Современные выразительные средства игры на саксофоне ч2
Современные выразительные средства игры на саксофоне ч2
Современные приемы игры на саксофоне.
Современная инструментальная музыка с ее тончайшим интонационным строем, усложненным гармоническим языком, тембровым многообразием и изощренным метроритмом ставит перед исполнителем ряд новых и сложных проблем. Одной из них является необходимость дальнейшего расширения и обогащения технических и художественно-выразительных возможностей инструмента путем более широкого внедрения в исполнительско-педагогическую практику новых приемов звукоизвлечения.
Рассмотрение целого пласта современной саксофонной литературы показало, что номенклатура специфических приемов весьма многочисленна и разнообразна. В систематике приемы объединяются в группы по способу звукообразования и звукоизвлечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные выразительные средства игры на саксофоне ч2»
Современные приемы игры на саксофоне.
Современная инструментальная музыка с ее тончайшим интонационным строем, усложненным гармоническим языком, тембровым многообразием и изощренным метроритмом ставит перед исполнителем ряд новых и сложных проблем. Одной из них является необходимость дальнейшего расширения и обогащения технических и художественно-выразительных возможностей инструмента путем более широкого внедрения в исполнительско-педагогическую практику новых приемов звукоизвлечения.
Рассмотрение целого пласта современной саксофонной литературы показало, что номенклатура специфических приемов весьма многочисленна и разнообразна. В систематике приемы объединяются в группы по способу звукообразования и звукоизвлечения.
Глиссандо - прием игры, основанный на эффекте «скольжения» при переходе от одного звука к другому. На саксофоне он исполняется при помощи специфических действий амбушюра и аппликатурных действий пальцев. В нотах обозначается восходящей или низходящей чертой от одной ноте к другой:
Р. Нода «Импровизация»
Это одна из самых многочисленных групп, включающая такие разновидности как: глиссэйд (длинное глиссандо), портаменто - украшающий вспомогательный звук или группа звуков перед основным, украшаемым звуком. Характерной особенностью портаменто является применение плавного, «скользящего» перехода, как бы перетеканием от одного звука к другому. Обозначается мелкими нотами и не принимается в расчёт при ритмич. группировке нот в такте. Он пишется мелкой нотой с неперечёркнутым штилем и исполняется за счёт времени основного звука.
Вибрато - прием встречается в академической музыке, как правило, в отрезках кантиленного характера.Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу. В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.
Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т. п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетическом "идеале" вибрато: его соответствии определенному звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.
С точки зрения музыкальной акустики прием вибрато разделяется на вибрато высоты, громкости и тембра. Следует заметить, что при восприятии вибрато яснее слышится верхний звук размаха и меньше – нижний. Лучше всего использовать в игре на саксофоне умеренное вибрато с частотой порядка 5-6 кол/сек. Более частое вибрато, как убеждает практика, придает звучанию инструмента менее выразительный, скорее "назойливый" характер. Медленно воспроизводимое вибрато, создающее особый эффект "качания" звука в нижнем и среднем регистрах саксофона, характерно для исполнения определенного настроения джазовой музыки. Частота вибрато зависит во многом от характера исполняемой музыки, ее стиля, темпа, агогики, а также от индивидуального музыкального вкуса и исполнительской манеры саксофониста. В современных сольных сочинениях для саксофона, кроме основного вида вибрато встречаются его разновидности такие как – губная осцилляция (микровибрато), вибрато высоты, вибрато громкости (сморцандо), возрастающее вибрато, аккордовое вибрато, вибрато-тремоло, клапанное вибрато.
В современных сочинениях область применения вибрато расширяется, появляются такие новые его виды как: вибрато высоты, вибратиссимо, аккордовое вибрато, сморцандо, «флят-ман» или клапанное вибрато.
Трели и тремоло. С развитием технических возможностей инструмента область применения тремоло и трелей значительно расширилась. В музыке второй половины XX - начала XXI века можно встретить различные виды трелей и тремоло: как между двумя монофоническими звуками при самой разной интервалике (включая трели и тремоло на уровне микротонов), так и между мультифоническими образованиями. Также трели могут образовываться на выдержанной ноте при помощи дополнительной аппликатуры.
