитора?
Докажите, что Д.Шостакович очень удачно использовал форму вариаций
для раскрытия образа врага в «Симфонии №7».
Почему В.А.Моцарта считают композитором, «который опередил свое время»?
Почему«Пісня про рушник» П.Майбороды вошла в «золотой» песенный фонд украинского народа?
Выдющийся учений – физик А. Энштейн слышал в музыке Й.С.Баха «гармонию Вселенной». Согласны ли вы с ним?
30. Послушав музику, домыслите ответ:
- «Я раздражен, я устал» - ?
- «Я хочу танцевать» - ?
- «Я чувствую себя, как дома» - ?
- «Я чувствую аромат цветов» - ?
- «Я слышу плач» -?
31. Вместо точек поставьте букву (первую из каждого выбранного слова) , но сначала выбери верный ответ:
. Е .В.ЕМ
Назовите автора произведения «Вокализ»:
А) М.Глинка;
Б) А.Бородин;
В) С.Рахманино .
2.Самый низкий по звучанню струнно-смычковй инструмент:
А) виолончель;
Б) контрабас;
В) альт.
3. Танець какого народа взял за основу симфонических вариаций М.Равель:
А) польского;
Б) французского;
В) испанского
32. Нестандартные вопросы:
Каким образом связаны произведения выдающихся грузинских деятелей Ш.Руставели, О.Тактакишвили?
Почему Ф.Шопена называют «поэтом фортепиано?
С произведениями какого композитора связано понятие «урбанизм»? Доказать.
Какое значение имело изучение фольклора для становлення оригинального творческого
стиля Ж.Бизе?
33. Подумате и скажите:
Дети, откуда вы знаете, что я человек?
Вы живая и двигаетесь.
Но автомобиль тоже двигается и вода в реке течет,
Вы говорите, а это умеет только человек.
Тогда послушайте, что я скажу: «Долины, и, куда, любимый, залиты, взгляд, не, солнцем, бросишь, родной, весь, как, край, навек, цветет, любимый, сад, вешний»,
Слова знакомые, но ничего не понятно.
А послушайте теперь: Солнцем залиты долины
И куда не бросишь вигляд,
Край родной, навек любимый
Весь цветет, как вешний сад.
- Это же песня, которую мы пели!
Что вы представляете, когда поете эту песню?
Родной край, в котором мы живем. Красивую природу, сонце, которое освещает луга, поля, деревья.
Картина стала живой?
Да!
А почему?
Потому, что речь красивая и понятная.
А почему в первуй раз не представили такую картину?
Было непонятно.
Таким образом, музыка – это тоже речь и в ней есть выразительность, красота и смысл.Так давайте же изучать и понимать эту прекрасную музыкальную речь!
34. «Одно целое»
Робота в групах. У одной группы карточки, на которых люди и животные что-либо делают. У другой – карточки з понятиями «темп», «динамика» и другими средствами выразительности в музыке. Детям нужно сопоставить карточки с действиями с известным средством выразительности . Например:
Черепаха ползет-------------------------
Лошадка бежит------------------------- Т Е М П
Машина едет------------------------------
Медведь рычит------------------------
Трубач играет----------------------------- Д И Н А М И К А
Мишка пищит---------------------------
35. «Композитор – произведение»
П.Чайковский ----------------------?
?---------------------«Прелюдия»
Русская
народная песня-----------------------?
?--------------------«Порги и Бесс»
Й.С.Бах--------------------------------?
?--------------------«симфония №5»
Г.Сковорода------------------------?
?-------------------«Концерт №2»
М.Леонтович----------------------?
36. Представьте, что у музыкального искусства нет эмблемы. Пофантазируйте и придумайте ее.
37. «Отгадай песню» :
О том, как девушка провожала жениха на войну;
С песней веселей в жизни, она помагает людям;
О силе влияния музыки и ценности музыкального инструмента;
О самом дорогом человеке на свете;
О самом веселом времени года.
38. «Перевоплощение»
Предложить детям младших классов провести необыкновенную дискотеку, на которой могут танцевать звери, птицы, игрушки…Ребенок сам должен выбрать себе роль, надеть смаску – соответствующую шапочку, придумать движения и исполнить их под музыку.
39. «Шумовой оркестр».
Предложить детям разные предметы или материалы, например:
Пластикове бутылки с разным наполнением;
звоночки;
бумагу разной толщины;
коробочки с зернами;
стекляшки;
палочки;
фольгу.
Предложить поиграть на придуманных инструментах, подумать, на что похоже звучание того или другого инструмента. Дома придумать свой инструмент и провести конкурс на самый оригинальный музыкальный инструмент.
40. «Стихотворение о поросенке Томе».
После изучения высоких и низких звуков предложить прочитать стихотворение, имитируя голосом и движениями то, о чем в нем говориться:
У маленького Тома есть поросенок дома.
Он не большой, не маленький, не толстый, не худой,
Не низкий, не высокий, не узкий, не широкий.
Он говорить не может, а хрюкает с душой.
41. «А теперь немножко пошумим».
Предложить детям пошуметь с помощью шумових или музыкальных инструментов. Шуметь стараться организованно, сопровождая звуками какие-либо слова из песни. Например:
Кошка Мурочка бегом лезет в чашку с молоком.
Жили-были два кота, восемь лапок, два хвоста.
Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван.
42. «Необычный хор».
Предложить детям спеть любимые песни в необычном хоре, например, в хоре звоночков, птичек, барашков…
43. «Такие разные снежинки».
Обратить внимание детей на то, что в класс залетели снежинки. Присмотреться, какие они разные: одна-веселая, другая- грустная, третья-плакса, четвертая- праздничная…
«А тепер одна из них начинает свой рассказ (звучит музыка). Какая снежинка принесла эту музыку? Почему вы так решили? Какое настроение передает музыка?»
44. Ученики 6 класса слушают «Скерцо» из сюиты №2 Й.Баха. После прослушивания получают задание: записать впечатления от музыке в форме рекламного анонса для газеты.
45. «Искусствоведческая экспертиза».
Создается группа « экспертов», в составе которой – «художник», «поэт», «музыковед». Предлагается картина: «художник» определяет особенности цветовой гаммы, композицию. «Поэт» - фрагменты литературных произведений, художественный образ которых ассоциируется с настроением картины. «Музыковед» ищет звуковые аналоги, формирует музыкальный образ, предлагает соответствующую музыкальную форму.
46. «Рисуем портрет».
Ученикам предлагается стать « психологами», которые должны будут дать словесную характеристику герою, которого они никогда не видели, но он оставил звуковое письмо, в котором написал о себе в свое время. Для слушания предлагаются произведения: М.Глинка «Гудит ветер», баллада Ф.Шуберта «Лесной царь», русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», украинские народные песни «Летіла зозуля», «Од Києва до Лубен». Ученики сравнивают интонационные, художественные, поэтические характеристики героев, составляют психологический портрет человека.
47. «Рисунок на стекле».
Ученкам предлагается стихотворение русской поэтесы Н.Бромлей «Скажи, художник». Дети подбирают ответы – ассоциации (как доказательства) из произведений композиторов. Например, зима – «Времена года» Вивальди, весна – произведения В.Моцарта, В.Косенко «Дождик».
48. «Творческое кредо».
Проанализировать произведения композитора, сформулировать его кредо, воплотившись в образ этого композитора. .