Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль педагога в развитии личности школьников на уроках музыки".»
Статья «Роль педагога в развитии личности школьников на уроках музыки».
Учитель – это одна из важнейших в обществе профессий. Ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание – две главные функции в деятельности учителя.
На уроках музыки школьники знакомятся с мировой классикой. На протяжении восьми лет, то есть с первого класса и по восьмой класс, дети слушают произведения Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, А. Шнитке, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусорского и другие.
Обучение происходит от простых произведений к сложным произведениям. Педагог производит голосом несложные классические произведения выдающихся композиторов-классиков. Ученики внимательно слушают и потом под руководством учителя воспроизводят данный пример фрагмента симфонии или концерта, или оперы, или оперетты.
На уроках музыки школьники не только слушают произведения композиторов-классиков, воспроизводят их голосом, но и обсуждают их. Ученики в Интернете ищут высказывания о том или ином произведении выдающихся деятелей, пытаются сами высказать свое мнение о данной пьесе, симфонии, опере, балете. Педагог в этом виде деятельности направляет ребят.
Из слушания музыки ребята под руководством учителя переходят к разучиванию песен. На протяжении восьми лет обучения музыки в общеобразовательной школе ученики разучивают много разнохарактерных песен разных направлений и разных народов. Поют соло, дуэтом, хором и т.д. Отсюда у ребят формируется личность, умеющая слушать, слышать своих товарищей.
Учитель с помощью УМК по музыке знакомит детей с народной и духовной музыкой, с сочинениями композиторов-классиков и современных композиторов. Учитель помогает развить личность ребенка, его способность видеть, слышать, чувствовать.
Во внеурочное время ребята активно принимают участие в районных конкурсах по музыке «Святые заступники Руси», «Голос», а также в концертной деятельности школы – это концерты, посвященные Дню Учителя, 8 Марта, новогодние праздничные хороводы. Последние несколько лет девчонки и мальчишки посещают мероприятия областного уровня хоровых соборов, где освоили технику соборного исполнения в многочисленном хоре в двух и трехголосном исполнении.
У ребят формируется понимание содержания произведений в процессе их исполнения, этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом наших региональных и этнокультурных особенностей. Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
После окончания курса «Музыка» у учащихся сформировано умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, размышлять, рассуждать и делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.