Штрихи. Если в базовой технике достаточно традиционный штрих двойное стаккато служил вспомогательным средством для игры быстрых пассажей, то в современных сочинениях он приобретает значение самостоятельного художественного приема. Перечень разнообразных штрихов пополняется также все новыми и новыми видами.
Мулътифоники - прием игры, производимый на монофоническом инструменте, когда две или более высоты звучат одновременно. Игра аккордов подразумевает специфические действия амбушюра, определенные аппликатурные движения, особую артикуляцию и подачу воздуха. Необходимо рассчитывать степень и точку прижима трости нижней губой, степень прогиба языка, количество воздуха, подаваемого в инструмент. Многозвучия возможно извлечь двумя способами: от основной и специальной аппликатуры.
Э. Денисов «Соната №2»
Легче всего взять мультифоник постепенно, начиная с одной из составляющих его нот. Но в наше время техника владения мультифониками развилась до такой степени, что возможно не только исполнение отдельно взятого мультифоника attacca, но и относительно быстрые ритмические последовательности мультифоников: здесь важно найти именно такой мультифоник, который может быть исполнен относительно несложно.
Отдельно нужно сказать о такой технике игры, как «расщеплённые звуки» — sons fendus. Это кларнетовая техника, применяемая также на саксофоне, которую тоже нередко причисляют к мультифоникам. Отличие от последних в том, что sons fendus исполняются на правильной аппликатуре какого-то звука, только лишь с помощью давления и особого положения губ на трости. В результате возникает звуковой комплекс, звуки которого расположены по обертоновому ряду (на саксофоне, в силу его специфики звучат только нечётные обертоны, причём верхние сильно занижаются), но благодаря описанным сложным взаимодействиям тонов между собой sons fendus имеют довольно резкий тембр. С помощью одних только губ можно «скользить» внутри одного многозвучия, выделяя те или иные обертоны, и даже исполнять своеобразное «глиссандо» по обертонам.
Четвертитоновая альтерация - особый вид звуковысотной организации (микрохроматики), основанный на отклонении от традиционного темперированного строя, при котором октава делится на 24 части. Корректировка звуковысотного строя в момент исполнения четвертитона осуществляется как за счет гибкости и мобильности в работе амбушюра, дыхания, так и благодаря концентрации слухового контроля для создания определенной высоты звука. Как правило, наиболее оптимальным при игре микротонов является использование дополнительной аппликатуры.
Р. Нода «Импровизация»
Приемы спектрального звучания с тембровыми модификациями. Следующая группа включает самые разнообразные приемы, предполагающие изменение качества тембра: детембр, сюртембр, тембролауди, тембральный акцент, энгармоническая дифракция, лайт, глостинг, субтон, бисбиглиандо (тембровое тремоло). Эти приемы производятся либо при помощи альтернативных аппликатур, либо - специфических действий амбушюра и языка. К данной группе можно причислить использование сурдины - дополнительного атрибута для тембровой перекраски звука.
Е. Подгайц «Гадание»
Шумовые и ударные эффекты. Современная техника значительно расширилась за счет включения совершенно необычной группы приемов, предполагающих воспроизведение звуков с сопутствующими им шумовыми и ударными эффектами:
- Slap-tongue или «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать - звукового щелчка, обозначаемого в нотах словом «slap»:
М. Броннер «Песня сегодняшнего дня»
- клик, игра на мундштуке, удары по мундштуку или трости и др.
Приемы делятся на три группы по физическим параметрам звукообразования:
1. приемы, связанные с нестандартной атакой звука;
2. эффекты, в создании которых участвует механика саксофона;
3. звуки, производимые за счет специфической вибрации губ.
Бифония и приемы с использованием голосовой фонации. Бифония - извлечение тонов с помощью голосовой фонации и одновременной игрой на инструменте. Прием с использованием голосовой фонации предполагает одновременное ведение мелодического рисунка и исполнение горлового пения. Горловое пение в условиях игры на саксофоне - это, как правило, протянутые ноты.
М. Броннер «Песня сегодняшнего дня»
Перманентное дыхание, также известное как непрерывное или цепное, - это разновидность исполнительского дыхания музыканта-духовика, получившая большое распространение в последнее время. Перманентное дыхание протекает без перерыва подачи воздуха в инструмент, когда носовой вдох происходит при одновременном выдохе через ротовую полость. Достичь непрерывности выдыхаемого потока воздуха возможно лишь при формировании еще одного резервуара для накопления дополнительного запаса воздуха (щеки) и использовании двух раздельных дыхательных путей.
Прием «смеха» значительно проще предыдущего. Он достигается обычным придыханием на слоге «ha» или «fa», обозначаемым в нотах на требуемых автором местах. В нотах это записывается обычно буквенными обозначениями без каких-либо дополнительных условных значков.
Р. Видофт «Веселый саксофонист»
Новые приемы с их необычными тембро-звуковыми характеристиками стали неотъемлемой частью современной системы средств музыкальной выразительности. Они имеют сложившуюся технологию игры, которая предполагает определенные двигательно-координационные действия, апробированные аппликатуры, установленные варианты степени и точки прижима трости, особые формы подачи дыхания.
В литературе для саксофона часто встречаются различные комбинации основных штрихов и их элементов: détaché и legato, portato и staccato и т. д.
Подобные разнохарактерные сочетания относятся к группе так называемых комбинированных штрихов. Основным условием их ясного "произношения" является устойчивое владение каждым штрихом в отдельности, четким согласованием движений языка с работой пальцев и дыханием.
В начальный период индивидуальной работы над штриховой техникой рекомендуется сначала изучать штрихи, выполняемые твердой атакой звука, затем – с помощью мягкой атаки. И только по мере их усвоения следует переходить к выполнению сложных штриховых элементов.
В повседневной работе над штрихами целесообразно придерживаться следующих основных требований:
1. Играть следует регулярно, используя в игре различные метроритмические и динамические варианты.
2. При развитии штриховых навыков исходить из артикуляционных особенностей выполнения атаки звука, строго контролируя его интонационную точность, силу и тембр.
3. Уделять внимание выразительной функции, добиваясь при работе над каждым из них художественной завершенности звучания.
4. Наряду с изучением типовых штрихов работать над различными их сочетаниями.
5. Добиваться тесного взаимодействия каждого штрихового приема с работой пальцев, амбушюра, дыхания при контроле слуха.
6. Штриховые особенности мелодии увязывать с необходимыми средствами выразительности.
Выполнение указанных принципов способствует последовательному развитию исходных звукомоторных навыков и штриховой исполнительской культуры в целом. Развитию штрихового мастерства активно поможет изучение такого музыкального материала, как гаммы, упражнения и этюды.
Заключение
Практика применения новых приемов игры на саксофоне, как особая сторона исполнительской специфики, все ещё не имеет единой технической и интонационно-выразительной концепции. Эта актуальная проблема, существующая сегодня в области игры на деревянных духовых инструментах, в том числе и на саксофоне, требует углублённого теоретического осмысления. Оказались пока в стороне вопросы изучения саксофонного репертуара, формирования высшего уровня игровой технологии, совершенствования творческих и интерпретационных способностей саксофониста и т.д. Восполнить этот пробел – значит придать импульс дальнейшему прогрессу отечественного искусства игры на саксофоне, и, как следствие этого, способствовать подготовке новой генерации профессиональных саксофонистов – музыкантов XXI века.
Список литературы и источников
Конец формы
Баранцев А. Мастера игры на саксафоне Петербургской – Ленинградской консерватории 1862-1985гг. Петрозаводск 1989 г.
Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в человеке. – М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2012
Беговатова М.А. Роли современного репертуара в концертно-конкурсной практике // Актуальные про- блемы музыкально-исполнительского искусства. История и современность. — Казань: 2010.
Иванов В.Д. Трактовка современных исполнительских приёмов в музыке для деревянных духовых инструментов // Современное музыкальное образование: актуальные вопросы педагогики, методики, практики. – М.: 2002.
Музыкальные Инструменты №13 Игорь Бутман: Саксофон – инструмент не академический. - Весна 2014-63 с..
Музыкальные Инструменты №14 Саксофон: И классика, и джаз - Лето 2012.-41 с
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2012-32 с.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2012.-58 с.
Сайт государственной электронной библиотеки( http://rsl.ru)
Научная электронная библиотека РФФИ (Http:elibrary.ru)
Центральная библиотека образовательных ресурсов (http://edulib.ru)